С повсеместным переводом машин на газ его цена подскочит в Ростовской области​

Аналитика
С повсеместным переводом машин на газ его цена подскочит в Ростовской области​
17 августа 2019, 20:20Фото: pixabay.com
Перевод машин на газ активно продвигается на государственном уровне. Ростовская область наряду с Белгородской еще более активна: регионы вошли в пилотный проект развития рынка газомоторного топлива.

Машины, использующие газ, в Ростове уже ездят, но есть вопросы с парковками и с тем, как заставить водителей частных авто переходить на другое топливо.​

Корреспондент RostovGazeta разбирался, насколько опасен газ и кому выгоден повсеместный переход на него.

Что за проекты

Ростовская и Белгородская области вошли в пилотный проект развития рынка газомоторного топлива на 2018–2021 годы. Согласно нему, к концу 2021 года на Дону должны работать 39 газовых заправок и 10 сервисных центров, которые смогут устанавливать и обслуживать газовое оборудование.​

«В настоящее время в Ростовской области действуют 11 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее — АГНКС) группы „Газпром“ и три АГНКС частных инвесторов. В 2019 году планируется ввести в эксплуатацию еще не менее десяти станций», — ответил заместитель министра транспорта региона Сергей Ушаков на запрос издания. Как сообщает правительство региона, землю под заправки планируют сдать в аренду без проведения торгов.​

В целом, к концу года в регионе будет работать 24 заправки, в области предстоит построить еще 15 станций за два года для реализации проекта. Учитывая темпы строительства предыдущих АГНКС, это вполне выполнимо. Что касается сервисов, то по данным Ушакова, в области их уже 30. «Дефицита пунктов переоборудования не наблюдается», — сообщил заместитель министра.

Но Ростовская область принимает участие не только в этом проекте, регион в принципе пытается активно перейти на газ.

Как отметил Ушаков, в 2013 году правительство РФ издало распоряжение, согласно которому к 2020 году на газомоторное топливо должна быть переведена часть общественного транспорта и машины дорожно-коммунальных служб: в Ростове до 50% автомобилей, в таких городах как Батайск, Волгодонск, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Шахты, Сальск — до 10%.

По информации ГУ МВД России по Ростовской области, за шесть месяцев 2019 года на газомоторное топливо (метан) переоборудовано 721 транспортное средство. «Количество транспорта, использующего природный газ, ежегодно растет», — отметил Ушаков. Он не уточнил, на сколько.

«Юг России в силу своего более коммерчески-ориентированного менталитета уже давно привлекает более выгодное газомоторное топливо. Не случайно именно юг является его главным потребителем и сразу четыре южных региона (Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край и Волгоградская область) из двенадцати находятся в авангарде подпрограммы «Развития газомоторного топлива», — сообщил главный аналитик «Центра аналитики и финансовых технологий» Антон Быков.​

Для Ростовской области особенно перспективным он назвал переход на газ в сельском хозяйстве и водном транспорте: «Благо региональные власти это понимают и пытаются помочь аграриям. По крайней мере, такие программы субсидирования уже анонсировались, и будем надеяться, что они будут реализованы», — отметил Быков. Пока, согласно информации правительства области, в сфере сельского хозяйства на газ перевели только 4,3% техники.​

Фото:pixabay.com

Парковки и другие беды

Сдерживающим фактором перехода на газ Ушаков назвал недостаточное количество станций. Видимо, 11 работающих заправок на всю область пока недостаточно. «При наличии развитой сети АГНКС в регионе потребность в автобусах, работающих на газомоторном топливе, вырастет как минимум в два раза, а также активизируется и перевод личного автотранспорта на газ», — заверил Ушаков. Он добавил, что для стимулирования перехода в открытом конкурсе на перевозки между городами и селами учитывается экологическая характеристика подвижного состава. Экологический транспорт получает больше баллов, увеличивая свои шансы на победу.

Депутат Законодательного собрания Ростовской области Евгений Бессонов отметил, что в баллонах со сжатым газом (метаном) очень большое давление. (Сейчас метан чаще используют для коммерческих перевозок, пропан-бутан или сжиженный газ — в частных авто). «Программа запустится, через 30-40 лет устаревшие баллоны будут представлять опасность. Вообще, по идее, все люди, которые работают со сжатым газом, должны иметь допуск. А у нас сейчас жители ездят за рулем и даже не знают, что такое двигатель внутреннего сгорания, из-за чего происходит огромное количество ДТП», — считает Бессонов. Он отметил, что в нынешней ситуации даже обязательное обучение работе с газом не принесет результатов, потому что водители могут «проплатить» их и так ничего не узнать.​

Депутат Заксобрания Ростовской области Сергей Косинов сообщил, что нормы и нормативы работы с газовым оборудованием сохранились со времен советского союза. «Технологии изменились очень сильно. То, что раньше вызывало опасения, сегодня не настолько опасно», — отметил Косинов. Он уточнил, что речь идет о том, что машины на газе нельзя парковать на крытых стоянках, согласно законодательным нормам.

