Posted 11 сентября 2018,, 13:31
Published 11 сентября 2018,, 13:31
Modified 17 сентября 2022,, 15:24
Updated 17 сентября 2022,, 15:24
Конкуренция
Матчи ЧМ-2018 в России посетили 1,3 миллиона человек, из них на Ростов пришлось около 200 тысяч. В городе поток туристов взвинтил цены на краткосрочную аренду квартир в несколько раз. А вот рост стоимости номеров в гостиницах власти ограничили.
Согласно данным программы "Бизнес-вектор", объем гостиничного рынка России в 2017 году составил почти 220 миллиардов рублей. Таков, по данным Росстата, оборот без малого 15 тысяч отелей, из них: собственно гостиниц - девять тысяч с четвертью, 275 мотелей и 881 хостел. Прочих мест размещения – 4,5 тысячи.
Опрошенные RostovGazeta представители ростовских гостиниц отмечают, что ситуация в гостиничном бизнесе кардинально изменилась, так как количество отелей выросло, а объем въездного потока сократился.
Менеджер гостиницы "Атташе" категории "четыре звезды" отмечает, что после чемпионата мира сильно выросла конкуренция между отелями, и эта проблема стоит очень остро. "Много открылось так называемых мини-гостиниц в центре города, которые устанавливают меньшую цену. Мы вынуждены или понижать стоимость номеров, или устраивать акции, чтобы привлекать людей, ведь иначе нам не выжить", - говорит собеседница.
По ее словам, число гостей после мундиаля не уменьшилось, и они предпочитают останавливаться, конечно же, там, где будет дешевле.
Представитель отеля "Ретро" также подтвердил, что ситуация, которая на сегодняшний день складывается в гостиничном бизнесе, оставляет желать лучшего.
"Нам приходится очень трудно, так как чемпионат мира для кого-то оставил много положительных эмоций, а для нас, например, только проблемы. Сейчас открылись все, и все пытаются заработать, а спроса такого уже нет, поэтому бороться приходится за каждого гостя", - говорит сотрудник гостиницы.
Он отмечает, что цены упали сильно, но на волне праздника продолжают строить новые гостиницы. "Вы сами сравните, количество гостей упало в миллион раз, а число предложений по сдаче койка-мест номеров, не только в отелях, увеличилось в 100 раз, вот и делайте выводы", - говорит отельер.
По словам президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, значительная часть рынка сегодня остается в тени.
"Возьмем 2016 год: в страну въехало 24,5 миллиона иностранцев, а гостиницы отчитались, что у них было размещено шесть миллионов. Куда остальные делись?" - говорит Катырин.
Как выживают отели в "низкий сезон"
Гостиницы Ростова-на-Дону ориентированы на деловой туризм. Для них лето - низкий сезон. Вместо бизнесменов в номерах появляются автотуристы, спешащие на юг. Чемпионат мира по футболу добавил городу гостей, но пиковая загрузка была лишь в дни проведения матчей и, по словам Татьяны Нечепаевой, совладельца отелей "Эрмитаж" и "Дон Кихот", весь год не прокормит.
"Когда мы начинали отельный бизнес, рентабельность была выше: очень сильно подорожали услуги ЖКХ, очень сильно подорожала прачка, налогообложение в отелях безумное", - рассказывает Нечепаева.
По словам представителя отеля "Ретро", гостиницы в Ростовской области также страдают, как отели в курортных городах.
"С сентября начинается "низкий" сезон, и он будет длиться до 1 мая, после чего опять появится спрос, а до этого времени мы будем работать в убыток, так как коммунальные расходы и налоги никто не отменял. Я могу сказать, что в этот период мы работает в "ноль", - говорит собеседник.
Дефицит бюджетных гостиниц
"Большинство российских туристов ищут гостиницы не пятизвездочные, у нас самый большой дефицит - это трехзвездочные гостиницы", - сообщает Катырин.
Менеджер отеля "Атташе" также подтверждает, что в Ростовской области рынок переполнен отелями высокого класса, а бюджетного размещения как раз не хватает. "По этой причине люди предпочитают снимать жилье посуточно, где цены, конечно, ниже, но гостиничный бизнес из-за этого страдает", - уточняет она.
По словам представителя пятизвездочной гостиницы "Петровский причал", в Ростовской области только три отеля 5пятизвездночных, поэтому конкуренции среди них нет.
"Сейчас сказать о том, насколько сильно развивается конкуренция, сложно, по крайней мере у нас, мы работаем в обычном режиме. Ростов не сильно туристический город, поэтому у нас обычно размещаются люди, которые приезжают в командировки, и высокая заполняемость у нас обычно в выходные дни", - сообщил собеседник.
В 2021 году в России должна полноценно заработать система классификации гостиниц, которая позволит изучить рынок и разработать меры его поддержки.