Posted 3 апреля 2020,, 07:36

Published 3 апреля 2020,, 07:36

Modified 17 сентября 2022,, 16:56

Updated 17 сентября 2022,, 16:56

Упавший спрос: как спасти спорт в Ростовской области

3 апреля 2020, 07:36
Донские производители спортивных товаров, как и все отечественные компании, могут понести убытки из-за последствий коронавируса, ослабления рубля и дефицита бюджета. В свою очередь, это ставит под угрозу выполнение задач по увеличению числа людей, занимающихся спортом, которые никто не отменял.

Как в этой ситуации помочь компаниям, выпускающим спортивные товары, попытался разобраться корреспондент RostovGazeta.

В Ростовской области несут убытки, как и везде

Согласно данным открытых источников, в Ростовской области около шести производителей спортивных товаров. Они выпускают малые архитектурные формы, спортивное оборудование, футбольные экипировки и другую одежду.

Директор производителя спортивного оборудования RT-Sport Иван Стадников отметил, что условия в Ростовской области для производителя спортивного оборудования ничем не отличаются от условий в других регионах. «Это я знаю по личному опыту, так как с момента основания компании в 2013 году по 2018 год я проживал в Челябинской области и только год как все производство перевезено в Ростов-на-Дону. Что в Челябинске, что в Ростове — никакой разницы», — добавил он.

По его словам, в последние несколько лет заметно активнее стали проводить различные форумы и выставки, посвященные спортивной индустрии. «Но опять же, в большинстве случаев, это коммерческие проекты. В общем, ситуация стоит на месте — производитель спортивного оборудования в России ничем, на уровне законодательства, не отличается от производителя, например, мебели, коих в стране больше всех. Хотя, казалось бы, полезное дело делаем для общества», — считает Иван Стадников.

Он сообщил, что ограничительные меры из-за коронавируса значительно повлияли на бизнес. «Закрылись все тренажерные залы, спрос с их стороны упал почти до нуля. Если рассматривать частный сектор, то здесь есть небольшой рост спроса — все сидят дома, а спортом заниматься надо. Но все же, спрос есть, а как таковых объемных продаж — нет, так как, видимо, покупатели берегут свои деньги в такой непростой ситуации», — пояснил собеседник.

Нужно начать с реестра

По оценкам правительства России, российский рынок спортивных товаров превышает 500 миллиардов рублей в год. На спортивную одежду приходится 40% его объема, на инвентарь и оборудование — 29,4%, на спортивную обувь почти столько же — 24%. Отдельный сегмент — тренажеры, ежегодно в России их продают на 10,6% от всего объема спортивных товаров.

По мнению президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, задача отрасли — поддерживать спорт высоких достижений, массовый спорт и здоровый образ жизни населения, на что нацелена эта стратегия.

«Есть, конечно, то, где мы неплохо выглядим и себя полностью обеспечиваем. Это спортивное оборудование: как для залов, так и для открытых площадок. Есть тонкие места: спортивных инвентарь и экипировки. Здесь есть проблемы и предстоит поработать», — отметил он.

Как сообщает издание «Бизнес-Вектор» со ссылкой на экспертов, в этом году на отрасли может сказаться ослабление рубля и дефицит бюджета. Кроме этого, на производство спорттоваров повлияют последствия коронавируса, эпидемия как минимум нарушила логистику и поставки деталей из Китая. Зависимая от них российская спортивная продукция подорожает на треть или вовсе не будет готова в срок. В отрасли надеются, что коронавирус признают форс-мажором — и это позволит минимизировать потери производителей.

Как оценивают федеральные власти, в спортивной индустрии сегодня занято около 300 компаний в стране. Однако отраслевые эксперты отмечают, что в спортивные товары сегодня можно записать что угодно: от кроссовок до мотоцикла. Поэтому Российская Торгово-промышленная палата предлагает создать реестр предприятий спортивной индустрии и перечень спортивных товаров.

«Отсюда рождается следующий вопрос — это формирование предложений для государства, каким образом поддерживать развитие этой отрасли. Это могут быть финансовые вопросы, могут быть нефинансовые вопросы регулирования этой отрасли. Например, обнулить пошлины на ввозимое сырье для производства спортивных товаров. Такая тема тоже существует, не всё в качестве сырья имеем здесь в России», — отметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

С ним согласен и директор ростовской компании RT-Sport Иван Стадников.» Если будет создан такой реестр, то будет хорошо, возможно, появится какая-то поддержка от государства. Одна из мер, которую государству реализовать по силам — обязать все государственные учреждения осуществлять закупки только российского спортивного оборудования», — предположил собеседник. Он добавил, что в целом пока не привык рассчитывать на поддержку от государства.

По итогам 2019 года в Ростовской области физической культурой и спортом занимается 48% от общего числа жителей региона. В России этот показатель несколько ниже — каждый третий посвящает время физической активности. За ближайшие пять лет власти хотят увеличить этот показатель до 55%. Помочь решить эту задачу должен ряд национальных проектов: «Демография», «Спорт — норма жизни» и «Комфортная среда». Безусловно, вклад в рост числа людей, занимающихся спортом, должны внести и отечественные производители спорттоваров.

"