Posted 15 января 2021,, 09:52

Published 15 января 2021,, 09:52

Modified 18 сентября 2022,, 11:18

Updated 18 сентября 2022,, 11:18

Проданный смех: почему пранкеры не прижились в Ростове

15 января 2021, 09:52
Ростов — город с особой ментальностью. Юмор и шутки здесь всегда ценились высоко. А злые и непонятные розыгрыши чреваты самыми непредсказуемыми последствиями. Именно поэтому общемировые молодежные тренды в донском регионе не всегда находят своих приверженцев.

Как под развитием интернета и цифровизации розыгрыши эволюционировали в пранки, и почему пранкеры не получили распространения в донской столице, разбирался корреспондент RostovGazeta.

Как слона купать водили

В советские годы самым популярным пранком у ростовской молодежи было телефонное хулиганство. Эксперты объясняют его банальным отсутствием интересного досуга. Людям было скучно, вот и развлекались, как могли.

«Воду уже дали? Набирайте ванну — ведем слона купать», — один из самых популярных телефонных розыгрышей тех лет.

Разыгрывали в Ростове всегда. В школах приклеивали на ступеньку железную монету, наблюдая как другие ученики пытались ее поднять. Подростки засовывали кирпич в футбольный мяч, провоцируя прохожих ударить по нему ногой. Не оставалось в стороне и взрослое поколение. Самым известным розыгрышем у мужчин был трюк с троллейбусом. На остановке, весельчак снимал с транспорта «рога», и просил подержать их проходящего мимо интеллигентного человека. Тот, принимая весельчака за водителя троллейбуса, честно пытался помочь ему. Веселье начиналось в тот момент, когда настоящий водитель троллейбуса обнаруживал этого добровольного «помощника» и начинал с ним беседу с использованием особых слов ростовского диалекта, под дружных хохот людей на остановке. Однако в советские годы, розыгрыши были бескорыстны.

Им на смену, с появлением интернета и развитием цифровизации, пришли новомодные «пранки». По сути, это те же самые розыгрыши. Только требующие серьезной подготовки, заснятые на видео, выложенные в интернет и призванные привлекать огромное количество лайков, восхищенных комментариев и подписчиков. В погоне за общественным вниманием пранкеры все чаще преступают черту закона, дозволенного моралью и нравственностью. Все это делается для привлечения максимального внимания к своей персоне: агрессивно, навязчиво и раздуто в лучших традициях молодежного хайпа. Пранк оказался разделен на две категории.

Хард-пранк — это тяжелые и, зачастую, злые розыгрыши, главной целью которых становится провокация оппонента и доведение его до эмоционального пика страха или истерики. И лайт-пранк — безобидные забавы, получившие широкую популярность у ростовской молодежи.

Попрошайка поневоле

Ростовчанка Александра рассказывает, что лайт-пранки широко используются в ее окружении, возрастом 18+.

«Они безобидные, и кроме веселья не несут в себе никакого унижения или испуга. Но мы и не хайпуем на них. Не снимаем видео для размещения в соцсетях, не трогаем незнакомых людей. Пранкуем исключительно в рамках нашей компании. Такие пранки можно считать разве что формой юмора, и не более того», — отмечает Александра.

В числе запомнившихся пранков, она вспоминает, как однажды договорилась встретиться с однокурсницами возле парка Горького. Девушки немного опоздали, и когда пришли, вручили ей подержать книгу, на которой стоял большой, полупустой, бумажный стакан с попкорном. Поздоровавшись в странном, нездоровом ажиотаже, однокурсницы убежали, велев ей подержать книгу с попкорном и подождать их еще несколько минут.

«Хорошо, что сейчас людей гуляет не много. Но те, которые прошли мимо меня — странно смотрели. Я почти сразу поняла, что-то не так. Покрутила стакан, увидела надпись с обратной стороны: «Подайте на прививку», — рассказывает Александра, добавляя, что в тот момент затаила обиду на подруг.

В компании 25-летней Анастасии наоборот, отрицают даже лайт-пранки.

