Posted 9 апреля 2020,, 16:02

Published 9 апреля 2020,, 16:02

Modified 17 сентября 2022,, 16:59

Updated 17 сентября 2022,, 16:59

Коронавирус ударил по таксистам: водитель в Ростове за сутки зарабатывает 300 рублей

9 апреля 2020, 16:02
В условиях «самоизолированности» граждан из-за коронавируса в среднем по России заказы у таксистов упали более, чем на 50%. Ростов не является исключением. У многих машины в аренде или «под выкуп», в этом случае водители зарабатывают «чистыми» 300-500 рублей в сутки.

Почему годами в России не могут создать «нормальный» закон о такси с адекватной минимальной стоимостью поездки, и что делать водителям, которые не справляются с выплатами по договору, пытался разобраться журналист RostovGazeta.

Продать авто и рассчитаться

Житель Ростова-на-Дону Сергей Федотов в «теме», в сфере такси он с 2004 года. Ростовчанин сам работал водителем, он активно ведет тематические группы в соцсетях («Ростовские таксисты»), а с 2014 года начал сдавать в аренду машины под выкуп. Как признается Федотов, цены у него самые выгодные для водителей. Но в нынешних условиях таксисты не справляются, чтобы отдать аренду, заправить машину и что-то «купить домой», водителям приходится работать по 16 часов в сутки. И до появления коронавирусной инфекции в сфере такси творилось непонятное, мы подробно писали о том, на какие ухищрения идут водители, чтобы заработать «копейку», но сейчас, как отмечают сами водители — смысла работать нет.

Федотов сдает в аренду шесть автомобилей. Каждый водитель ему за сутки должен заплатить за нее около тысячи рублей. Выход для тех, кто не может погасить аренду — продать автомобиль.

«У них выхода нет. Они работают больше, досрочно погашают стоимость машины, иначе размер выплат повышается ежедневно. Либо еще вариант — продать автомобиль, часть которую он не доплатил — я забираю себе», — комментирует Федотов.

Цены, по которым сдаются в аренду машины таксистам, собеседник называет «правильно подсчитанными». Но выплачивать по 1400-1600 рублей в сутки сейчас не может ни один водитель.

«Аренду на авто снизили с 1400 рублей до 1000. Но даже это не спасает: около 300 рублей на оплату заказов уходит, 300 рублей — в среднем на ГСМ. По итогам, вечером, в кармане у водителя 300 рублей. Кто на своих личных машинах, еще могут 500 рублей „чистыми“ заработать, а на аренде — нереально», — рассказал таксист Юрий Т.

«На 51% в среднем по городам упали заказы. Мои водители тоже жалуются, что не могут платить аренду. Я включил три программы (три компании такси — RostovGazeta), за полтора часа поступило всего четыре заказа. Чтобы заработать 1,5 — две тысячи рублей, водитель должен проработать 10-12 часов. А некоторые умудряются работать по 14-18 часов, на самом деле», — говорит Федотов.

Как ухищряются водители работать по 18 часов — несложно догадаться. Регистрируются под разными именами сразу в нескольких аккаунтах. Дошло до того, поясняет спикер, что некоторые из них занимаются даже мошенничеством.

«Списывают суммы небольшие с карт банковских, которые привязаны к приложениям. Поэтому, лучше пассажирам пользоваться наличкой, цена от этого не меняется», — комментирует он.

Регистрируют водителей «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» по смс. Отсюда и число ДТП с участием такси, считает спикер.

«Нет контроля вообще. Партнеры агрегаторов гонятся за своим процентом и оформляют кого попало, даже не проверяя существующие документы. Лишен водитель прав или нет, в живую не видит никто ни авто, ни водителя. В определенных случаях партнер находится в другом городе. И все те, кто были заблокированы в „306“ и „Везет“ („Лидер“), побежали в „Яндекс“ и „Ситимобил“. Многие, я бы сказал, большинство партнеров, способствуют даже изменению данных в документах чтобы зарегистрировать водителя», — говорит он.

Многие таксопарки открыто предлагают помощь в регистрации «заблокированных водителей» и другие «хитрости для больших заработков».

Такой хаос будет происходить в сфере такси до тех пор, пока не будет работать «нормальный закон о такси». В среднем, компании забирают себе около 20% с каждого заказа — пятая часть дохода. Также водителю нужно заправить авто и заплатить за аренду.

«Должна быть продумана минимальная стоимость проезда на законодательном уровне для каждого региона. В Ростове — не менее 150 рублей должна стоить одна поездка, я считаю», — говорит Федотов.

На фоне происходящего водители массово сдают машины «ипэшникам», у которых арендовали авто.

Таксисты в некоторых регионах решили выйти на забастовку, в Ростове, как признается Федотов, на «митинг» выходить нет смысла, да и законом это запрещено.

«Не с кем выходить на забастовку. Некоторые водители прямо говорят: „вы скажите, когда будет забастовка, чтобы я ‚встал на линию‘“. Слишком разобщенные сейчас люди», — отмечает он.

Вернуться к системе или объединиться

Глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи считает, что исправить ситуацию в сфере такси могут только сами таксисты путем «объединения».

«Рынок такси в РФ по прежнему развивается стихийно с 90-х годов, принципиальные изменения произошли с появлением онлайн- сервисов uber, Yandex.taxi… С этого момента подрабатывать таксистом смогли миллионы людей по всему миру, окупая расходы на содержание приобретенных, как правило, в кредит авто. Профучастники рынка, для которых работа в такси основной источник заработка, сразу ощутили конкуренцию и снижение доходов, демпингование ценами на услуги выгодно всем нам — клиентам, но негативно сказывается на качестве услуг и безопасности», — комментирует Хуруджи.

Спикер уверен, что в России необходимо аккуратное регулирование в сфере такси по аналогии с некоторыми европейскими системами, когда на каждый город выдаётся только определенное количество лицензий, дающих право работать.

«В некоторых странах лицензии выдаются пожизненно и даже могут передаваться по наследству, что мотивирует таксистов дорожить репутацией, учить историю города и быть клиентоориентированными. Но это приводит к удорожанию услуг, важно найти золотую середину, а также дать возможности дополнительной загрузки таксистов в системе доставки, в качестве инструмента обратной связи. Ведь таксисты очень хорошо знают город, его проблемы, могут рекомендовать изменения в дорожной сети, местах проектирования городских парковок», — отмечает он.

Депутат Законодательного собрания Ростовской области Сергей Косинов против «ипэшников» в сфере такси.

«У меня по этому поводу отдельное мнение. Я категорически против того, чтобы в такси работали самозанятые и „ипэшники“. Надо вернуться к системе муниципальных транспортных предприятий такси со своей базой, медслужбой, ремонтной базой… Никакой закон здесь не поможет, только кардинально изменить систему. Вернуть положительный имидж профессии водителя такси. Как увязать сегодня систему всяких держателей интернет сопровождений маршрутов — это тема для обсуждений. Но выход только в создании предприятий», — говорит Косинов.

"