Posted 3 октября 2020, 11:30
Published 3 октября 2020, 11:30
Modified 18 сентября 2022, 10:53
Updated 18 сентября 2022, 10:53
Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, почему вопрос идентичности донских казаков не могут решить уже 30 лет.
Новый/старый язык
В конце августа прошла виртуальная конференция о сохранении казачьего языка. Ее участники опубликовали резолюцию, в которой говорится о признании самостоятельного казачьего языка, имеющего собственные диалекты (гутор, балачку и другие). Отмечается, что те природные казаки, которые пренебрегают изучением казачьего, в исторической перспективе “не смогут в полной мере считаться полноценными, социально адаптированными в казачьей среде, как личности, утратившие связь со своим народом”.
Один из участников конференции, писатель, основатель школы литературного гутора Вячеслав Бублеев рассказал, что для казаков важно сохранить свой язык, потому что “это преемственность поколений, это естественные процессы для всех народов”.
“Мы рассматриваем этот процесс в контексте того, что казачество является народом. В этом плане наша позиция незыблема, она идет от наших дедов и прадедов идет, вне зависимости от того, как кто интерпретировал в какие годы”, - отметил он. По словам Бублеева, меньшая часть людей сохраняет казачью культуру, но об этом не принято говорить. “Иначе это выбивается из общей концепции казачества, рыцарства современного и всего прочего, что нынче мы имеем - эту пародию на казаков”, - добавил собеседник.
Казак рассказал, что большая часть этого народа двуязычна или триязычна. “Мы разговариваем по-русски, мы могем гутарить. Это у нас из детства: в школе учились на русском, дома разговаривали на гутаре. Так, собственно, мы и живем”, - рассказал писатель.
Бублеев полагает, что единственное отличие казаков от всех народов в том, что люди не признают их народом. “В чем есть обида наша - никто не задается вопросом, является ли грузин грузином или он грузинского сословия, русский является ли русским. А вот к нашему народу - величайшая несправедливость совершилась”, - отметил он.
Он сообщил, что существуют свидетельства того, что язык казачества существовал. “В 1812 году Кутузов потребовал прислать толмача, чтобы взаимодействовать с казачьими частями в глубинке, потому что просто их не понимал. То есть, мы видим прекрасно, что язык был. Затем он был смешан с русским. То, что Шолохов применял, было принято называть южнорусским диалектом: на слово гутара 20 русских слов или перековерканных русских”, - пояснил он.
Кто продвигает язык
Вячеслав Бублеев сообщил, что активисты пытались продвигать свой язык в 90-х. “Но тогда не было базы, мощности, интернета для этого”, - отметил он. По словам эксперта, сейчас языком продолжает заниматься группа энтузиастов.
“Каждый народ твердо становится на ноги, когда у него появляется литературная форма языка, литературные произведения, то есть письменные источники. У нас никогда не было письменных источников, не было своей письменности. И вот она создана в 21 веке”, - сообщил казак. Он пояснил, что эта письменность основана на самобытных 40 тысячах слов из словарей - эти слова частично забыли из-за ассимиляции. По словам собеседника, сейчас активисты создают произведения на казачьем, готовят к выпуску свой первый национальный сборник.
По словам Бублеева, для любой культуры нужны инвестиции. “Для этого должно быть государственное решение. На данный момент мы справляемся сами”, - сообщил казак. Он привел в пример Израиль: там до 1920-х годов собственного языка практически не существовало. “В 20-х годах активно начинаются вливания, и сейчас никто не подвергает сомнению то, что иврит существует и существовал всегда. Это происходит с любыми языками и с любыми народами, когда начинается правильная политика в сторону сохранения языка”, - считает писатель.
С инвестициями, по его словам, начинают работать ученые, запускаются школы, печатаются учебники массовым тиражом, создаются аудио, видеоматериалы в СМИ. “Создаются условия, в которых имеет место быть язык. На данный момент картина противоположна. Все находится в фазе, в которой этим занимается группа энтузиастов, которые иначе поступить просто не могут”, - рассказал казак. Он привел в пример человека, который сам пять лет собирал из всех письменных источников словари, транслитерировал их, чтобы получить электронный словарь, которым сейчас могут пользоваться казаки.
Некому править
При этом Вячеслав Бублеев отмечает, что на данном этапе речь идет только о развитии языка, ни о каком отдельном управлении пока речи быть не может. “Это невозможно на данном этапе, после того, что сделали с казаками: в любой хутор, в любую станицу приходишь и всего одна-две казачьих семьи. Люди забыли основы, забыли казачье самоуправление”, - отмечает он.
По его словам, чтобы появилось это самоуправление нужны люди, которые способны управлять. “Когда человек добирается до власти сейчас, он начинает хапать. То же самое будет с современными казаками, так как они выросли в этом социуме, по этим понятиям. Мы не сможем добиться, чтобы у нас было справедливое государство. Должно вырасти поколение казаков и казачек по нашим обычаям, вольный человек должен быть, не затюканный, не забитый, потому что все это хапужество появляется от нищености духа”, - считает казак.