«Я вообще не понимаю смысл пранков. Выставлять другого в смешном свете — это всегда обидно. Розыгрыши, конкурсы хороши в большой компании, на праздник, а в обыденной жизни они глупы», — уверенна она.

Получил леща

За последние два года в Ростовской области произошло несколько резонансных хард-пранков. В ноябре 2019 года ростовчанин разыграл пассажиров общественного транспорта, бросив в салон тяжелый пакет с криком: «Аллаху Акбар». В пакете оказалась плитка. Однако суровое наказание не заставило псевдотеррориста ожидать. Убежать он не успел: стоящие неподалеку мужчины схватили его и, повалив на землю, немного попинали. Позже выяснилось, что юный псевдотеррорист не придумал этот пранк. Видео с таким розыгрышем придумали и выложили в интернет зарубежные пранкеры еще четыре года назад. Правда, их пранк был сложнее: они оделись и загримировались под арабов. По инсайдерской информации, заявление в полицию тогда не поступало ни от побитого пранкера, ни от пассажиров.

Но этот инцидент получил широкое обсуждение в социальных сетях. Мнения ростовчан разделилось. Одни ростовчане полагали, что избиение пранкера было ни к чему, а за содеянное, его следовало отвести в полицию. Другие считали, что возможная судимость могла бы сломать парню жизнь.

«А так ему накидали лещей и всего то. Жив, почти здоров, без судимости. Надеюсь, он понял, что так делать нельзя», — высказал мнение пользователь Сергей Евдокимов.

Пранкер не шутит

Второй хард-пранк, тщательно подготовленный, произошел в сентябре 2020 года. Пранкер Иван Сычев, переодетый в костюм фельдшера и загримированный под врача-зомби выбегал из автомобиля скорой помощи и пугал людей на остановке рядом с «ковидным» госпиталем горбольницы им. Семашко в Ростове. Происходящее снимал на камеру видеооператор, и видео было выложено в онлайн. Мнение подписчиков блогера разделилось. Одни и правда считали пранк смешным. Другие, которые в период пандемии столкнулись с этой болезнью, обидным. Сычев пояснил, что созданием этого пранка он привлекал внимание к проблемам здравоохранения. Блогер рассказал что недавно, от неправильного диагноза, у него умерла мать.

«Когда приехала скорая, у врачей даже не было с собой бумаги для того, чтобы сделать кардиограмму и установить диагноз, понимаете, да? Все симптомы мамы указывали на сердечный приступ. Но скорая помощь дала ей успокоительное, сказали, как поспит-отдохнёт, ехать в ЦГБ. А через несколько часов она умерла от сердечного приступа. То есть часа три было, чтобы отвезти её, реанимировать», — сокрушается Сычев.

Он добавил, что после смерти матери обращался в Следственный комитет, МВД, Минздрав и больницу. Однако никакого ответа не получил. Тогда и пришла идея привлечь внимание к проблемам здравоохранения, создав такой пранк.

После него блогером заинтересовались правоохранительные органы, объяснив, что проверка коснется как всех участников, которые участвовали в создании видео, так и автомобиля скорой помощи. По предположениям журналистов, очевиднее всего, машину скорой помощи Сычев взял в аренду в одной из частных клиник Ростова.

Расплата за маску

Тем не менее, общение Сычева с представителями органов власти не научило его ничему. В октябре блогер натянул на ноускат своего спортивного автомобиля огромную медицинскую маску, сшитую на заказ, и рассекал по улицам города, привлекая внимание водителей и прохожих. Скорее всего, этот перфоманс он посвятил пандемии и ее новым ограничительным мерам. Однако и этот пранк не прошел для него бесследно. Блогера задержали сотрудники правоохранительных органов за сокрытие госномеров.

«Да вот мозгов не хватило, теперь будет суд, могут лишить прав до 3-х месяцев», — писал Сычев на странице в соцсетях.

