Posted 13 февраля 2019,, 13:25

Published 13 февраля 2019,, 13:25

Modified 17 сентября 2022,, 15:48

Updated 17 сентября 2022,, 15:48

Коррупционные схемы привели к забастовке грузоперевозчиков в Ростовской области

13 февраля 2019, 13:25
В Ростовской области и в соседних регионах в январе грузоперевозчики устроили забастовки и отказались возить зерно на терминалы, требуя повышения тарифов на перегрузки.

Начало конфликта

Первая забастовка дальнобойщиков началась в ноябре 2015 года с введением системы "Платон" (российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн – прим.ред.). Протестующие выступали против введения системы, так как указывали на то, что уже платят транспортный налог и акцизы, включенные в стоимость топлива. Власти аргументировали введение системы тем, что грузовики якобы разбивают дороги и должны платить компенсацию, чтобы эти дороги ремонтировать. За проезд 12-тонных автомобилей по федеральным трассам изначально брали 3,73 рубля за каждый километр, но 10 ноября, после неоднократных обращений бизнеса, правительство временно снизило стоимость до 1,52 рубля на первые месяцы работы "Платона". Новый этап протестных акций стартовал 27 марта 2017 года, причиной стало удвоение тарифа с 1,56 рубля за километр пройденного пути до 3,06 рубля. Плюс ко всему забастовщики требовали, чтобы ГИБДД и Ространснадзор добросовестно выполняли свою работу и не пускали на дорогу машины со значительным перегрузом. Это, по их мнению, могло бы стабилизировать рынок: лишившись возможности пользоваться услугами водителей-нарушителей, владельцы грузов были бы вынуждены поднять расценки до уровня рентабельности для тех, кто хочет работать по закону.

Как рассказал президент "Грузавтотранса" Владимир Матягин, после забастовки в 2017 году рынок стабилизировался. "Все были довольны, кроме гаишников и строителей, потому что ценообразование поменялось, стало справедливым, но через три месяца, как только шумиха в обществе прекратилась, все вернулось обратно. К нам приезжали и пытались дать денег, только чтобы мы перестали стимулировать контролирующие органы работать. Все кругом на этом мечтали только заработать, но никто не хотел, действительно, помочь людям", - сообщил Матягин.

Вышли из-под контроля

В середине января текущего года дальнобойщики Юга России снова прекратили свою работу и вышли на улицы с требованием повысить тарифы на их работу. Так, например, год назад средняя стоимость перевозки зерна стоила 1,7 рублей, к концу прошлого года она упала до 70-80 копеек за тонну. На это, безусловно, повлияли рост цен на топливо и рекордные урожаи зерновых.

Как сообщил Владимир Матягин, в Ростовской области продавцы сельхозпродукции под давлением бастующих перевозчиков уже пошли на уступки, однако в плане перегруза проблема все равно остается открытой.

"Ситуация в портах Ростовской области, и в Краснодарском крае складывается на сегодняшний день таким образом: 70% людей доезжают без перегрузов, и 30% - с перегрузом, но я вам скажу, что эти 30%, доставляют больше, чем те 70%, так как везут в одной фуре зерна, которое может поместиться в трех машинах. Постоянная работа с перегрузом значительно ускоряет износ техники, разбиваются дороги, некоторые перевозчики уходят с рынка", - рассказывает Матягин.

По его словам, когда общественность показала пристальное внимание к этой проблеме в середине января, работа сдвинулась с" мертвой точки", но сейчас машины с перегрузом едут в сопровождении ГИБДД.

"Вместо того, чтобы выполнять работу по наказанию, они еще раз показывают нам всем, что схема коррупционная –"кормушка" - до сих пор существует. Все зерновозники и те, кто с перегрузом, оплачивают мзду на каждом посту, и от Воронежа до Ростова, за один рейс, оставляют девять тысяч рублей. Как вы думаете, разве может человек, который хлеб с черной икрой ел, отказаться от этого? Нет, конечно. Он будет свой бизнес защищать до последнего, ведь это его работа. Есть поступления повсеместных бюджетных денег, а продвижения нет", - подчеркивает собеседник.

Водители фур хотят убрать слабых

Представитель компании-перевозчика, который предпочел не раскрывать фамилию, сообщил, что забастовки не решат проблему, если не будет соответствующей организации.

"Сейчас бастующие имеют цель – поднять цену, есть люди, которые устанавливают расценку, образно говоря экспортеры, и чтобы данное мероприятие ( забастовка – прим.ред.) работало, должен быть организатор, который будет курировать все действия толпы. Действия необходимо направить на достижение определенных целей", - говорит собеседник.

Он подчеркивает, что на сегодняшний день складывается "перегретость" рынка грузоперевозок, то есть когда спрос превышает предложение, и, по его мнению, через месяц цена упадет еще минимум на 30%.

"Если мы встанем все 1000 машин, например, и через месяц у 80% в любом случае будет потребность выехать, и представьте, что 900 машин разом выйдут работать, и кому раньше платили 90 копеек, согласятся ездить за 80 копеек от безысходности", - считает спикер.