Собеседник отметил, что казаки сначала ставили во главу угла общее, а потом личное. “Есть старая байка. В хуторе Малахов в станице Боковской затеялись на церковь колокола поднимать, а колокола не идут. Строили эту церковь на народные деньги с 1904 года по 1913. Батюшка говорит, вы все в грехе живете, вот колокола и не идут, отойдите все. Сейчас бы мало кто мог признаться, что в грехе живут, а тогда несколько человек отошло, потому что подумали “как же люди поднимут колокола”. И колокола подняли. Вот на том воспитании была возможна народная власть, а на нынешнем это невозможно”, - пояснил писатель.
Причины “казачьего вопроса”
Корреспондент RostovGazeta спросил представителей Войска Донского об отношении к тому, что часть людей при переписи указывает в национальности “казак”. Однако оперативного ответа не получил.
Политолог Александр Джадов сообщил, что для Ростовской области вопрос национальности казачества традиционно актуальный. “В Советское время было определенное табу на эту тему. В начале 90-х годов, когда была полная гласность, началось переосознание самоидентичности донского казачества. И донские казаки имеют полное право с любой точки зрения, чтобы себя самопрезентовать таким образом”, - считает он.
Он отметил, что Россия до сих пор муссирует имперский дискурс в плане нацобразования, поэтому каждый может называть себя кем хочет. “Соответственно, донские казаки имеют полное право называть себя донскими казаками. Это первое”, - сообщил собеседник.
Вторым важным аспектом он назвал то, что с точки зрения этнологии очень сложно выделить некий этнос “казаков”. “При этом каждый дончанин имеет право называть себя той национальностью, которой считает нужной, не выходя за рамки Российской Федерации. То есть, гражданство России, национальность - казак или любая другая из присутствующих здесь”, - пояснил эксперт.
Политолог рассказал, что участвовал в социологическом исследовании этого вопроса в 2011 году. Тогда изучались 27 населенных пунктов на Дону, в Ставрополье, Краснодарском крае и Карачаево-Черкессии. “Мы слышали из первых уст мнения по этому поводу. Вопрос о том, чтобы говорить о национальности, этносе определенном, больше всего муссируется на Дону из трех традиционно казачьих регионов (Дон, Кубань и Ставрополье)”, - сообщил эксперт. Джадов полагает, что донское казачество имеет на это право, так как наиболее пострадало от расказачивания. “Но пока яркого политического характера этот процесс не имеет”, - заключил собеседник.
Причем здесь маргиналы
Александр Джадов сообщил, что идеи казаков создания отдельной республики - это единичные истории. “Я знаком с этими людьми. Вряд ли это может иметь какую-то массовую поддержку. Скорее, это такие маргинальные элементы, не побоюсь этого слова, которые говорят о выделении Донской республики”, - рассказал он.
Политолог отметил, что в 1918 году при офицере царской армии Атамане Каледине был прецедент создания Донской казачьей республики. “Опираясь на эти исторические аналогии ряд людей создал абсолютно виртуальную казачью республику уже в наше время. Но это не имеет никакой поддержки общественности. Сами понимаете, что к казачеству в целом и уж тем более к какому-то сепаратизму население нашего региона совершенно не готово. И даже воспринимает эту идею дико”, - сообщил Джадов.
Что касается языка, то Джадов отметил, что однозначно существует региональный язык - так называемый регионалект. “Есть казачий гутор, кубанская балачка, точно также существует регионалект поморов, пермяков и так далее. Это один из регионалектов большой Российской империи, наследницей которой является Российская Федерация”, - добавил он.
Политолог считает, что говорить о каком-то особом языке невозможно исходя из генеалогии самого казачества. “Что такое казачество? Оно формировалось из разных людей, которые в разное время по разным причинам приходили на Дон. О каком языке может идти речь, когда эти люди всегда приносили с собой что-то извне?”, - рассказал эксперт. По его словам, речь идет не только о славянских элементам. “Например, калмыки были приписаны к донскому казачеству. Мы можем считать их диалект казачьим? Конечно, нет. Но что-то они вносили свое. Тюркский элемент присутствовал и присутствует. Даже в великих произведениях “Тихого Дона” это указано, описано. И если мы сейчас, спустя века, поездим по станицам, то мы найдем там определенный тюркский элемент”, - пояснил собеседник. Он сообщил, что это процесс нацобразования, на который надо смотреть шире: в контексте того, как образовалась и существовала Российская империя, затем Советский Союз. “Хотя, конечно, в Советском Союзе по отношению к казачеству происходили ужасные события”, - добавил политолог.
По прогнозу Джадова тема того, что казачество - это отдельный особый этнос будет муссироваться, отдельные активисты это будут утверждать. “Но я не думаю, что это приобретет какие-то радикальные последствия или политический окрас, потому что все равно мы учились в одних школах, на одних учебниках. Соответственно, если мы не берем какой-то родовой подтекст, то культурно мы все живем в одном пространстве”, - считает эксперт.