Posted 12 ноября 2020,, 10:08

Published 12 ноября 2020,, 10:08

Modified 18 сентября 2022,, 11:01

Updated 18 сентября 2022,, 11:01

Смерть и кошелек: как в Ростове хоронят во время пандемии коронавируса

12 ноября 2020, 10:08
Вторая волна пандемии в Ростовской области показала: медучреждения не готовы к лечению огромного числа пациентов, а сфера ритуальных услуг подготовлена максимально. Родные умершего не успевают получить свидетельство о смерти, как тут же объявляются представители похоронной сферы, навязчиво предлагающие свои услуги.

За «скромное» вознаграждение они берут на себя все вопросы по организации похорон на любой кошелек. Как происходит погребение во время пандемии, с какими сложностями сталкиваются родственники усопшего и как решаются обескураживающие вопросы, разбирался корреспондент RostovGazeta.

Первые ласточки

Из ковидных госпиталей Ростовской области тело умершего от COVID-19 сегодня обязательно везут на вскрытие. Вскрытие «коронавирусного» тела делают только в двух патологоанатомических бюро Ростова: на базе Ростовской областной клинической больницы на улице Благодатная, и на базе Городской больницы № 1 им. Семашко, на проспекте Ворошиловском. Однако перевозка тел из больницы на вскрытие создает определенные неудобства. Первое время родственники пребывают в неведении, где находится покойный. В больнице, в которой умер пациент, сообщают, что усопший передан в областное патологоанатомическое бюро на вскрытие, а там говорят, что «транспортировки еще не было». Время ожидания может затянуться на весь день. Людей вынуждают нервничать, не потерялся ли покойный.

Согласно существующему договору, тела на вскрытие перевозит предприниматель – некое «ООО». И уже в процессе перевозки с родными усопшего по телефону связываются агенты, которые наперебой предлагают услуги по погребению.

«На мой взгляд, на этом этапе очевидны нарушения, поскольку ритуально-похоронное обслуживание начинается только после того, как установлена причина смерти. А пока у родных нет результатов вскрытия, нет заключения о смерти – об оказании каких ритуальных услуг может идти речь?», - недоумевает вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев в ЮФО Игорь Усиков.

Не менее странным по его словам является и тот факт, что перевозят в обозначенные патологоанатомические бюро на вскрытие далеко не все тела. В частности, RostovGazeta уже писала о том, как 21 октября 2020 года тело пациента, умершего от COVID-19, было выдано родным прямо из морга горбольницы № 20. Этот факт представители похоронно-ритуального бизнеса считают явным нарушением, поясняя, что такого быть не должно. Но он остался без внимания, возможно, потому что убитые горем родственники не стали поднимать шум.

«Сперва нас предупредили, что телу больше недели, что холодильники больницы не справлялись, и наша психика не выдержит увидеть такое. Но потом за 5 тысяч рублей согласились все-таки показать лицо покойного. Правда, испугавшись, мы отказались», - вспоминает ростовчанка.

Представители похоронно-ритуальной сферы отмечают, что уже за одно признание в том, что тело хранилось в ненадлежащих условиях, следовало писать заявление в прокуратуру и следственный комитет о возбуждении уголовного дела по надругательству над телом усопшего. Но, столкнувшись с бедой, разве кто-то думает о том, что надо жаловаться? Собеседники сходятся во мнении, что люди сегодня окончательно запуганы тем, что происходит в больницах, качеством лечения и количеством смертей.

Живой труп

Общественный резонанс у донских жителей вызвало и дело о выдаче в морге трупа чужого мужчины. И это только первый инцидент, за которым, по мнению экспертов, должны последовать остальные.

«Ведь если родным покойного выдали чужой труп, то их умершего человека явно тоже отдали кому-то, - комментирует Игорь Усиков. – Если люди уже похоронили своих родных, не убедившись в их личности, тогда найти конец у этой истории будет сложно и практически невозможно. Предстоит возбуждать уголовное дело по опознанию тела чужого мертвого человека, расследовать весь путь по цепочке, и только потом ставить вопрос об эксгумации».

Однако агент ритуальной службы, который помогал этим людям подготовить документы для организации похорон, отмечает, что перепутать тела в морге невозможно.

«В патологоанатомическое бюро усопший априори поступает с биркой. И дальнейшая идентификация трупа происходит не по фото, не по паспорту, а только по этой бирке. Поэтому любая ошибка в морге исключена», - уверен он.

