Posted 4 февраля 2019,, 15:41

Published 4 февраля 2019,, 15:41

Modified 17 сентября 2022,, 15:48

Updated 17 сентября 2022,, 15:48

Воспитание родителей в 90-х толкает подростков на преступления в Ростовской области

4 февраля 2019, 15:41
В последнее время Ростовскую область потрясли несколько преступлений, совершенных подростками.

Среди них убийство отчима молотком для отбивания мяса и удушение матери двоих детей в Миллерово. Корреспондент RostovGazeta выяснил, почему дети идут на столь тяжкие преступления и как этому помешать.

Несмотря на то, что резонансных случаев было много, общие цифры говорят о том, что юноши и девушки, которым нет 18 лет, все реже нарушают закон. Правда, в расчет идут данные за 11 месяцев 2018 года. Согласно порталу правовой статистики при Генеральной прокуратуре РФ, подростки в Ростовской области совершили меньше особо тяжких преступлений: 29 в 2017 году против 19 нарушений закона за 11 месяцев 2018 года. Сократилось количество тяжких преступлений, средней и небольшой тяжести. В целом, Генпрокуратура выявила меньше подростков-преступников в регионе. В 2017 году это было 938 человек, за январь-ноябрь 2018 года - 813.

Однако проблема продолжает быть острой: Ростовская область поднялась в рейтинге по показателю детской преступности. В 2018 она заняла 11 место по России, в то время как в 2017 регион был на 13 месте.

Виноваты родители, мечты о богатстве и 90-е

"Подростковые преступность, алкоголизм, бродяжничество, попрошайничество взаимосвязаны. То есть, если подросток страдает алкоголизмом, то преступность или попрошайничество будут налицо. Такие дети, достигая возраста, когда они могут ответить за свои преступления, в большинстве случаев превращаются в криминальные личности", - считает кандидат социологических наук Дарья Гугуева. Она привела данные опроса в среде преступников, согласно которым 53% правонарушителей совершили преступления в возрасте от 14 до 16 лет, 30% - между 17 и 18 годами.

Семейный психолог Ирина Нефедченко уверена, что преступления совершают подростки из семей, где родителей волнуют только проблемы: ребенок попал в полицию, выбил окна, с кем-то подрался. А позитивные моменты, хорошие оценки, например, остаются незамеченными. "Соответственно, подросток неосознанно начинает совершать все больше проступков. Если вовремя этот процесс не остановить, то, скорее всего, он начнет нарушать закон, вступать в группировки, делать то, что социум не приемлет, чтобы обратить на себя внимание", - заключила Нефедченко. Психолог отметила, что на практике такие дети часто испытывают недостаток внимания, страх того, что они не нужны.

"Даже в этом примере, где женщина отказала в интиме и ее задушили. Возможно, отказ для подростка значил, что сам он не значим, и это вызвало моментальную агрессию", - добавила психолог.

По ее словам, подросток из обычной семьи не предлагал бы секс взрослой женщине. Если бы он решился завести об этом разговор, то, вероятнее всего, со своей сверстницей.

Социолог Дарья Гугуева называет несколько причин подростковой преступности. Первая из них – недостаточность воспитания. "Родители зачастую стремятся переложить воспитательные функции на школу или СМИ, часто общение с детьми заменяется совместным просмотром телевизора, где дети видят криминальные структуры", - рассказала социолог. Вторая причина – растет количество асоциальных семей. "Современные родители были подростками в 90-х годах. Экономические проблемы, которые появились в молодой России, заставляли родителей много работать. И подростки 90-х были предоставлены сами себе, они не получили должного воспитания и должной модели семьи", - считает специалист. Гугуева добавила, что теперь эти люди не могут дать нужную модель семьи своим детям. "Нынешние подростки воспитываются в сложных условиях: либо это семьи с одним родителем, либо семьи, где нет достаточного внимания к детям, либо семьи, где родители наркоманы или алкоголики", - добавила она.

Кроме того, подростки мечтают о быстром обогащении и желании самоутвердиться. "Это приводит их в криминальную среду и экстремистские группировки, где есть легкие деньги", - добавила социолог. На подростковую преступность влияет отсутствие распространенных бюджетных форм досуга. "Да, есть много кружков и секций, но для них нужны деньги. Не каждая семья может себе это позволить, и дети остаются предоставленными сами себе", - считает Гугуева. По словам социолога, для подростков также нет организованного летнего отдыха. Гугуева рассказала, что подростки стремятся к объединению: только в группе они чувствуют свою силу и реализуются как личности. "Они примыкают к неформальным группировкам, зачастую криминальной направленности, потому что формальных молодежным групп, которые бы направляли детей и занимались их воспитанием, не существует", - считает социолог.

Спасут скаут-отряды, психологи и театр

Психолог Александр Галицкий считает, что наказание не имеет достаточного эффекта: во многих случаях оно бесполезно вовсе, так как не работает с причинами проблемы. "Намного эффективнее и предпочтительнее - работа с такими людьми. Чем меньше возраст, тем более необходима именно реабилитационная работа. В первую очередь, в такую работу входит наблюдение, сопровождение и помощь", - отметил он. По мнению Галицкого, подросток с меньшей вероятностью совершит преступление, если у него будет увлечение, на которое он будет тратить свое время. "Важно, чтобы выбор был его собственным. Увлечение становится необходимой возможностью самоактуализации и самоутверждения", - добавил он.

Социолог Дарья Гугуева считает, что общество должно организовывать досуг и отдых детей, доносить им, что будет в случае нарушения закона, учить подростков отвечать на криминальные предложения и принимать самостоятельные решения.

"Подростков нужно вовлекать в позитивную деятельность. Например, в Америке есть скаут-отряды, в Советском Союзе были тимуровцы", - добавила социолог.

Психолог Ирина Нефедченко уверена, что психологам нужно проводить профилактику состояния подростков.

"Например, увеличить взаимодействие с психологами в школе, чтобы специалист не просто тестировал учеников и складывал все в коробочку, а общался со школьниками лицом к лицу. Психологи бы смогли выяснить, насколько подростки адаптированы, и помочь им, если это нужно", - считает Нефедченко.

По словам Нефедченко, важно, чтобы все проходили эту процедуру. Так нельзя будет узнать, кто потом будет продолжать общаться со специалистом, что сохранит анонимность школьников.

Координатор проекта "Шаги во взрослую жизнь" социального центра помощи семье и детям Ростова Лидия Демичева считает, что подросткам поможет помощь волонтеров. В частности, студенты-конфликтологи первого курса проводят в ростовских школах на протяжении полугода форум-театр. "Подростки делятся на небольшие группы и решают, что их могло бы беспокоить. Допустим, школьника ругают за то, что он курит, у него на этой почве развивается конфликт с родителями, со школой, с учителями. Эта история проигрывается, вместе с остальной группой они предлагают, как можно бы изменить поведение самому школьнику, родителям, учителям, чтобы конфликт не развивался", - рассказала Демичева. По ее словам, форум-театр помогает понять, какая существует проблема, и ее разрешить. Школьники там заявляют о разных трудностях: недопонимание родителей, проблемы с поступлением, конфликты с учителями, вредные привычки. "Не всегда человек понимает, что ситуация может испортить ему жизнь. А когда она выносится на обсуждение, конечно, он задумается, а нужно ли в дальнейшем двигаться по этому пути", - добавила Демичева.

"