По его словам, выход только один – рынок должен сбросить слабых, ведь по – другому цены не будет.

По словам президента "Грузавтотранса" Владимира Матягина, весь период времени они, наоборот, сдерживали народ от противоправных действий.

"Я не вижу, что положительные действия предпринимаются, мы получаем только отписки. Если власть не задумается о том, чтобы что-то поменять и привести рынок в нормальное состояние, ситуация будет только усугубляться. Люди, которых не устраивало ценообразование и данное положение, не работают, а кто-то поехал от безвыходности и пытается работать без перегруза, но наблюдает картину, что проблема осталась. Им, может, стали предлагать на 10 копеек больше за провоз одного килограмма груза, но условия для нормального ведения бизнеса, добросовестной конкуренции и безопасности так и не улучшились. Сейчас, посчитав экономику затрат, мы видим что цена идет все равно с нарушением законодательства", - говорит Матягин.

Посты контроля не решат проблему – эксперт

По данным Министерства транспорта Ростовской области, только в 2018 году Южным межрегиональным управлением Госавтодорнадзора, в рамках мероприятий по весовому контролю, проверено 4 023 транспортных средства, перевозящих зерновые культуры. Больше половины из них - 2 338 - осуществляли грузоперевозки с нарушениями. Еще 51 нарушение выявлено в уже наступившем году при проверке 654 транспортных средств. При этом по данным экспертов в перевозке зерна на порты Черного и Азовского моря в высокий сезон задействовано до 12 тысяч автомобилей в месяц, которые перевозят около 3,5 миллионов тонн в месяц.

"Тарифы на перевозки, безусловно, регулирует рынок, но со своей стороны Минтранс Ростовской области занимает жесткую позицию по отношению к перевозкам с перегрузом, в результате которых разрушается дорожная инфраструктура региона и страдают добросовестные участники дорожного движения. Одним из вариантов решения проблемы является размещение постов автоматического весогабаритного контроля на автодорогах. В Ростовской области в 2019 году начнется работа по оборудованию 5 пунктов АСВГК из 15 запланированных", - рассказали в министерстве.

Также в ведомстве подчеркнули, что нивелировать ситуацию может введение электронных накладных и организация контроля непосредственно в портах, так как около 63% перевозок зерновых культур осуществляются без оформления соответствующих документов – товарно-транспортных накладных и путевых листов.

По словам Владимира Матягина, появление пунктов автоматического весогабаритного контроля не решит проблему. "Уже с 2016 года нам говорят об этом, но ничего не изменилось за это время. Они потратят миллиарды, но тот эффект, который они пропагандируют, не получится. Машины сейчас подъезжают, тряпочкой закрывают перед рамкой и спокойно проезжают ГИБДД: и штрафов не будут платить, и дороги убивать.Хотя на эту рамку весового контроля государство тратит 35 миллионов рублей", - говорит Матягин.

Он подчеркивает, что в ближайшее время планируется запустить машины общественного контроля, которые будут воочию фиксировать нарушения грузоперевозчиков на территории дорог, портов.

"У некоторых даже на терминале, когда они заезжают на весы, написано, что машины свыше 85 тонн не принимают, хотя по российскому законодательству не должны приниматься КамАЗы свыше 44 тонн. Люди говорят, что мы преступники и пишут об этом, а органы власти должны этим заниматься, а они, наоборот, способствуют разрушению дорог, убийству людей", - говорит собеседник.

Экспортеры бьют тревогу

Национальная Ассоциации экспортеров сельхозпродукции также выступила с заявлением, сообщив, что в настоящее время складывается критическая ситуация с перевозками зерна автомобильным транспортом.

"В регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов группы лиц, поддерживаемые Ассоциацией "Грузавтотранс", блокируют отгрузки зерна автотранспортом под предлогом борьбы с нарушениями весовых норм при транспортировке зерна. Фактически осуществляется попытка концентрации контроля за рынком автотранспортных услуг и поддержания завышенных тарифов на эти услуги. Такие действия будут иметь значительные негативные экономические последствия как для экспортеров зерна, так и для агропромышленного комплекса России в целом", - говорится в заявлении.

В обращении предлагается переложить ответственность за соблюдение весовых норм с автоперевозчиков на грузовладельцев и экспортные терминалы.

"НАЭСП поддерживает необходимость борьбы с нарушениями весовых норм при транспортировке зерна. Необходимо сохранить конкурентные условия ценообразования на услуги перевозчиков, что будет поддерживать эффективность логистической цепочки. Необоснованное удорожание транспортировки приведет к падению доходов производителей и экспортеров зерна", - сообщают в Ассоциации.

11 февраля на совещании с ведущими экспортерами под руководством министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева участники встречи пришли к общему мнению о необходимости усиления контроля со стороны компаний-перевозчиков, грузоотправителей, а также региональных властей за соблюдением законодательства в сфере грузоперевозок.

"