Posted 9 февраля 2020,, 10:42

Published 9 февраля 2020,, 10:42

Modified 17 сентября 2022,, 16:46

Updated 17 сентября 2022,, 16:46

Как религиозные НКО в Ростове сделали своих пасторов миллионерами

9 февраля 2020, 10:42
В Ростове-на-Дону действуют более 600 религиозных некоммерческих организаций (НКО), ликвидировали по суду или другим причинам около 170 из них. Какие религии вовлекают тысячи людей в свои корпорации, выкачивая деньги и кто становится миллионером в итоге, разбирался корреспондент RostovGazeta.

Благодать и Краеугольный камень

Религиозные объединения в России могут создаваться в форме групп или организаций. Религиозные группы «работают» без госрегистрации, то есть они не являются юридическими лицами. Однако руководитель группы должен уведомить соответствующий орган о начале своей деятельности.

Религиозная организация может быть зарегистрирована, как юридическое лицо. Сюда добровольно входят/вовлекаются граждане РФ старше 18 лет. Существуют два вида: местная религиозная организация (создается не менее чем десятью гражданами, проживающими в одном месте) и централизованная религиозная организация - может быть создана не менее чем тремя местными религиозными организациями.

Предпринимательской деятельностью религиозным организациям разрешено заниматься. Часто они выпускают печатную продукцию, книги или брошюры о своей религии. При этом, с точки зрения законодательства, они оформлены как некоммерческие организации, поэтому никаких налогов не платят. Так может поступить, кстати, каждый - создать НКО, выпускать брошюры, собирать пожертвования с прихожан и не платить налоги.

По данным системы «Спарк-Интерфакс», в Ростовской области сейчас действуют 662 религиозных организации. Большинство из них, конечно же, принадлежат Московской Епархии. На втором месте по численности - проповедники Евангелия (евангелисты). Третье место по числу зарегистрированных религиозных организаций в Ростовской области делят почти вровень «пятидесятники», адвентисты седьмого дня и «христиане-баптисты».

Гораздо в меньшем количестве в регионе зарегистрированы организации Армянской Апостольской православной церкви, действует также в Ростове римско-католическая церковь, старообрядческие церкви, организации еврейской общины, буддистские центры, а также мусульманские религиозные организации.

Миллионные активы церквей

Исследование активов религиозных НКО показало, что самыми богатыми из них являются представители Евангельской церкви.

Евангелисты - это одна из ветвей баптистов, которая в свое время отделилась, простыми словами комментирует религиозные течения настоятель храма Царственных Страстотерпцев в поселке Красный Сад Азовского района отец Андрей Мнацаганов.

«Они [евангелисты] считают себя протестантами, но на самом деле протестантами они не являются. Как правило, эти организации отличаются внутренним тоталитаризмом - то есть подчинением. Разницы у этих церквей нет между собой, они даже в чем-то совпадают с нашим православием. Единственное - они подчинены своему учителю - пастору. Подчинение - это финансовая сторона. «Десятина» - основное, что от прихожан требуется. Ну а такие вещи, как пить, курить, у всех организаций по-разному», - говорит Мнацаганов.

Местная религиозная организация христиан веры Евангельской церковь «Христа Спасителя». Чистые активы церкви составляют на данный момент почти 33 миллиона рублей. Руководит организацией Владимир Александрович Хвалов, он же - старший пастор церкви. До того, как стать пастором здесь, он занимал должность президента в некоммерческой организации «Ассоциация христианских церквей и организаций по духовному просвещению».

Судя по открытым данным, Хвалов и его «богатое» НКО занимаются только религиозной деятельностью. И такими активами церковь «Христа Спасителя» обзавелась с 2014 года. Каждый год, начиная с момента регистрации НКО, Хвалов отчитывался внеоборотными активами, стоящими не менее 32 миллионов рублей. И все эти деньги являются «собственным капиталом» некоммерческой организации.

На официальной странице «ВКонтакте» МРО ХВЕ «Христа Спасителя» рекламируются множество тренингов для пасторов, лидеров, служителей и прихожан церквей Ростова и области. «Добровольное» пожертвование - от 200 рублей с человека. На вопрос, сколько обычно человек собираются на эти тренинги, сотрудник организации ответила:

«Мы не можем сказать, может быть пять человек, могут собраться и сто человек». Одна такая встреча приносит неплохой доход церкви.

Но НКО занимается, как оказалось, не только «повышением квалификации» пасторов и прихожан.