Но уже в ноябре он запустил новый пранк, выбрав для себя роль сотрудника ДПС с пугающим лицом голодного зомби. Очевидцы рассказывали, что кровоподтеки у него на руках и шее, глубокие шрамы и раны на лице выглядели очень убедительно. На момент публикации статьи пресс-служба ГУ МВД России по Ростовской области оперативно не предоставила никаких данных о привлечении блогера к ответственности. Однако, несмотря на убеждение в своей правоте, блогер удалил на канале видеохостинга ролик с врачом-зомби, и удалил свою страницу в Инстаграм.

Наряду с одиночными пранкерами, последние годы в Ростове работают агентства, специализирующиеся на всевозможных розыгрышах. Они с большой достоверностью, декорациями и профессиональным артистизмом, по заказу друзей или коллег, окунают людей в нестандартные ситуации. Жертвами их розыгрыша становятся именинники, молодожены, начальники и сослуживцы. По сути, в таких компаниях разрабатывают сценарии те же самые пранкеры, которые нашли нишу для реализации своих идей без нарушения закона и общественного порядка.

Что скрывается за хайпом?

По убеждениям психологов, пранкеры не заинтересованы в целенаправленном оскорблении или унижении людей. Их цель — это хайп. Но пранкеры не задумываются о том, что в большинстве случаев за хайпом и скрывается то самое оскорбление и унижение.

«Всех пранкеров я бы разделила на две категории. Первые — идейные. Они отыгрывают конкретную тему, пытаясь озадачить оппонента, — отмечает руководитель центра социальных услуг и профилактики, психолог Елена Золотилова. — Например, когда мы работаем на кризисном телефоне доверия для пострадавших от домашнего насилия, нам очень часто звонят пранкеры. Они заранее продумывают тему, вопросы по ней, сформулированные таким образом, чтобы загнать консультанта в тупик. Весь разговор они обязательно записывают на диктофон, чтобы потом выложить аудио файл в социальные сети, обесценивая труд консультантов».

Вторая категория пранкеров, по мнению Золотиловой, своими пранками пытается компенсировать личностные проблемы. Эти люди могут пройти голыми по улице, лечь на проезжую часть, перегородив машинам проезд, станцевать стриптиз у столба. Все действия эта категория пранкеров делает якобы для себя, доказывая себе и обществу собственные навязчивые идеи. Например, кажущуюся им на тот момент свободу и независимость от общепринятых норм.

Экзамен на зрелость

Хайп на тяжелых пранках Елена Золотилова считает неприемлемым даже для привлечения интереса к собственному блогу.

«Как сторонник борьбы с домашним насилием я уверенна, что блогерство не должно строиться на деструктивных идеях. Ведь под видом пранка можно дискредитировать все, что угодно, и это в корне неверно. Многие блогеры и без пранков снимают интересные видео, грамотно освещают социальные вопросы, привлекая к себе все больше подписчиков», — уверенна она.

Представители когнитивно-поведенческой психологии добавляют, что у пранкеров отсутствуют психические отклонения, но на лицо — поведенческие и нравственные.

«Пранкеры психически сохранны. А их поведенческое отклонение носит глубинный характер, исходящий из семьи. В детстве они были травмированы. Родители не передали им семейные ценности, не научили пониманию, что хорошо, а что плохо», — сообщает доцент Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Светлана Гриднева.

По ее словам, родители должны сдать экзамен на зрелость именно в тот момент, когда ребенок вступает в подростковый возраст.

«Уже в это время надо смотреть на него как на взрослого. До начального подросткового возраста родители могут быть учителями и советниками своих детей. Но с ребенком-подростком они должны перейти в ранг друзей. Если это не произошло, значит, экзамен на родительскую деятельность провален. Испытывая дефицит общения, детям из таких семей, повзрослев, очень сложно проявлять себя в профессиональной сфере. Они уходят в онлайн. И, не имея интересных тем для коммуникации в сети, придумают пранки, которые, не принося им должного признания, с каждым разом становятся все более жестокими», — резюмирует Светлана Гриднева.

Читайте также: Старики не могут, а молодые не хотят: нужны ли Ростовской области трудовые мигранты?

"