Posted 8 апреля 2019,, 14:23

Published 8 апреля 2019,, 14:23

Modified 17 сентября 2022,, 15:57

Updated 17 сентября 2022,, 15:57

Жители Ростовской области переходят на дешевую бытовую технику

8 апреля 2019, 14:23
В Ростовской области средняя цена на покупку бытовой техники увеличилась на 11%, в результате чего жители региона переходят на более дешевый сегмент и предпочитают покупать товары китайских производителей.

Как сообщает программа «Бизнес-вектор», оборот российского рынка бытовой техники в прошлом году составил 486 миллиардов рублей. Две трети этой суммы приходится на крупную бытовую технику: холодильники, стиральные машины, кухонные плиты. Во главе мелкой бытовой техники - пылесосы. Ежегодно их продают на 40 миллиардов рублей. На прочих малых помощников в быту приходится более 120 миллиардов рублей в год.

По словам главного аналитика ООО "ЦАФТ" (Центр аналитики и финансовых технологий) Антона Быкова, на первый взгляд ситуация на российском рынке бытовой техники выглядит очень неплохо. В денежном выражении в 2018 году он вырос на 17% к объему 2017 года, для сравнения мировой рынок за этот же период вырос всего на 4%.

"Может сложиться впечатление, будто российский рынок переживает настоящее возрождение после сложного периода кризиса 2014-2016 годов. К сожалению, все не так, как кажется на первый взгляд, если вместо денежных показателей взять натуральные, то окажется, что в штуках рост был гораздо скромнее всего 5% за год. При этом "раздувание" денежных показателей было связанно с ослаблением рубля (за 2018 год на 17%) и особенностью потребления на кредитные средства, когда предпочтение отдается более дорогим товарам", - сообщил Быков.

По его словам, все успехи 2018 года в основном связаны с третьим и четвертым кварталом. Причины банальны, это и ожидание роста цен из-за ослабления рубля, и повышения НДС с 18% до 20%, и ожидания роста процентных ставок. В итоге граждане решили совершить превентивные покупки по выгодным ценам и взвинтили объемы продаж.

"Что касается Ростовской области, то учитывая кредитную специфику текущего российского потребительского спроса, можно достаточно точно определять динамику рынка бытовой техники по объемам кредитования. Так, в целом по России объемы кредитования физических лиц в 2018 году выросли более чем на 20%, при этом в Южном федеральном округе значение оказалось гораздо ниже, около 14%. По Ростовской области еще меньше - значение не превысило 10%. Выводы по динамике продаж бытовой техники очевидны и напрашиваются сами собой", - подчеркивает эксперт.

Как сообщил представитель компании Holodilnik.ru Денис Егоров, последние несколько лет регион ЮФО, в том числе Ростовская область, активно росли в продажах.

"Это было связано, на мой взгляд, как с недостаточным покрытием региона крупными федеральными сетями, так и с небольшой активностью местных игроков, обладающих недостаточной экспертизой для полноценной конкуренции с федералами. В этом году рынок ЮФО растет заметно меньше, что может быть связано как с насыщением его предложением, так и с падением спроса", - говорит Егоров.

Как сообщили в компании Позитроника, по итогам первого полугодия рынок электроники и бытовой техники на Юге России вырос приблизительно на 18%. Особым спросом у южан пользуются телевизоры.

«Однако популярные товары относятся к категории B-брендов, а значит имеют невысокую стоимость. Сейчас средний чек в этой группе составляет 14 000 – 15 000 рублей. Наравне с этим, качество B-брендов растет также, как и технологические мощности компаний- производителей. Аналогичное смещение спроса произошло и в категории «Крупной бытовой техники», здесь покупатели обращают больше внимания на цену и чаще делают выбор также в пользу Б-брендов», - рассказали в компании.

Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин заявляет, что за 2019 продажи бытовой техники увеличатся на 2-3%.

«В РФ производятся компоненты для ряда категорий рынка бытовой техники и электроники, однако покупатели зачастую предпочитают более дорогие импортные аналоги из-за более широкого ассортимента и функций», - рассказал эксперт.

Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин сообщает, что в России создана такая организация, как “Роскачество”.

"Она присваивает знак качества тем продуктам и вещам, которым они провели экспертизу, в том числе привлекают экспертов ТПП на местах. С тем, чтобы если уж этот знак присваивается, то он соответствовал действительно высочайшему качеству не только для российского рынка, но и для работы на зарубежных рынках", - говорит эксперт.

Прогнозы неутешительные

По данным программы "Бизнес-Вектор", компании, занимающиеся продажей бытовой техники, уменьшают средний чек изделия, чтобы сохранить объемы и выручку. В Ростовской области также это подтверждают.

"Это связано с падением реальных доходов населения, продолжающихся последние 5 лет. Спрос смещается в сторону наиболее дешевого сегмента, брендов класса "Б" и товаров китайских производителей. Емкость рынка в рублях достигла докризисного уровня только в прошлом году (т.е. на его восстановление ушло не меньше 4 лет), а продажи в штуках во многих сегментах до сих пор так и не вышли на докризисный уровень", - рассказывает Денис Егоров.

Он уточняет, что основной рост рынка в Ростовской области в прошлом году пришелся на сектора MDA (мелкая бытовая техника) и Телеком (мобильные телефоны, гаджеты и т.д.), а основным источником средств для населения стали различные кредитные продукты.

"Синергия этих факторов не могла не сказаться на среднем чеке. Если падение реальных доходов населения продолжится, любые потребительские рынки, в том числе и рынок бытовой техники, ждут времена еще более худшие", - подчеркивает Денис Егоров.

Главный аналитик ООО "ЦАФТ" (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков также соглашается с таким развитием ситуации.

«В условиях как выражается Банк России «консервативной» политики потребления граждан, компаниям при повышении налогов и сборов остается либо увеличивать цены и терять долю рынка, из-за падения объема продаж, либо жертвовать прибылью, надеясь на лучшие времена и откладывая повышение цен, когда у россиян начнет выправляться уровень доходов. К сожалению, обнадежить компании нечем, даже по прогнозам российских властей в ближайшие годы ситуация заметно не улучшится. Поэтому в розничном секторе вероятно медленное ухудшение ситуации, по крайне мере в течение нескольких лет», - уверен эксперт.

Комплектующие из-за рубежа

Производители бытовой техники рассказывают, что в России нет крупных компаний, которые бы производили комплектующие для оборудования, поэтому приходится покупать из-за рубежа, а это в свою очередь также сказывается на продажах.

По словам представителя Holodilnik.ru Дениса Егорова, на это влияет как сочетание экономических причин (производить компоненты в Китае дешевле), так и политических.

«Инвестировать значительные средства в реальное производство в нашей стране готовы только компании, тесно связанные с властью. Скорее всего, среди производителей комплектующих для бытовой техники таких просто нет, как в Ростовской области, так и в России в целом», - говорит Егоров.

По мнению Антона Быкова, это очень показательная ситуация, когда Россия закупает комплектующие у зарубежных стран.

«После девальвации рубля в 2014-2016 годах экономические условия в России более чем выгодные для организации производства. Дешевая рабочая сила, электроэнергия, топливо, близость к сырью все это должно привлекать производителей, однако по «каким-то» причинам они не идут. Значит экономические выгоды перевешивают другие, а это все тот же инвестиционный климат, над улучшением которого российские власти бьются уже более десяти лет», - заверяет эксперт.

Сергей Катырин подчеркивает, что целесообразнее экономически иногда реализовывать через покупку готового изделия, чем элементов для его сборки и производства на территории России. «Здесь и готовность производить элементную базу, и вторая часть - это законодательство, которое должно быть отрегулировано», - говорит Катырин.

"