По его предположению, возникновение проблемы с перепутанным телом кроется гораздо глубже. Он предполагает, что вероятнее всего труп был перепутан в больнице.

RostovGazeta выяснила, что перед областным моргом, последним пристанищем «чужого» тела мужчины, оказалась небезызвестная горбольница № 20 в Ростове. Именно та, в которой 11-12 октября 2020 года зафиксирована массовая гибель людей. Пытаясь понять, почему все пути ведут именно в 20-ую горбольницу, корреспонденту RostovGazeta довелось услышать еще одну историю. Родственники носили передачи больному, лежащему в ковидном госпитале горбольницы № 20. У них принимали пакеты с едой и одеждой. А потом объявили о смерти пациента. Оказалось, что человек умер неделю назад. Кому же тогда доставлялись передачи – так и осталось тайной. Получить комментарии у самих сотрудников горбольницы № 20 не удалось. Врачи в один голос отказываются разговаривать с журналистами.

Новые традиции

По словам агентов ритуальных услуг, ежедневное число вскрытий пациентов, умерших от COVID-19 в ростовских областных моргах возросло с 3-4-х до 15- 20-и случаев. Но, несмотря на сумасшедшую нагрузку, патологоанатомы справляются со своими задачами. Так, в патологоанатомическом отделении РОКБ на ожидание результата вскрытия уходит не более двух дней, а в Городской больнице им. Семашко возможна задержка не дольше чем на сутки. Однако и на этом этапе не исключены сомнительные расходы. По христианским традициям тело усопшего после физической смерти необходимо омыть и переодеть в новые одежды. Как этот обряд осуществлять во время пандемии – история умалчивает.

Те, кто столкнулся сегодня с похоронами воочию, рассказывают, что эту услугу берут на себя санитары в морге. Официальная оплата за омовение не предусмотрена, но и бесплатно делать никто ничего не будет. Негласная стоимость вознаграждения достигает 20 тыс. рублей, ведь «процедура опасная, и от взаимодействия с трупом можно заразиться». Тело из морга выдают в черных пакетах, позволяя, по требованию, удостовериться в личности. «Бытовое обмазывание грязью болезни COVID-19 приводит к катастрофическим изменениям в сознании людей. Черные пакеты, в которых выдаются тела и которые, по сути, нарушают все общепринятые нормы и морали, у людей провоцируют панику.

К тому же, четкие инструкции о том, как хоронить во время пандемии, отсутствуют, - говорит Игорь Усиков. – Но следует понимать, что тело «ковидного» пациента не является переносчиком, если не соприкасаться с ним, не обнимать, не целовать. Это же не бубонная чума. Тело не может само по себе заражать людей воздушно-капельным способом».

Изменения в сознании

Шумиха вокруг смерти от никому непонятной болезни породила новые домыслы и традиции. Так, пожилые люди из небольших населенных пунктов Ростовской области стали считать, что умерших от коронавируса нельзя омывать и переодевать. Также, они выступают против отпевания. Тем не менее, для того, чтобы избежать распространения COVID-19, все больше людей сегодня отказываются отпевать покойника в замкнутом пространстве церкви. Но эта ниша не остается пустой. Батюшки ростовских церквей самостоятельно приезжают к покойному, проводя ритуал на месте, удобном для родных усопшего. Стоимость такой услуги не велика, в пределах 3 тыс. рублей. Однако четкого тарифа у служителей Бога нет, они довольствуются тем, что дадут.

Стоимость погребения зависит от предпочтений родных усопшего. Со своей стороны, предприятия похоронно-ритуальной сферы предлагают широкий спектр услуг. Самый бюджетный вариант похорон, с катафалком, дешевыми гробом и крестом, обойдется ростовчанам всего 12 тыс. рублей. Значительно удорожают стоимость погребения венки, автобус для перевозки людей на кладбище, стоимость подзахоронения и многое другое. Так, что цена среднего, но по-прежнему экономного варианта похорон достигает 50 тыс. рублей.

«Число умерших, безусловно, увеличивается, но сама статистика такова, что к ней не стоит относиться слишком серьезно», - подчеркивает вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев.

С ним соглашаются многие доктора, предлагающие за период пандемии сопоставить цифры погибших от COVID-19 с числом умерших от сердечнососудистых заболеваний.

"