Церковь «Христа Спасителя» устраивает 29 февраля межцерковную встречу «Человеку нужен человек» для «христиан, желающих создать семью». И это не шутка, и не реклама. Те, кто хочет создать богобоязненную христианскую семью, добро пожаловать в НКО ХВЕ «Христа Спасителя», но для этого вам нужно заплатить «добровольное пожертвование на организацию мероприятия в размере 300 рублей».

А организаторы обещают обсуждение «интересных тем, знакомства и прославление Бога». В конце «праздника» за 300 рублей всех новых и старых прихожан ждет фуршет. Только стоит отметить, на фуршет и знакомства допускаются лица не старше 25 лет и не состоящие в браке.

У другой религиозной организации - «Объединение церквей евангельских христиан - баптистов Ростовской области и Республики Калмыкия» - чистые активы на данный момент составляют более 20 миллионов рублей. Дрок Владимир Николаевич, является старшим пресвитером-епископом не только в этой организации. Также он руководит церковью «Евангельских христиан-баптистов» в Волгодонске, где активы составляют, при среднесписочной численности организации в десять человек, более 16 миллионов рублей.

Так, Владимир Дрок и Владимир Хвалов за время существования своих религиозных общин стали обладателями миллионных активов.

Сравнительно с этими организациями, небольшие активы - чуть более пяти миллионов рублей у евангельских организаций «Армия спасения» и «Щит веры». Еще одно евангельское НКО «Молодежь с миссией» обладает активами на 1,7 млн рублей.

Миллионы «чистых активов», которыми располагают религиозные евангельские организации, как говорит отец Андрей, «идут» с Запада.

«Если мы [православная церковь] не имеем права получать никакую грантовую поддержку, то они получают. Вышестоящее руководство почти всех этих организаций находится либо в Москве, либо на Западе», - комментирует отец Андрей.

Еще одна организация, которая не является «евангельской» и при этом тоже имеет миллионные активы - это приход «Тайной вечери» римско-католической церкви Ростова-на-Дону (7,7 млн рублей).

Более пяти миллионов рублей чистых активов у пятидесятников - организации «Южное управление Российского объединенного союза христиан веры евангельской».

Судя по открытым данным, «Адвентисты седьмого дня» являются «нищими». Их НКО Мнацаганов назвал американской сектой, но эта церковь менее тоталитарна, чем евангельская. Здесь также присутствуют поборы в виде «десятин».

«В православии люди делают пожертвования по желанию. А здесь, если ты являешься членом организации, обязан платить. Там все контролируется, они все работают друг у друга, подтягивают людей. Могут даже наказывать своих прихожан, которые не платят «десятину», - рассказывает отец Андрей.

Баптисты, продолжает Мнацаганов, чаще всего подчиняются Западу, и у них тоже пастор - самый главный.

«Они [баптисты] одни из самых старых деноминаций христианства. Баптисты все правильные, не пьют и не курят, тоже платят положенные взносы своей церкви. Дети их посещают баптистские школы, музыкальные группы есть свои», - говорит настоятель храма Царственных Страстотерпцев.

«Если ты бедный - с Богом не очень хорошо»

Евангельские христиане верят, что спасение человека возможно только через его личную веру в Иисуса Христа. Они подчеркивают, что принадлежность к какой-либо религиозной организации или регулярное участие в её Таинствах не спасают при отсутствии личной веры человека. Отсюда и названия ростовских организаций: «Краеугольный камень», «Благодать», «Надежда», «Любовь Христа»…

В общинах состоят в основном от пяти до 50 человек, по официальным данным.

Житель Ростова-на-Дону Павел [фамилию он не хочет называть] в течение семи лет был прихожанином евангельской церкви пятидесятников «Церковь Возрождения». Эта христианская организация и сейчас успешно функционирует. Мужчина ушел из церкви несколько лет назад, и самым неприятным в служении здесь считает - «недоодухотворенность».

«Из плюсов - изучение Евангелия, много рассказывали о Боге, было, что «почерпать». Но есть большие минусы - большого духовного значения это не приносит. Там очень много таких моментов, что человека обманывают в таких вещах - платите денюжку, и у вас все будет хорошо, и весь мир будет у ваших ног. Акцент на том, что «успешный христианин - это богатый христианин». Смысл нашего духовного роста - прямо пропорционален благосостоянию. Если ты бедный человек, то у тебя с Богом все «не очень хорошо». А православная церковь наоборот говорит о том, что прежде всего покаяние», - рассказывает Павел.