«Но перевод частных машин на газ — это первая часть, промышленность — вторая. Для автобусов вопрос крытых парковок не очень актуален. Тоже самое насчет сельскохозяйственной техники», -добавил он. По его словам, так как сначала планируется заняться промышленными перевозками, то с решением вопроса парковок придется немного подождать.​

Среди проблем с переводом транспорта на газ аналитик Антон Быков назвал нехватку заправок и бедственное положение российских граждан, для которых горизонт финансового планирования сейчас настолько мал, что выгоды от установки в своем автомобиле ГБО кажутся слишком отдаленными, а это всего лишь полтора-два года. «Получается как бы замкнутый круг, и при всей очевидной выгодности, даже существующие газозаправочные станции работают не более чем на 30% своей мощности, то есть являются убыточными или находятся на грани рентабельности. И именно это сдерживает расширение газозаправочной сети, которая бы делала использование этого вида топлива более популярным и удобным», — отметил Быков.​

По словам специалиста, чтобы выйти из этого замкнутого круга, государство и запускает программы, которые должны воздействовать сразу на обе проблемы. «С одной стороны, через субсидии сделать переоборудование автотранспорта более доступным. С другой стороны, через субсидии и привлечение региональных властей дать толчок к развитию сети газозаправочных станций, — отметил Быков.

Фото:pixabay.com

Кто выиграет

Возможную выгоду от перехода на газ для водителей подтвердил и аналитик Антон Быков. " Даже, несмотря на то, что расход газа в среднем выше процентов на десять, по сравнению с бензином, относительная дешевизна газомоторного топлива с лихвой это перекрывает», — заключил специалист.​

По его подсчетам, средняя цена газа на российских автозаправках в зависимости от его вида и региона варьируется от 16 до 22 рублей за кубический метр, а за сопоставимый литр 92 или 95 бензина придется отдать в два раза больше: от 40 до 46 рублей. «Так что даже при затратах на установку газобаллонного оборудования, которые для легкового автомобиля составят около 30-35 тысяч рублей, а также с учетом расходов на его обслуживание, перевод машины на газ при среднем пробеге в 25-30 тысяч километров в год, все это окупится уже через 1,5 года», — сообщил Быков. И дальше, по его словам, газ будет приносить чистую экономию, в 30-35% в сравнении с использованием бензина.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

Автомобилист Андрей перевел свою Daewoo Leganza на газ около года назад. «Ни разу не пожалел. Цена за газ в два раза ниже, расход такой же. Масло нужно чуть чаще менять, но это не существенно. Оборудование окупается очень быстро», -рассказал он.

С тем, что переходить на газ нужно для экологии, поспорил депутат регионального парламента Евгений Бессонов. «Какая разница, что именно будут выбрасывать машины? Для экологии полезно ходить пешком. Нужно создать условия, чтобы людям было комфортно ходить и пользоваться общественным транспортом, вот это будет полезнее для экологии», — считает он.

На вопрос о том, кто выиграет от повсеместного перевода машин на газ, Быков отметил, что нужно делать оговорки. «Понятно, что есть общие для всех выгоды, повлиять на которые, наверное, невозможно. Это улучшение экологии за счет снижения вредных выбросов. А вот с остальным, к сожалению все не так очевидно», — считает спикер. По его словам, текущий финансовый выигрыш россиян целиком и полностью основывается на выгодной цене газа в сравнении с бензином. «Если история с участием государства в ценообразовании бензина повторится и с газомоторным топливом, то все финансовые выгоды для граждан, да и, наверное, для всей не сырьевой части экономики будут стерты. В выигрыше останутся только газовые гиганты, потому что даже для производителей транспорта на газе, рост цен на газомоторное топливо, будет означать снижение спроса, что может грозить финансовыми проблемами», — считает он.

Фото:pixabay.com

Парламентарии Евгений Бессонов отметил, что не верит ни в какие новые начинания. «От перехода транспорта на газ выиграет «Газпром», — сообщил он. По словам депутата, люди не заметят разницу в цене, потому что со временем она вырастет. «Тот, у кого много денег, будет зарабатывать ещё больше. Тот, у кого их нет — продолжит нищать», — заключил Бессонов.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter