Нехватка вторсырья и тяга к красоте: как производят упаковку на Дону
Аналитика

Нехватка вторсырья и тяга к красоте: как производят упаковку на Дону

13 февраля , 21:25Photo: drobotdean / freepik.comвторсырье тпп упаковка
Рынок упаковки в регионе, по оценкам его участников, растет. При этом набирают обороты экотренды: создаются биоразлагаемые коробки и многое другое. Но главный экотренд — переработка упаковки — все еще буксует. По крайней мере, некоторых материалов.

Какая упаковка в Ростовской области

«Все это, что мы приобретаем, редко бывает условно говоря в россыпном виде. Оно во что-то упаковано: в картон, в пластмассу, пластиковую упаковку. Сейчас, конечно, более экономные схемы по упаковке продуктов и вообще всего, что продается на розничном рынке. Естественно, что и количество потребляемой бумаги, картона и так далее становится меньше», — рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин изданию «Бизнес-Вектор» РБК.

Как следует из данных Национальной конфедерации упаковщиков, рынок упаковочных материалов России экспертами оценивается в триллион 200 миллиардов рублей. На пластиковую упаковку приходится 38% объёма. Чуть меньше — на упаковку из дерева и его производных: бумаги и картона. На третьем месте — стекло — с долей 12%. Каждый десятый товар в России продается в металлической таре. На остальные виды упаковки приходится всего четыре процента.

Как сказано в открытых источниках, в Ростовской области самым популярным производством стала пластмассовая упаковка (этим занимается 21 компания), на втором месте — деревянная (девять фирм), на третьем — картонная или бумажная, стеклянная (по восемь компаний), на последнем — изделия из легких металлов (всего три фирмы).

Самую большую прибыль из этих компаний за 2018 год получила «Ретал», которая производит пластмассовые изделия для упаковки: контейнеры, пленки и другое. Ей удалось заработать 1,5 миллиарда рублей чистой прибыли. Фирма работает в 60 странах, ведет деятельность и в Ростовской области. Второе место заняла компания «Ай-Пласт», которая выручила около миллиарда на продаже пластиковых ящиков, мусорных контейнеров, складских, полочных лотков и другого. У фирмы две производственных площадки: одна в городе Ставрово Владимирской области, вторая — в Азове.

На третьем месте по прибыли «Алекс Трейд», выпускающая тару из стекла. Но ее доход значительно меньше — всего 190 миллионов за год. Из-за нехватки сортированного стеклобоя компания построила свой цех, который за сутки перерабатывает до 700 тонн материала.

Почему выбирают пластик

Директор компании «Хорошая упаковка» Сергей Филипповский отметил, что компании неохотно переходят на экологически чистую упаковку. «Они продолжают пользоваться пластиком, хотя за последний период цена экологически чистой упаковки, по крайней мере у нас в компании, только снижается. Покупка пластика — это привычка и менталитет. Людям нужно продавать. Продается то, что дешево. Дорогой сегмент тоже продается, но не так активно», — пояснил спикер. Он сообщил, что в биоупаковку входит картон и бумага, а внутреннюю ламинацию и прозрачные окошки делают из биоразлагаемых материалов.

Photo:wavebreakmedia_microfreepik.com

По словам Филипповского, биоупаковка входит на рынок, но не так быстро, как этого бы хотелось. «Известные в Ростове сети в большинстве своем перешли на экологически чистый продукт, мы их снабжаем. Это рестораны с едой на вынос», — сообщил он. Директор сообщил, что лет шесть назад вообще были слезы — продажи на 10-30 тысяч. «В Москве и Петербурге наш завод-производитель это активно продавал. Ростов почему-то не в лидерах стоит по биоупаковке, но подвижки есть», — заключил собеседник.

Филипповский рассказал, что компания продает из переработанных материалов только стрейч-пленку. «Пленку из первичного материала сдают, потом вторичное сырье добавляют в первичное и таким образом получается пленка с примерно такими же качествами, но чуть-чуть похуже. И цена немного пониже. Если брать пластиковую посуду, то там только первичный материал, вторичка не допускается», — сообщил собеседник. Он добавил, что вторичный материал достаточно просто получать. «Но опять же, что касается пищевой упаковки, то тут используется минимум вторички. В других пластиках это очень активно используется — крышки, фитинги, запчасти», — добавил директор.

Филипповский указал на специфику области. «Наш регион старается покупать все дешево. Когда общаешься с центральным регионом, с Москвой, то они говорят: „У нас на Ростов отдельные прайсы, здесь хотят купить за копейки хорошее качество, но обычно такого не бывает“. В остальном, стандартный рынок, развит, как и в остальных городах», — заключил собеседник.

Для чего меняют упаковку

Старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова сообщила, что сегодня в рамках экологического тренда федеральные производители потребительских товаров, в частности, косметических средств и средств по уходу за волосами и кожей, успешно внедрили легкую и экологичную упаковку. «К тому же на прилавках сетевых магазинов и в онлайне все чаще можно встретить товары в гибкой упаковке вместо привычных банок, бутылок, пакетов и флаконов. Этот тренд Frustration-free packaging (упаковка без неудобств) стал катализатором роста продаж в онлайн-магазинах», — отметила Бодрова. По ее словам, так клиенты, получая товар, испытывают эстетическое наслаждение при его распаковке. «А затем, переполненные положительными эмоциями клиенты зачастую выкладывают фотографии или видео такого товара в социальные сети», — добавила специалист.

