Posted 11 декабря 2018,, 10:22

Published 11 декабря 2018,, 10:22

Modified 17 сентября 2022,, 15:38

Updated 17 сентября 2022,, 15:38

Экстрим как «болеутоляющее»: зачем жители Ростова играют со смертью

11 декабря 2018, 10:22
Молодые ростовские экстремалы рассказали корреспонденту RostovGazeta о том, как не умереть во время поездки верхом на электричке, о том, как сегодня наказывают за лазание по крышам и кто виноват в том, что подростки теперь предпочитают «такие» увлечения.

В ростовских СМИ последнее время стали все чаще появляться кадры того, как молодые люди цепляются за автобусы и электрички, тем самым подвергая свою жизнь угрозе. Несколько молодых людей, чье хобби зацепинг (проезд на крышах и сзади транспорта) и руфинг (движение, представители которого любят лазать по крышам) рассказали, зачем они это делают и с какими опасностями сталкиваются в погоне за адреналином.

Несколько лет назад Роскомнадзор стал активно блокировать все информационные источники, что пропагандируют подобные увлечения, сославшись на то, что они призывают к скрытым формам суицидального поведения.

Экономичный экстрим

Игорю (имя изменено в целях сохранения анонимности — ред.) 20 лет. Он начал заниматься руфингом еще до совершеннолетия.

«Когда я был несовершеннолетним, родители относились к этому увлечению нейтрально, но потом меня с другом поймала полиция на одной из крыш. В итоге, нам сделали предупреждение, а родители запретили лазать по крышам», - сказал он.

По его словам, после этого случая он не занимался руфингом до 18 лет, а затем снова начал и продолжает по сей день. «Родители конечно не одобряют, но это не первое мое опасное увлечение. Они все же понимают, что я подхожу к этому хобби с умом. Ну а просто знакомые и друзья в основном реагируют на мои увлечения положительно», - пояснил он.

Игорь также занимается горными лыжами, скалолазанием и зацепингом. «По поводу зацепинга, тут мне сложно назвать определенную мотивацию. Мне просто нравится. Зацепинг ведь это не только экстрим, это еще и красивые виды, романтика неспешных путешествий на грузовых поездах. Ну и деньги он экономит. Но для меня это скорее приятный бонус, чем конечная цель», - подчеркнул он.

Собеседник рассказал, что руфинг и зацепинг в Ростове начались с двух компаний, которые занимались руфингом - «ЕБС» и «Alien Roofing». В конечном итоге, команды объединились. Сейчас это больше похоже на общее движение, в котором состоит около 35 человек, из которых только человек 20 активно лазают по крышам. Нынешняя зацепинг команда вышла из этого движения и насчитывает от силы человек шесть в Ростове.

«Но есть еще целая куча неизвестных мне ребят, правда они чаще всего просто ходят по открытым крышам (на их сленге «баянам») и не часто лазают», - прокомментировал он.

Игорь сообщил, что проблем с законом из-за зацепинга у него пока что не было. «Поскольку мы никому не мешаем и ничего не ломаем, а потому полиции просто нет смысла нас трогать. Бывало, пару раз сгоняли с троллейбусов, но с юмором», - прокомментировал он.

Собеседник добавил, что электрички он тоже «цепляет». «Там основная проблема - это контактная сеть. В нашем регионе она 27кВ переменного тока, а значит бесполезно быть заземленным. Если ударит — наверняка убьет. Расстояние пробития не больше 15 сантиметров, поэтому если в полный рост на вагоне не вставать, то ничего не будет. Вообще, есть целая техника безопасности для зацеперов. Ну и нужно придерживаться здравой логики — брать удобную обувь и теплую одежду, чтобы не замерзнуть от ветра», - пояснил он.

По его словам, большинство тех, кто погибает от ударов током на поездах, не являются зацеперами и на вагоны лезут только ради фотографии. «Естественно, про опасность удара током они ничего не знают. Я конечно и сам иногда боюсь, но если соблюдать технику безопасности, то получить травмы почти не реально», - заявил он.

Он пояснил, что особых критериев выбора, «что цеплять», у него нет. «Порой цель куда-то доехать или просто хочется зацепить какой-то необычный поезд», - сказал он.

Говоря о руфинге, парень сообщил, что его никогда еще не штрафовали, максимум — забирали инструменты. «Обычно мы залезаем снаружи здания, но если это невозможно, то делаем небольшую дыру в решетке», - прокомментировал Игорь.

