Posted 17 апреля 2019,, 19:49

Published 17 апреля 2019,, 19:49

Modified 17 сентября 2022,, 16:00

Updated 17 сентября 2022,, 16:00

Чиновникам Ростовской области закручивают гайки «реестром коррупционеров»

17 апреля 2019, 19:49
«Реестр коррупционеров», в который вносят госслужащих за взятки и неточности в декларациях о доходах, работает год. За это время в список от Ростовской области в список попали 19 человек, при том, что коррупционных преступлений в регионе было совершено в три раза больше.

Какие есть проблемы в работе реестра и могут ли туда внести человека по ошибке, разбиралась RostovGazeta.

В Ростовской области наказывают приставов и сельских депутатов

«Реестр лиц, уволенных из-за утраты доверия», предполагает, что имя чиновника, которого уволили из-за правонарушений, связанных с коррупцией, будет храниться в списке в течение пяти лет. Исключения из реестра можно добиться, если через суд отменить акты об увольнении.

На начало апреля в список от Ростовской области попали 19 человек, всего там 1110 сотрудников со всей России. Основная часть — мелкие чиновники, судебные приставы и инспекторы ГИБДД. Кроме этого, там числятся сельские депутаты: тройка от правящей партии и пара коммунистов.

В список попадают за разные нарушения. Например, там есть бывший оперативник СИЗО Бадрудин Ичакаев, который неверно предоставил сведения о своих доходах, и начальник отделения по работе с личным составом Ростовского линейного управления МВД России на транспорте Алексей Юношев, который подозревается в продаже штатного места за несколько сот тысяч рублей.

При этом в регионе совершается далеко не 19 коррупционных преступлений в год. Только за два месяца этого года зарегистрировано 22 дела по статье «Дача взятки», за предыдущий год — 59 дел. Эти данные приводит портал правовой статистики РФ. Кроме этого, согласно порталу, Ростовская область находится на шестом месте в антирейтинге по количеству коррупционных дел.

Под раздачу попали заместители

В списке мало высокопоставленных чиновников. В конце января задержали первого замглавы мэрии Новочеркасска Сергея Басакевича по подозрению в получении крупной взятки. По информации следствия, политик получил один миллион рублей. Предположительно, он обещал за эти деньги помочь принять контракт по ремонту трамвайного пути. Сейчас по решению суда Басакевич находится под стражей.

Замглавы уволили спустя почти две недели после новости о задержании. Официальной причиной стало то, что он участвовал в конфликте интересов, стороной которого являлся.

Другого заместителя главы уволили в Донецке. Сергей Беляев, который курировал вопросы ЖКХ, транспорта и связи города лишился своей должности в июле 2018 года за то, что письменно не уведомил работодателя о личной заинтересованности в служебных делах. Предположительно, Беляев потребовал руководителей компании, которая занималась уборкой мусора в городе, отдать долю в уставном капитале своему шурину.

В Ростове тоже не обошлось без громких историй. Так в июле 2018 года уволили замглавы города по вопросам ЖКХ Владимира Сакеллариуса из-за утраты доверия. Когда Сакеллариус переходил на работу в администрацию, то отдал управление группой управляющих компаний сыну. В прокуратуре посчитали, что здесь есть конфликт интересов и через суд добились увольнения чиновника. Однако администрации удалось отменить постановление об увольнении, из реестра его исключили. В октябре Сакеллариус вернулся на работу.

Не мозолить глаза коррупцией

Депутат заксобрания Ростовской области, руководитель фракции ЛДПР Евгений Федяев считает, что такой список нужен, чтобы страна знала своих героев если не в лицо, то по фамилиям. «Этот реестр будет подстегивать чиновников соблюдать законодательство. И он дает возможность работодателю отказать такому кандидату в приеме на работу. Даже если примут, то и работодатель, и коррупционер должен понимать, что этот факт не останется без внимания политических партий и общественных организаций», — заявил Федяев.

Ростовский политолог Александр Джадов уверен, что в России давно назревала необходимость создания реестра. «Насколько можно прослеживать тенденции в этой сфере, среди госаппарата и чиновников гайки закручивают. Грубо говоря, есть установка президента на то, что сейчас не те времена, когда можно мозолить глаза коррупционными делами. Если человек попался, его уже не будут выгораживать», — полагает эксперт. Он отмечает, что это связано со сложной внутриполитической и внешнеполитической ситуацией. «Поэтому есть установка пленных не брать, попустительства не будет. Об этом, как минимум, свидетельствует лавинообразный рост коррупционных дел. Вопрос еще, конечно, в выносимых приговорах, но дела возбуждаются ощутимо больше», — заключил Джадов.

Недоработки

При этом политолог считает, что реестр нужно довести до логического конца, сделать инструмент рабочим. «Насколько я понимаю, туда включили людей за определенный период. Было бы правильным, если бы этот период в ретроспективе расширили. Взяли бы список за десять лет. Но закон обратной силы не имеет, обратно это сложно сделать», — пояснил Джадов.

Кроме этого, по мнению политолога, есть вопрос к статьям. «Есть те, которые напрямую указывают, что человек замешан в коррупционных схемах, а есть достаточно косвенные. Любые экономические преступления на посту должны быть включены в эту меру. Тогда это будет важно, интересно, будет работать на имидж власти», — считает эксперт.

Обзывают ли коррупционерами невиновных

Так как в реестре много мелких чиновников, судебных приставов и инспекторов ДПС, то встает вопрос о том, не использует ли вышестоящая власть этот реестр для давления на подчиненных. Не хочешь помогать пилить бюджет — попадешь в список. Или не получается ли так, что начальник совершил преступление, а отдувается подначальный сотрудник.

«У нас никто не застрахован от привлечения к административной и уголовной ответственности, в том числе от попадания в этот список. Ошибки могут быть», — считает депутат Евгений Федяев.

Он отметил, что много людей отбывают наказания за преступления, которые не совершали. «В истории множество таких фактов. Вспомнить только Чикатило, по его делу несколько людей привлекли и чуть ли не привели приговор в исполнение. Поэтому и здесь ошибки не исключены, но это не является основанием для того, чтобы эту норму не применять», — сообщил Федяев.

Он полагает, что нужно тщательно подходить с доказательной базе, вносить в реестр людей, определенно совершивших правонарушения.

Депутат заксобрания региона, руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Косинов считает, что те люди, которые сегодня попадают в список, не являются реальными коррупционерами. «Мы декларации сдаем, жена, дочь, где-то на 200 рублей что-то не показал, и все. Не в этом же дело, основная коррупция не внизу, а наверху. Поэтому реестр коррупционеров нужно составлять с теми, кто заставляет заниматься коррупцией», — уверен политик.

Он полагает, что те люди, которые сегодня страдают по статье за коррупцию — передаточные звенья. «А человека, к которому в конечном итоге поступают материальные блага, мало кто знает», — добавил Косинов.

Депутат сообщил, что проблему взяточничества могут решить общественные организации. «Общественники знают очень много: у кого какие дома и машины и кто живет в поселке Янтарный», — заключил он. Косинов считает, что должна быть независимая структура, которая занимается вопросами коррупции, а ее, к сожалению, нет.

По мнению депутата, в России нужно принять конвенцию ООН о том, чтобы следить не только за доходами, но и за расходами госслужащих. «Мы в реестры

внесли замглавы Новочеркасска, но я не думаю, что замглавы — отъявленный коррупционер, и на него надо делать ставку. Такие списки надо составлять и общественности показывать, но включать в них стоит тех, кто сверху», — заключил политик.

"