Posted 8 июня 2017,, 14:10

Published 8 июня 2017,, 14:10

Modified 17 сентября 2022,, 14:33

Updated 17 сентября 2022,, 14:33

Банкиры прогнозируют двукратный рост автокредитования в Ростове

8 июня 2017, 14:10
Двукратное увеличение портфеля в сегменте автокредитования ожидается по итогам года в Ростовской области.

После продления программы господдержки и создания совместных программ с автопроизводителями, по словам опрошенных RostovGazeta экспертов, процентные ставки спустились ниже докризисных и достигли своих минимальных значений.

Куда катится авторынок?

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), число проданных в январе-апреле текущего года машин в РФ достигло 451,9 тысячи (+2,6% к прошлому году). Количество реализованных авто в апреле возросло на 6,9%, что ниже мартовских показателей этого года. При этом говорить о восстановлении сезонности продаж и оздоровлении автомобильного рынка в целом пока преждевременно. "Рост автомобильных продаж прежде всего связан с ростом кредитования. Каждая вторая покупаемая машина в России приобретается с участием какой-либо кредитной госпрограммы. При этом ситуация с реальными доходами принципиально не меняется", - говорит ведущий аналитик ООО "Аналитик-Сервис" Антон Быков.

Негативное влияние на потребительский спрос в предшествующие годы, по мнению аналитика, оказал резкий рост инфляции из-за девальвации рубля. "Новые автомобили в среднем с 2014-2015 года по настоящий момент подорожали на 30-35%, что в свою очередь увеличило и среднюю сумму автокредита с 350-450 тысяч рублей в 2014-м до 650-750 тысяч рублей в 2016-2017 годах", - уверяет эксперт.

Подтверждает его слова и руководитель направления автокредитования Связь-Банка (Группа Внешэкономбанка) Оксана Заварзина. "Предыдущие два года были непростыми. Населению было не до автокредитов: многие потеряли источник доходов, но при этом имели обязательства по нескольким кредитам, не имея возможности их погашать. В прошлом году экономическая ситуация стабилизировалась, несмотря на то, что реальные доходы населения продолжали снижаться", - полагает она.

Существенную поддержку рынку оказало продление в мае этого года государственной программы субсидирования процентной ставки по автокредитам до конца 2017-го. "Когда в апреле 2015 года программа льготного автокредитования была возобновлена, доля автокредитов выросла почти в два раза по сравнению с результатами первого квартала того же года. Безусловно, на динамику рынка оказали влияние и другие положительные факторы, но действие госпрограммы в тот момент было очевидным", - говорит директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Наталья Русова.

По словам старшего вице-президента, директора департамента автомобильного бизнеса ВТБ24 Алексея Токарева, сегодня более 60% сделок приходится на автомобили, участвующие в программе субсидирования ставок по автокредитам. "Средняя сумма кредита выросла на 20%, до 580-600 тысяч рублей, что связано с ростом стоимости автомобилей. Но говорить о том, что автопроизводители полностью компенсировали курсовую разницу к 2014 году, преждевременно, в виду чего будет продолжаться постепенный рост цен. Бренды, имеющие более высокий уровень локализации, оказались в выигрышном положении, что позволило им существенно нарастить долю рынка, по сути, в последние два года осуществив его передел", - отмечает Токарев. Эксперты вынуждены констатировать смещение спроса в сторону более доступных массовых авто: десятка самых продаваемых марок машин в России – отечественного производства, свидетельствуют данные АЕБ.

"С учетом предоставляемой субсидии от государства, рыночные процентные ставки по автокредитам начинаются от 6,17%", - говорит Русова. "В текущих условиях уровень ставок, по нашему мнению, достиг своего минимума. Дальнейшее изменение возможно при снижении ключевой ставки ЦБ РФ, удешевлении стоимости фондирования для банков и улучшения платежеспособности клиентов", - полагает эксперт. При этом, по словам Токарева, банки сегодня предлагают программы, которые субсидируются самими автопроизводителями и условия которых оказываются выгоднее, чем по программе с господдержкой.

Банкиры отмечают увеличение привлекательности госпрограммы для потенциальных заемщиков после роста предельной стоимости приобретаемого авто по ней с 1,15 миллиона рублей в 2016-м до 1,45 миллиона в 2017-м. "По данным Минпромторга, около 240 тысяч автомобилей за период январь-апрель 2017 года продано благодаря программе государственного субсидирования, что составляет более половины от всех проданных автомобилей (согласно постановлению Правительства, всего по программе намерены реализовать около 350 тысяч авто – прим.ред.). Таким образом, значимость данной программы и ее влияние на рынок сложно недооценить", - говорит замдиректора по автокредитованию Макрорегиона Юг Сетелем Банка Елена Чиженкова. По мнению эксперта, помимо госпрограммы, немаловажным фактором, влияющим на увеличение объемов автокредитования в 2017 году, станет наличие широкого спектра выгодных для клиента финансовых программ, разработанных совместно с ключевыми автопроизводителями.

Ростовчане перестали наращивать долги

Темпы роста просроченной задолженности в сегменте автокредитования в Ростовской области замедлились по сравнению с другими видами потребительского кредитования, свидетельствуют данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ). По итогам первых четырех месяцев доля просроченной задолженности свыше 30 дней к общему объему действующих автокредитов в регионе в сравнении с четвертым кварталом 2016 года осталась неизменной и составила 10%, что всего на 0,1% выше, чем в среднем по России. Тогда как в сегменте потребительского кредитования в Ростовской области отмечается рост на 1.2 процентных пункта (до 27,3%). "Рост просроченной задолженности – общая проблема для всех сегментов потребительского кредитования. Просроченная задолженность по автокредитам ниже, чем в сегменте потребительского кредитования, но выше, чем в сегменте ипотеки", - говорит Заварзина.

По словам Токарева, в этой связи банки пошли по пути более тщательного анализа потенциальных заемщиков и сокращения портфеля некачественных кредитов за счет взыскания залогового имущества. "В целом – ситуация остается напряженной, т.к. уровень закредитованности населения и стагнация доходной базы все еще являются существенными факторами", - поясняет он.

Спрос на автокредиты реализуют в 2017-м

В сдерживающей активность покупателей не простой экономической ситуации госпрограмма субсидирования процентной ставки по автокредитам сделает их более доступными в 2017-м году, считает аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич. Эксперты прогнозируют уже в этом году рост ВВП и восстановление реальных доходов населения. "Пролонгация программ поддержки спроса на автомобили на 2017 годсоздает все предпосылки к тому, что российский автомобильный рынок сможет достичь не только положительной зоны, но и серьезно в ней закрепиться", - говорит Быков.

Сами же участники рынка ожидают роста объемов автокредитования в 2017 году. "Объемы автокредитования будут расти благодаря поддержке государства, естественному спросу на автомобили, а также отложенному спросу, накопившемуся за предыдущие годы, предоставлению скидок от автопроизводителей и дилеров, выпуску новых моделей автомобилей и увеличившейся доступности кредитования. Сложно назвать конкретные цифры, ориентировочно рост составит от 20 до 30%", - говорит Чиженкова.

Прогноз Русфинанс Банка более оптимистичный: эксперты полагают, что по итогам года рост рынка кредитования новых авто может достигнуть 45-47%. Двукратного прироста кредитного портфеля к результатам 2016 года, и четырехкратного – по сравнению с 2015-м годом ожидают и в ВТБ24.

Готовы приобрести авто в кредит в этом году?
"