Photo:pressfotofreepik.com

Бодрова считает, что это отличный инструмент кросс-маркетинга для онлайн-ритейлеров и производителей. «Здесь очень успешно продается эмоция — покупка любого обычного потребительского товара становится захватывающим и приятным событием с высоким потенциальным охватом через соцсети. По-прежнему преимущество у тех производителей, которые постоянно развивают форму упаковки, работают над привлекательным дизайном. Все это в конце концов работает на повышение значимости и ценности бренда, а рецептура товара может не меняться годами», — заключила она.

Колебания цен на макулатуру

Коммерческий директор «Фабрики упаковки» Татьяна Кузницкая рассказала, что в Ростове есть только одно крупное производство, которое перерабатывает макулатуру. «Остальные ставят станки, закупают готовые листы и из этих листов делают коробки. При этом позиционируют себя как производителей. Много людей, которые хотят заработать на этом: они начинают перепродавать и делить рынок», — сообщила Кузницкая.

Она предположила, что в Ростове не хватает производства, которое бы перерабатывало макулатуру. «Но может, для масштабов нашего города этого и достаточно», — добавила коммерческий директор.

Photo:Медиахолдинг1Mi

По словам Кузницкой, в целом, найти индивидуальную упаковку в Ростове достаточно легко. «Но мы сталкиваемся с начинающими кондитерами и людьми, занимающимися хенд-мейдом. Такие клиенты ищут индивидуальную упаковку, но им нужен маленький объем. Соответственно, производства не хотят заниматься таким объемом. Поэтому, возможно, не хватает розничных сетей упаковки», — пояснила собеседница.

Представитель компании «Рост-Пак» рассказал, что сейчас подешевела макулатура, из которой делают коробки. «Когда был ЧМ, делалось много упаковки. И мы так поняли, что не было возврата макулатуры. Поэтому в прошлом году сырья было мало, и оно было дорогим. Людей хотели заинтересовать в сдаче, поэтому принимали дороже. Прошло немного времени, сырье стало снова появляться и подешевело. Цены вернулись к уровню 2017–2018 годов», — сообщил собеседник. Он добавил, что также ввели санкции по вывозу макулатуры на Украину, на Рубежанский завод. Поэтому теперь вся макулатура оседает в России, ее стало больше.

Падение стоимости также подтвердил коммерческий директор «Главкороб» Алексей Шнайдер. «Цена на макулатуру упала, летом ее принимали за 10 рублей, сейчас — за 3-5 рублей», — сообщил он.

Шнайдер сообщил, что в целом рынок растет. «Приходят западные крупные игроки, увеличивается конкуренция. Товаров стало больше, изменились требования к упаковке. Ты не можешь в торговой сети поставить продукт, не упакованный в коробку. Это стало актуально с развитием сетей, то есть явно больше пяти лет назад», — следует из его слов. Коммерческий директор сообщил, что многие стали упаковывать товары в картон, хотя раньше использовали стрейч или что-то еще. «Так как эта упаковка пригодна к вторичному использованию, то она экологична. Сегодня экология — важная тема, поэтому картон на пике популярности», — добавил спикер.

После нас — хоть потоп: что с переработкой

Вернуть любую упаковку в промышленный оборот был призван экологический сбор, введённый в России в 2014 году. Но мера не оказала значительного эффекта. Сегодня, по данным правительства РФ, в стране перерабатывается почти половина картонной упаковки, но только 10% пластика и стеклотары. Над решением этой проблемы думают отраслевые ассоциации и Торгово-промышленная палата.

«Для этого должны быть предприняты действия государством. Кроме провозглашенного раздельного сбора надо, чтобы он действительно был раздельным. Если мы наладим эту работу: и вывоз раздельный, и вывоз на то, чтобы перерабатывать, то возрастет нагрузка на отрасль. И я надеюсь, что она будет загружена», — рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

По его словам, до 2019 года в России был сбалансированный рынок: производства были загружены полностью. «Сегодня они всего процентов на 70 загружены. Ну это легко объяснимо. Понятно, что при падении уровня жизни населения, при падении доходов снижается спрос населения, количество употребляемого товара. А упаковка — это всегда товар», — заключил спикер.

Как следует из открытых источников, сегодня в Ростовской области занимаются сбором и переработкой отходов около 87 компаний. В это число входят муниципальные организации, а также фирмы, которые перерабатывают металл и утилизируют опасные отходы. Первые четыре места по объему выручки занимают компании, занимающиеся обработкой лома и цветных металлов, опасных отходов, пятое — ГК «Чистый город», региональный оператор Ростова и Мясниковского района. Группа должна построить мусороперерабатывающий комплекс, но пока его нет, поэтому она, по сути, не занимается переработкой — только сбором.

Photo:Медиахолдинг1Mi

Кроме них сбором отходов в Ростовской области занимаются «Экоцентр», фонд «Экология Дона», «Ростоввторпереработка», Эко-Спас в Батайске и другие. Последние две фирмы утилизируют множество видов отходов: от пластика до стекла.

Открытых данных о том, какой какой процент упаковки перерабатывают в Ростове и области, найти не удалось. Но можно предположить, что большая часть отправляется на полигон, как и в остальной части страны.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter