Posted 1 марта 2017,, 08:07

Published 1 марта 2017,, 08:07

Modified 11 сентября 2022,, 14:54

Updated 11 сентября 2022,, 14:54

Котокафе в Ростове: неудачная монополия

1 марта 2017, 08:07
Первое в Ростове котокафе оказалось не самым удачным бизнес-проектом, но его владелица открыла второе заведение и продолжает искать новые идеи для повышения эффективности.

Корреспонденты RostovGazeta попробовали разобраться, что движет инициаторами необычных проектов, кроме банального получения прибыли, и как устроен этот бизнес.

Идея

Ростовчанка Наталья Колесникова в начале 2016 года открыла первое в Ростове-на-Дону котокафе "Лапы и хвосты", в августе того же года было открыто второе помещение.

Идея к создательнице этого места пришла не в одночасье. "Я узнала, что в мире существуют котокафе. Потом обнаружила, что, оказывается, и в России они есть, в основном в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге", – рассказала Наталья.

По ее словам, бизнес это непростой, да и вообще бизнесом не назовешь. Многие котокафе России из первой волны уже закрылись.

Задумывалось все изначально как проект, способный окупать себя и при этом имеющий сильную социальную направленность. Одной из главных целей владелица котокафе считает "кошкотерапию" для взрослых и детей (в том числе – детей "с особенностями"), а также уменьшение количества бездомных животных.

Начальные инвестиции

"На открытие первого помещения понадобилось около 500 тысяч рублей", – рассказывает Наталья. Государственной поддержки или средств от инвесторов котокафе не получало. На просьбу выделить помещение государственные органы, по словам Натальи, никак не отреагировали. Средства пришлось собирать "с миру по нитке".

В ноябре 2015 года, незадолго до открытия, в группе котокафе "ВКонтакте" появилось объявление о том, что котокафе принимает денежные пожертвования добровольцев. Открытая статистика прихода, расхода и общего остатка суммы вывешивалась в соцсетях, пожертвования расписывались чуть ли не поименно. До конца 2015 года таким методом удалось собрать 17 190 рублей. Эти деньги, по словам Натальи, пошли на первичное лечение, уход и стерилизацию животных. Позднее взносы не принимались.

Затраты на само открытие при этом старались минимизировать. "Многое делали сами, и у нас много знакомых, которые нам со всем помогали", – рассказала Наталья.

Открытие

Открытие первого котокафе состоялось 2 января 2016 года в самом центре на улице Пушкинской. Время и место были выбраны неслучайно. До Пушкинской, расположенной в самом центре Ростова, легко добраться из почти любого района города, и именно в новогодние праздники количество свободного времени у людей максимальное, поэтому они могут позволить себе потратить его на что-нибудь новое, яркое, интересное.

Котокафе начиналось с 9 животных. "В настоящее время на Пушкинской проживают 10-12 котиков, в "Горизонте" 6-7, зависит от того, как часто их забирают", – сообщила хозяйка бизнеса.

Изначальная особенность котокафе состоит в том, что понравившегося питомца, которых обычно берут из приюта, стерилизуют и прививают, можно забрать домой в любое время.

"Около 30 котиков нашли свою семью через само котокафе. И порядка 20 через наши социальные сети", – подтвердила владелица сети.

Развитие

"У нас аудитория от 2 до 65 лет. Чаще всего приходят от 23 до 27 лет, в основном это девушки", – по итогам года работы смогла отследить Наталья.

В конце августа состоялось открытие второго кафе в торговом центре "Горизонт" с шестью котами и кошками.

"Эта идея возникла и реализовалась случайно", – поделилась Наталья. Изначально цели превращать котокафе в сеть у бизнес-леди не было.

"Чаще люди приходят на Пушкинскую. Возможно, это связано с тем, что там котокафе находится дольше", – предположила создательница проекта.

Сейчас кафе зарабатывает не только получая доходы за время посещения (по принципу антикафе). В его ассортименте появились товары с котами. На прилавках котокафе можно найти картины, серьги и броши ручной работы, магниты, статуэтки в форме изящных кошечек из гипса, блокноты и кошельки, вязаные брелоки, закладки для книг и даже самодельные плюшевые игрушки. Есть и вкусные сувениры – пряники ручной работы.

"Основные статьи расходов – это аренда, содержание котиков, содержание помещения (дезинфекторы, химчистка и прочее), а также наполнение котокафе угощениями для гостей", – сказала Наталья.

За время существования появилось множество новшеств. В некоторые дни здесь начали проводиться занятия по йоге, а также различные мастер-классы, среди которых – мыловарение, создание открыток, панно ручной работы, и многое другое. Кроме того, сейчас котокафе можно арендовать (от 2000 руб/час). Стоимость зависит от даты, времени и количества человек.

Также есть возможность купить абонемент на день. За 500 рублей время пребывания станет неограниченным. В выходной или праздничный день абонемент обойдётся в 650 рублей. Абонемент на 30 дней стоит 6 тысяч рублей.

Прибыль

Показатели прибыли ни хозяйка бизнеса, ни ее сотрудницы упорно не раскрывают. Но по приблизительным подсчетам RostovGazeta, исходя из того, что посетителей в день в каждом из котокафе в среднем 10 (по данным владелицы), и проводят они там около 1 часа 20 минут каждый, ежедневная выручка на одно котокафе от гостей составляет порядка 2500 рублей. Но это не считая нерегулярный доход от продажи сувениров. Вечером в будний день там действительно можно увидеть около 10-12 человек, но это в зимний период. По словам владелицы, в теплое время года посещаемость значительно снижается. А еще - гостей больше по выходным.

Получается, что итоговая выручка на одно кафе в месяц составляет порядка 80 тысяч рублей в месяц. Данный показатель может существенно расти в зимние месяцы и падать летом. При этом, по данным самой владелицы, ежемесячные расходы на одно заведение составляют около 200 тысяч рублей.

По словам бизнес-леди, примерно 1 миллион рублей был затрачен на дополнительные расходы за 2016 год. Таким образом, проект нельзя назвать сверхприбыльным, что, возможно, и толкает его владельцев на поиск дополнительных источников доходов.

Мнение эксперта

Корреспонденты RostovGazeta попытались узнать у создателя первого успешного антикафе "Циферблат" в Ростове Михаила Чуранова, в чем же секрет успеха таких заведений и чего не хватает котокафе для его обретения.

"Всегда сложно пробивать в свет любую новую идею", – поделился он.
По его словам, есть города с большим процентом новаторов, вроде Москвы, где при открытии чего-то нового сразу множество людей хочет это увидеть. В Ростове процент новаторов меньше, и потому необычные идеи имеют не такую высокую популярность.

"Проведение различных мероприятий на территории антикафе, к которому сейчас обратились "Лапы и хвосты" – это, безусловно, важно для развития, но не является панацеей. И тут очень многое зависит от ведущих, от формата. Быстрые свидания, игры в мафию, мыловарение и тому подобное – это сейчас есть в каждом антикафе, такими вещами гостя уже не удивишь", – добавил Михаил.

С финансовой же точки зрения всех тягот этого бизнеса не выдержали большинство из открывавшихся в Ростове и уже успевших закрыться антикафе. Окупаемость для них – самый сложный вопрос.

"Очень тяжело окупиться, имея совсем небольшую площадь самого помещения, да еще и при дороговизне аренды в центре. А у котокафе как раз небольшая площадь", – рассудил собеседник.

Содержание антикафе – это сложная и тяжелая работа, для финансового успеха нужен большой оборот и денежных средств, и людей. Следует либо начинать на очень льготных условиях аренды, либо видеть в этом всего лишь дополнение к какому-либо другому серьезному бизнесу, особенно не рассчитывая на то, что антикафе принесет владельцу какую-то прибыль, подытожил он.

"