По его словам, для руфинга дома выбираются по простому принципу: либо если новые, или с хорошим видом, или те, на которые сложно попасть. «Иногда случается, что просто гуляем с друзьями, видим дом и решаем залезть на него», - рассказал он.

Игорь не планирует посвящать жизнь зацепингу и руфингу, но и бросать их тоже не намерен. Летом он планирует «скатать» на товарных поездах на Черное море и очень хочет прокатиться на Сапсане в сторону Пятигорска. Он также поделился с корреспондентом издания, что мечтает залезть на ростовскую телевышку.

Не во все тяжкие

Максиму (имя вымышлено - ред.) 17 лет. Он занимается зацепингом, руфингом, сталком (путешествие в опасные места с целью исследования) и диггерством (исследование подземных объектов).

Правоохранительные органы ни разу его не ловили. «У меня пока что кроме долгой беседы с помощником машиниста ничего не было, хотя я и на электричках катаюсь, и на поездах. Знакомых, правда, бывает ловят и штрафуют на несколько сотен рублей. Ну и просто нередко случаются какие-то конфликты», - сказал он.

По его словам, родители поначалу были против таких увлечений, но позже смирились. «Ведь я уже сам отвечаю за свою жизнь», - заявил он.

Собеседник заметил, что пару раз получал травмы. «Например, когда я неудачно сошел на скорости 25 километров в час и упал, ударившись головой. Но вообще, я не боюсь, что может случиться что-то на самом деле страшное, так как я знаю, что бьет током, а что нет», - пояснил он.

Максим рассказал, что он считает глупостью блокировки властями различных пабликов в сети, что посвящены зацепингу. «Я считаю, что это полный идиотизм, так как эти паблики ничего никому плохого не делают. А то, что люди имеют такие хобби — их личное дело. Государство просто таким образом хочет отвлечь взгляд общества от куда более крупных проблем. И вообще, это бредово приравнивать зацепинг и руфинг к призыву к суициду. Мы никого не вовлекаем и если человек умирает, то уже по своей глупости или воле», - заявил он.

Собеседник поделился своеобразным топом мест для руфинга. «Первое место — ЖК «Белый ангел». А потом уже ЖК «Адмирал», Шератон, Дом на Никольской, БЦ «Риверсайд-Дон», - прокомментировал он.

У Максима много планов на будущее, но его основная цель проста — отучиться и отслужить в армии. «А как долго я буду заниматься все тем же зацепингом, я пока еще не знаю», - пояснил он.

Асоциальность как мотив

Евгению (имя вымышлено — ред.) 20 лет. Он занимается руфингом и зацепингом.

Он рассказал, что пришел к таким хобби после того, как восхитился ребятами из Москвы, что цепляли поезда. «Когда мне было 17-18 лет, я увидел в сети видео, где парни из Москвы цепляли электрички, Сапсаны, и это меня очень вдохновило. Именно то, что эти парни делали что-то асоциальное, неформальное, что наше общество не привыкло считать нормой. Тогда я заинтересовался ростовским зацеперским движением, но ничего дельного не нашел и переключился на руфинг. Обзавелся друзьями-руферами и мы постепенно стали вместе и зацепингом заниматься время от времени. Кстати, катание на общественном транспорте вообще зацепингом не считаю — это просто безбилетный проезд. Максимум — автомобилисты от скучной жизни скажут водителю о нас. Другое дело - цеплять железнодорожный транспорт», - прокомментировал он.

Собеседник подчеркнул, что его родители до сих пор негативно относятся к его увлечениям. «Родители конечно все знают о моих хобби, относятся к ним негативно. Но мне уже есть 18, и они не могут запретить. А другим, в принципе, все равно на мои увлечения», - сказал он.

По его словам, зацепинг и руфинг - это не экстремальные увлечения. «Экстрим - это прыгнуть с парашютом или с горы на лыжах проехать, а это больше баловство для поднятия настроения, нежели экстрим. Но я все равно буду заниматься этим, пока не надоест», - заметил он.

Собеседник поделился с корреспондентом агентства, что полиция не знает, что делать с зацеперами и руферами, когда их ловит. «Иногда выписывают штраф в 500 рублей за мелкое хулиганство. Или заставляют объяснительные писать», - пояснил он.

Евгений рассказал, что он против того, чтобы власти как-то ограничивали деятельность руферов и зацеперов. «Именно из-за таких моментов обещанная демократия в нашей стране превращается в тоталитаризм. Любые запреты - это всегда плохо. Мы вреда никакого не несем. Вся статистика по смертям преувеличена, суицид мы не пропагандируем. Хотя и не важно, все равно запреты никого не остановят, ведь самые идейные люди продолжат заниматься этим», - подчеркнул он.

Зацепинг как болеутоляющее

Ее зовут Мария (имя вымышлено — ред.), ей 23 года. Она занимается зацепингом с 18 лет и она единственная девушка в Ростове, которая имеет такое хобби.

«Для меня зацепинг — это попытка уйти от проблем, освободиться от тягости жизни. Это увлечение дает какое-то, пусть и мнимое, но ощущение свободы. И даже в какой-то степени помогает самоутвердиться, а то у меня и так достаточно низкая самооценка», - сказала она. По ее словам, родители практически не знают о ее увлечениях.

«У меня не очень хорошие отношения с родителями. Отец точно ничего не знает, а вот мать видела пару фотографий, где я была на поезде, но какого-то серьезного разговора не было. Вообще, не знаю даже, как она это восприняла. Да и к тому же мне уже далеко не 18 лет», - прокомментировала она.

Она рассказала, что зацепинг не на столько безопасен, как утверждают некоторые ее знакомые по увлечению. «У меня было пару неприятных случаев. Однажды просто не удачно сошла с поезда на ходу, и легко тогда отделалась — синяки и ссадины. А в другой раз тяжело на ходу запрыгнула опять же на поезд, а там у меня под ногами оказалась «розетка», которая имеет свойство закрываться. И как раз в тот момент она начинает закрываться, и я за малым не лечу вниз. Но меня успевает поймать друг. Мне и сейчас бывает страшно иногда, когда я этим занимаюсь, но все равно продолжаю делать то, что делаю», - прокомментировала она.

По ее словам, из ее знакомых в 2016 году умер парень, которому было около 30 лет. «Он сгорел на электричке. Был пьяный. Но это случилось в Москве. Еще в том же городе погиб другой знакомый, которому было 16 лет, сорвался. А в Ростове девочка, которой в 2016 году было лет 15, неудачно сошла с движущегося поезда — у ее друга перелом ключицы, а у нее — инвалидность второй группы», - сообщила она.

Она не считает зацепинг чем-то экстремальным. Но при этом она хочет, чтобы блокировка пабликов в сети продолжилась, так как тогда меньше несовершеннолетних будут участвовать в этом движении. «Вообще, среди зацеперов ростовских очень много каких-то неадекватных личностей. Я бы сказала даже, что большая часть. А так, по возрасту, этим занимаются и тем, кому под 30 лет и просто школьники», - заметила собеседница.

Мария говорит, что растеряна и уже не знает, к какой цели идти. Чего хочет от будущего. Раньше было проще — она думала отучиться, пойти работать по специальности, но сейчас это потеряло прежний смысл. Разве что ей хочется когда-нибудь попробовать прыжки с парашютом и полетать на дельтаплане и параплане.

Взгляд со стороны

Эксперты не поддерживаю увлечения молодежи и считают, что такие хобби возникают от безделия.

Юрист Александр Тюрин рассказал, что обязательные работы для увлеченных подобными хобби — лучшее наказание. «Разумнее всего ввести разного рода обязательные работы в качестве наказаний. Например, работа в больнице или помощь в домах престарелых. Еще можно организовать посещение психологов», - сказал он.

Член общественной палаты Ростовской области Станислав Горяинов добавил, что подобные увлечения у молодых людей из-за того, что они предоставлены самим себе. «Они ищут себе приключений на одно место, пытаются получить адреналин. Но ни к чему хорошему это не может привести», - заметил он.

По его словам, необходимо вплотную заниматься молодежью. «Да вот хотя бы спорт. Есть спортивная площадка, пусть власти поставят наставника, людей же много толковых. Или ребят в поисковые отряды пристраивать. Ведь это и выезд за город, и палатки, костер, люди рядом, которые много чего хорошего могут рассказать и пример собой подать», - пояснил он.

Собеседник подчеркнул, что занятия руфингом и зацепингом бессмысленны. «Какой от этих занятий толк? Ну адреналин, ну и что? Ну покатается он несколько лет, если жив останется, и что дальше?», - заявил он.

"