Posted 9 ноября 2018,, 18:14

Published 9 ноября 2018,, 18:14

Modified 17 сентября 2022,, 15:33

Updated 17 сентября 2022,, 15:33

Место утонувших надежд: история и будущее Зеленого острова Ростова

9 ноября 2018, 18:14
Оказавшийся в центре внимания из-за затонувшего в День народного единства понтонного моста Зеленый остров в Ростове напомнил о своем загадочном прошлом.

Корреспонденты RostovGazeta решили побывать на Зеленом острове после массовой эвакуации ростовчан и их авто и посмотреть после захода солнца на нынешнее положение дел на мистическом острове.

Зеленый речной остров находится в нижнем течении реки Дон. Его длина с запада на восток составляет четыре километра, а максимальная ширина — полтора километра. По соседству с Зеленым островом находится еще один остров, который носит название «Быстрый» и имеет в разы меньшую площадь.

Неприкосновенный остров

В античные времена на острове располагались сезонные стоянки рыбаков, что принадлежали Кобяковскому городищу. Его «неприкосновенная» сторона стала заметна с 30-х годов, когда местные власти терпели поражение за поражением в освоении этой территории.

Вначале хотели построить железнодорожный тоннель между Ростовом и Батайском через Зеленый остров. Проект бы практически готов, но началась Вторая мировая война.

После войны на острове был поселок, жителей которого в конце 60-х годов переселили в город. Местные с острова говорят, что до сих пор можно наткнуться на развалины тех старых домов.

В конце 70-х годов советская власть собиралась построить на острове «Пионерскую республику» с парками, спортивными площадками, аттракционами. Фундаменты для зданий были заложены, но строительство неожиданно свернули, указав на «нецелесообразность» проекта.

Как стало позже известно, проект свернули из-за обнаружения в почве острова опасных редких химических элементов, которые есть только на этом острове и нигде более в Ростовской области. При этом, по словам экспертов, продукты земледелия и садоводства на Зеленом острове являются опасными для человека.

Далее на острове пытались провести озеленение, которое делали по всей России, но именно на Зеленом острове данный проект потерпел поражение — из тысяч саженцев тополя, посаженных тогда, прижились единицы.

Также стоит отметить, что на территории острова с 2009 по 2014 год действовал аквапарк. Но он закрылся, предположительно из-за того, что не выдержал конкуренции.

С 2010 года у властей была идея устроить на острове крупный научный центр, филиал Сколково. Но после 2012 года о проекте забыли.

А в 2011 году вице-губернатор области Сергей Горбань сообщил, что на Зеленом острове создадут магазины, офисы, кафе и рестораны, красивую набережную и малоэтажные дома. Но и этот проект остался лишь на бумаге.

Не так давно ростовские власти планировали за 1,3 миллиона рублей обустроить на острове современный пляж с обширным списком возможностей. Но и здесь в итоге практически ничего сделано не было.

Но несмотря на все это, власти города не прекращают попыток превратить остров во что-то большее, и на смену старым планам приходят новые, прямиком из документа «Стратегии развития 2035».

Высокие планы

Согласно документу «Стратегия развития 2035 года» в Ростове на Зеленом острове намерены реализовать два проекта — восточный обход города Ростова со строительством заезда на остров и телебашню.

Обход и съезд намерены сделать для формирования дополнительной транспортной связи с левобережной зоной, на что уйдет местный и областной бюджет в размере 2,5 миллиарда рублей. Строительство намечено на 2027-2030 года.

Второй проект — Телебашня-Пенташпиль. Ее проект был разработан в 1996 году ростовским инженером Сергеем Кивенко, и в 1998 году проект получил одобрение, но реализован не был. Проект включает в себя не только башню, но и группу зданий вокруг, что замыкаются в кольцо, и по мнению инженера, потенциально повышают окупаемость проекта.

Согласно проекту, высота башни составит 365 метров плюс три подземных этажа. Подъем будут осуществлять 15 лифтов, часть из которых сделают прозрачными. Основной нагрузкой «Пенташпиля» будет телевещание.

О точных сроках и сумме, необходимых на постройку, ничего не известно.

Оба проекта являются интересными на бумаге, но их необходимость в реальности спорная, потому что как и зачем будут реализованы два таких крупных проекта, если за столько лет не было решено множество более мелких задач и проблем, что имеются у Зеленого острова, неизвестно. К таким проблемам можно отнести горы мусора, которые никто до сих пор не ликвидировал, и заброшенные пустующие здания, которые время от времени становятся прибежищем для не самых лучших представителей общества.

Мусорные салочки

Прибывшие на отдых ростовчане, судя по нынешнему загрязнению острова, не очень беспокоятся об экологии этого места: корреспонденты RostovGazeta даже в темное время суток видели то тут, то там бутылки, куски выброшенной еды, шприцы, пакеты, бумажки и прочий мусор. Причем в некоторых местах это не просто разрозненный мусор, а свалки.

Стоит отметить, что въезд на остров через понтонный мост платный, и в среднем в теплое время года туда заезжает в час до пяти машин. Стоимость проезда на настоящий момент 120 рублей, и ценник постепенно растет. Куда идут вырученные деньги, не ясно.

Например, территория заброшенного аквапарка — одна большая свалка. Бассейн, помещения, всюду груды мусора. Если пройти немного вглубь острова или по правую сторону от понтонного моста, ситуация та же — небольшие свалки, опасные заброшенные постройки.

На острове попросту не проводятся масштабные уборки. Даже редкие набеги волонтеров никак не меняют ситуацию. При этом ответственные занимаются уборкой только пляжа, да и то эффективность ее достаточно спорная. А экологические сообщества практически бездействуют, судя по нынешнему положению на острове.

Подобная ситуация, где по факту никому нет дела до Зеленого острова и его благоустройства, и привела к тому, что остров напоминает больше не приятную зону отдыха, а свалку.

Пагубная халатность

В последний раз о Зеленом острове вспомнили четвертого ноября, когда часть понтонного моста, ведущего на остров, затонула. При этом, по словам очевидцев, мост тонул медленно, в течение дня.

Охранники спокойно пускали авто по мосту даже в то время, когда под водой уже скрывались колеса. Подобная халатность только чудом не обернулась трагедией — в момент полного затопления на нем не было людей или машин.

В итоге, сотрудники МЧС за несколько дней эвакуировали более 350 людей с острова и более 100 автомобилей. При этом сотрудники МЧС Ростовской области не сообщают, по какой конкретной причине затонул мост.

Подобный инцидент стал возможен только потому, что интерес к Зеленому острову сведен к минимуму. Никого не беспокоит безопасность на переезде, экологическая обстановка, заброшенные здания по всему острову. По факту, на данный момент остров мертв, даже без учета общей временной эвакуации, ведь все, что там есть — это несколько сомнительных баз отдыха, лодочные станции и памятник погибшим во время второй мировой. Будут ли реализованы нынешние планы администрации, и главное принесут ли они ту самую пользу острову, пока что не ясно.

То что мы имеем сейчас — это мертвый остров-свалку с большими планами на бумаге.

"