Он, как и все прихожане НКО, платил «десятину» - десять процентов от дохода. Тогда у Павла был свой столярный цех, «бизнес был не великий», и поэтому он мог платить церкви в месяц около четырех тысяч рублей. Сумма небольшая, как кажется на первый взгляд, однако в церкви всегда было около ста прихожан, которые добровольно-принудительно выплачивают положенную десятину. Сам Павел за семь лет отдал «Церкви Возрождения» более 300 тысяч рублей.

«На каждой службе нам об этой десятине говорили. Мы знали, что часть денег шли на библейские фонды проамериканские, остальная часть - на развитие церкви. Церковь контролировалась конкретно Америкой, много было пасторов, которые приезжали оттуда, которые пытались учить нас», - говорит Павел.

Если люди уходили из церкви - их надо сторониться и не общаться с ними. Так говорил пастор.

«Протестантская церковь делает большой акцент еще и на том, что нельзя служить в армии, можно только воспользоваться альтернативной службой. Однако, те же американские пасторы не смогли ответить нам вопрос - почему в Америке все служат, вне зависимости от того, прихожанином какой церкви является человек», - делится ростовчанин.

Кроме «десятин» церковь требовала также приводить друзей и родных в организацию. Павел привел в «Церковь Возрождения» брата, бабушку и нескольких друзей. Но, когда он сам разочаровался, «утащил их всех за собой в православие».

«Еще один глобальный минус протестантских церквей - каждый пастор сам себе и священник, и епископ, и патриарх. Это выражается в том, что глава даже самого маленького прихода кричит, что его путь самый верный, а остальные - это «заблудшие овцы». В православии мы едины, независимо от прихода - я сегодня пошел в один храм, завтра - в другой. И без разницы, я везде дома», - говорит он.

Свидетели Иеговы «не исчезли»

Представитель «Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы» Ярослав Сивульский в беседе с журналистом RostovGazeta сказал о том, что даже после того, как их организацию в России признали экстремистской, «иеговисты» никуда не исчезли. Просто «проповедники залегли на дно», собираются небольшими группами, чтобы не попасть под уголовную статью.

По разным данным, признанная в России экстремистской корпорация «Свидетелей Иеговы», имеет более восьми миллионов проповедников по всему миру. В РФ численность иеговистов достигала до 2017 года [когда деятельность «Свидетелей Иеговы» признали экстремистской], до 175 тысяч человек. Сколько сейчас людей продолжают верно служить организации в России - неизвестно.

В Ростовской области до 2017 года действовали 18 местных религиозных организаций "Свидетели Иеговы», признанных экстремистскими в России. Все они прекратили свое существование после решения суда на запрет об осуществлении деятельности. Дела десяток ростовчан - свидетелей Иеговы, до сих пор рассматриваются в судах.

«После того, как организация была запрещена, было обращение в Европейский суд по правам человека. И там была «переписка» между Минюстом РФ и Европейским судом, в одном из документов заявлялась позиция о том, что религиозная организация, как юридическая, запрещена, «но верить людям не запрещено». Небольшими группами они все равно собираются, читают Библию, публикации, которые не запрещены законом. Но на практике - это не так, как мы видим. Правоохранительные органы трактуют это, как деятельность юридических лиц и происходит преследование по религиозным убеждениям», - говорит Сивульский.

Всего, по словам собеседника, в России около 20 свидетелей Иеговы получили обвинительные приговоры, десять человек осуждены на реальные сроки вплоть до шести лет лишения свободы. В Ростове также несколько дел было возбуждено.

«Мы видим настоящие религиозные гонения. Это глубоко верующие люди. После 90-х годов, когда развалился Советский Союз, в России была относительная религиозная свобода. И в одночасье получаем предупреждение от Генпрокуратуры в 2016 году, и в 2017 году появился иск о ликвидации. Были проверки, налоговая инспекция, никаких юридических последствий не было. Было несколько дел возбуждено, это и стало подготовкой к тому, чтобы ликвидировать эту организацию», - комментирует спикер.

Обычных мирных добрых людей было решено, по мнению Сивульского, превратить в преступников и сажать в тюрьму, как это было в Советском Союзе.

Свидетели Иеговы ведут свою деятельность в большинстве стран мира. Их деятельность ограничена или запрещена в России, Китае, Северной Корее, Узбекистане, Туркмении, Таджикистане, Саудовской Аравии, Иране, Ираке и в ряде других стран.

В Ростове за последние годы были ликвидированы по суду или другим причинам 170 религиозных организаций, кроме «Свидетелей Иеговы», закрыты десятки церквей «Адвентистов седьмого дня», пятидесятников, мусульманских общин и евангельских церквей.

"