Страховщики Ростова отказались от "допуслуг", но вновь обманывают водителей

Страховщики Ростова отказались от "допуслуг", но вновь обманывают водителей
Аналитика

4 сентября 2018, 17:22
Фото: riafan.ru
Многомиллионные штрафы и постоянный контроль надзорных органов заставили страховые компании в Ростове отказаться от навязывания дополнительных услуг и попыток помешать автовладельцам заключить договоры ОСАГО.

Но страховщики придумали новые способы обмана водителей.

С 1 января 2017 года страховые компании обязали продавать полисы ОСАГО через Интернет. Однако, многие компании делали это с большой неохотой, создавали искусственный дефицит электронных полисов, навязывали дополнительные услуги при посещении клиентами офисов.

Естественно, люди стали жаловаться, и уже в марте 2017 года Ростовское УФАС уличило в сговоре СПАО "РЕСО-Гарантия", СПАО "Ингосстрах", АО "СОГАЗ", ПАО СК "Росгосстрах", ОАО "Альфастрахование" и САО "ВСК". Все они были привлечены к административной ответственности, хотя некоторые и пытались оспорить решение в суде. В итоге, в мае 2018 арбитраж в очередной раз обязал заплатить за навязывание допуслуг СПАО "РЕСО-Гарантия", СПАО "Ингосстрах" и АО "СОГАЗ" 10 миллионов рублей. Годом ранее, в мае 2017 года, за сговор с техстанцией по продаже техосмотров на 19 миллионов рублей было оштрафовано ПАО "СК "Росгосстрах". Таким образом, некий порядок на рынке ОСАГО был наведен.

Корреспонденты RostovGazeta решили разобраться, какова ситуация на сегодняшний момент, тем более, что с 4 сентября 2018 года запущен новый порядок оформления ОСАГО в электронном виде. Основное изменение в том, что электронная страховка вступает в силу только через 72 часа после оформления на сайте страховой компании.

Местных нет

Как рассказали в управлении службы по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг по ЮФО (надзирает в том числе и за деятельностью страховых компаний), на рынке Ростовской области работают только филиалы федеральных страховых компаний, местных уже не осталось. При этом, 87% всех жалоб на страховые компании составляют именно вопросы ОСАГО, рассказали в ведомстве.

Почти половину этих обращений (46%) составляют жалобы на неправильный расчет коэффициента "бонус-малус", то есть скидки за безаварийную езду. Еще 23% недовольны работой сервисов по выдаче электронных полисов. Вопреки ожиданиям журналиста RostovGazeta, жалобы на навязывание дополнительных услуг составляют всего 5% и лишь 4% недовольны соблюдением сроков выплаты страхового возмещения. Всего же, по данным надзорного органа, количество жалоб в первом полугодии 2018 года сократилось в 1,7 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Эту информацию подтверждает и наш источник в одной из страховых компаний. По его словам, большинство страховых компаний предпочитает не лезть на рожон в плане навязывания дополнительных услуг и задержкой сроков выплат. Для страховой компании намного выгоднее игнорировать скидки за безаварийную езду.

"Базовая скидка за безаварийную езду (коэффициент "бонус-малус" КБМ) составляет 5% ежегодно, максимально достигая величины в 50%. Именно этот КБМ зачастую и игнорируют крупные страховые компании, рассчитывая на то, что при большом потоке клиентов, последние их просто не замечают", - рассказывает источник . Еще один способ – когда при выдаче нового полиса, страховщик требует предъявить старый, как правило, клиенты их не хранят, и на основании этого им выдается новый без учета КБМ. Хотя на самом деле вся эта информация содержится в общей базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА), нужно просто заставить своего страховщика проверить эту базу", - поясняет эксперт.

Программный обсчет

Корреспондент RostovGazeta попробовал приобрести полис на сайте нескольких страховых компаний. Никаких серьезных проблем не возникало, более того, некоторые компании даже не требовали заводить личный кабинет на сайте. Но такая кажущаяся легкость должна настораживать, считает наш источник.

По его словам, нередки случаи, когда делаются сайты-зеркала, человек совершает платеж, и в итоге остается и без денег, и без легального полиса. Поэтому, оптимальным способом получения электронного полиса является сайт РСА, на котором интегрированы все аккредитованные страховые компании.

Но и здесь есть свои нюансы. Например, сейчас при замене прав ГИБДД не указывает номер старого водительского удостоверения. Соответственно, накопленные на старых правах КБМ не переходят на новые и сгорают. Поэтому страхователю желательно иметь хотя бы копию старого водительского удостоверения.

Еще одна хитрость заключается в том, что система настроена так, что она работает только с беспроблемными водителями.

"У тех страхователей, которые только начинают ездить или у них были аварии, купить полис в Сети вряд ли получится. Программы настроены так, что они пропускают только водителей, у которых есть стаж безаварийной езды, определенный опыт и страховая история. У них даже КБМ подтягивается автоматически. Остальных просто отсекают на программном уровне", - говорит наш источник.

Комментируя изменение стоимости ОСАГО, спикер утверждает, что конечных решений еще не принято. Понятно только, что будут снижены тарифы на страхование мотоциклистов и для жителей сельских районов. Для горожан же ситуация будет обратной. В связи с этим, возможен рост мошеннических афер как оформление страховки с указанием регистрации автомобиля в местности с низким тарифом. Однако, как показывает практика, такие уловки чреваты осложнениями, поскольку в случае страхового случая вся ответственность ложится на водителя. При выборе же страховщика источник советует руководствоваться принципом "сарафанного радио".

Что касается глобального улучшения качества работы страховых компаний, то здесь, по мнению специалиста, ситуацию может исправить лишь очередная штрафная кампания со стороны надзорных и регулирующих органов.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter