«Казаки по национальности»: зачем в Ростовской области разделяют русских

Аналитика
«Казаки по национальности»: зачем в Ростовской области разделяют русских
«Казаки по национальности»: зачем в Ростовской области разделяют русских
18 октября 2021, 11:29Фото: statedeptdss/CC0/flickr.com / instagram.com/departamentpodelamkazachestvaколлаж
С 15 октября в России стартовала перепись населения, которую неоднократно переносили из-за ограничений пандемии коронавируса. Как и в прошлые годы, основной темой для Ростовской области станет тот факт, что некоторые люди хотят записать себя там «казаками» по национальности.

К чему приведет разделение Донского края на русских и казаков и кому это выгодно — в материале корреспондента RostovGazeta.

Официально, основная задача Всероссийской переписи населения заключается в том, чтобы собрать максимально полные данные о проживающих жителях. Особенностью 2021 года для донской территории станет и тот факт, что все, кто считает себя казаками будут отражены в результатах, как казаки. По информации Медиаофиса ВПН, в ходе переписи человек, определивший себя «казаком» будет внесен в одну из подгрупп раздела «русские».

«Перепись населения позволит узнать точное количество казаков, проживающих на Дону. Однако в России живут не только донские казаки, но и много других. Какие именно — покажут нам результаты переписи населения», — сообщил заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Павел Смелов.

На что «купились»

Но нашлись в регионе люди, которые считают, что казакам надо записываться в переписные листы отдельно. Ничего нового тут нет: так происходит каждую перепись населения. Их противники уверяют, что таким образом они хотят ослабить Россию, искусственно выделив из государствообразующих русских еще один этнос. Депутат Государственной Думы от «Единой России» Виктор Водолацкий - активно поддерживает эти начинания. Ему не нравится низкое количество «казаков» в прошлые годы.

Виктор Водолацкий
Фото:duma.gov.ru

«Тогда были предложения, на которые, мягко говоря, „купились“ казаки. Им было предложено написать, например, „русский казак“ или „украинский казак“. А машинка электронная считывала лишь первое слово. Таким образом, ключевое слово — „казак“, автоматически отпадало, — поясняет Водолацкий. — В итоге, в Белокалитвенском районе Ростовской области 74% указали, что они казаки или казачки. Но когда посчитали данные, оказалось, что казаков в Белокалитвенском районе всего 5-10%. Все это произошло только из-за системной неграмотности. Специально так было сделано для того, чтобы ввести в заблуждение людей. Естественно, по большому счету мы не пострадали. Как жили, так и живем. Но именно государству необходимо знать точные показатели, для того, чтобы учитывать их в работе, которая проводится в отношении российского казачества».

Депутат добавляет, что сегодня в России реализуется государственная стратегия развития казачества до 2030 года. Есть закон о Российском казачестве, создан Президентский Совет по делам казачества. И для того, чтобы дальше развивать отношения, которые государство предлагает казакам, важным направлением переписи населения 2021 года якобы стало выявление числа казаков.

Всевеликое войско

«У нас в стране действительно идет процесс нивелировки слияния народов, а параллельно с ним — процесс зарождения новых народов. Он шел всегда, просто его надо было отслеживать», — отмечает доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории XX–XXI веков Южного федерального университета Андрей Венков.

Он рассказывает, что начиная с XIX века на Дону появилось сообщество донских казаков, которые, попав в определенные условия, стали очень сложным явлением.

«Тогда их объявили отдельным сословием. Это была огромная самоуправляющаяся община со своей землей и капиталом. В определенной мере сложилось государство в государстве. При этом казаки стали особой социально-экономической группой. То есть по факту, это были воины, которых пытались сделать земледельцами, — отмечает Андрей Венков. — Но когда мы проводили исследования за 1806 год, выяснилось, что на 90 хозяйств у них оказалась только одна пара быков. Это говорит о том, что казаки очень хорошие администраторы, хорошие воины, но на земле у них привыкли работать за счет женских рук».

Профессор добавляет, что исторически казаки сложились как особый род войск.

2-й Донская конно-артиллерийская рота, обр. 1812 года
Фото:instagram.com/departamentpodelamkazachestva

«В Российской империи это были лучшие, элитные войска, которые при минимальных потерях получили огромное количество наград. Из них выковали такое войско, какое не имела ни одна страна. А когда они жили в особых условиях, были замкнуты, и, фактически, попали под департамент военных поселений, им нельзя было отлучаться из дома больше, чем на три месяца. Естественно, что оказавшись в таких условиях, среди казаков стал вырисовываться образ народа. Тогда им не хватало лишь одного субъективного фактора — осознания своего народа. И мое мнение таково, что по своему поведению они действительно стали напоминать отдельный народ», — делится мыслями Андрей Венков.

На уровне генетики

Историк полагает, что казаки на генетическом уровне являются воинами, с определенным антропометрическим типом человека и теми физическими качествами, которые помогали выживать в степи.

«И хотя в годы советской власти казаков не признавали и не жаловали, я жил возле военкомата и видел, что подавляющее большинство посылали служить в погранвойска, в морскую пехоту. А почему? Да потому что учитывалось, что это бывшие морские разбойники, — отмечает Андрей Венков. — Однако сегодня хоть и обещали создать казачьи части, но ни одна из них не пропагандируется. Хотя формально в Российской Армии еще в 90-е годы вроде было создано шесть казачьих формирований на уровне полков».

Фото:instagram.com/departamentpodelamkazachestva

При этом наличие казачьих кадетских корпусов собеседник не считает основой казачьих формирований.

«Мы провели исследование. Из 46 районов Ростовской области казачье население в большинстве присутствует пока в семи. Из них, в некоторых доходит до 90%. Любопытно, но в этих районах нет ни одного кадетского корпуса. Кадетские корпуса у нас размещены если не в крупных городах, то в непосредственной близости от них. Например, в шахтерском городе. Ну и кто там кадеты в Шахтах? В Новочеркасске и Аксае тоже население смешанное. Кадетские корпуса созданы для подготовки квалифицированных военных или чиновников для России, а отнюдь не для воспроизводства казачьего населения. Это опять как бы своего рода дань от казаков российскому государству. Крепче всего держится Белокалитвенский казачий кадетский корпус. На этой территории много старообрядцев, они всегда были воинствующие, поэтому кадетский корпус тут к месту».

Создание этничности

Тем не менее, эксперты отмечают, что в Ростовской области есть люди, которые себя записали в переписи так, как они хотят.

«Но тут надо подходить взвешенно, не исключая, что наш народ любит и пошутить. И когда идет перепись населения, одни могут написать, что они гоблины или эльфы, другие утверждают, что они скифы. Кого только может не оказаться. Но бывает разная степень формирования народа. И если группа людей искренне считает себя народом — этот народ существует», — убежден Андрей Венков.

Фото:instagram.com/departamentpodelamkazachestva

Профессор приводит пример, что в начале нулевых в России, на стыке Татарстана и Башкортостана появился новый народ — бессермены. И хотя они не были записаны в Конституции, это выяснилось при переписи населения, когда компактно проживающие 50 тысяч пар заявили, что они бессермены. Так и появился в России новый народ.

Разделение на части

И хотя в переписи населения решено «казаков» определять в подгруппу «русские». Но некоторые не согласны с таким подходом.

«Когда русский рождается русским, кем он себя считает? Конечно же русским. А я родился казаком. У меня дедушка — казак, мать — казачка. Так почему я должен считать себя русским?» — недоумевает основатель школы казачьего языка Вячеслав Бублеев.

Фото:instagram.com/departamentpodelamkazachestva

Он отмечает, что в этом вопросе нет никакого конфликта, а видна только лишь констатация факта.

«Еще Ленин говорил, что казачество, как класс, надо ликвидировать. А все потому, что мы изначально были непокорны, и не согласны с общей политикой. Не продавались никому. За это нас стали уничтожать, — говорит Вячеслав Бублеев. — Только представьте, нас осталось всего 400 человек на всем свете, включая и Европу, которые могут „гутарить“ по-казачьи. Мы вынуждены выживать. И если сейчас это не сделать, то в современных условиях развития интернета, мы потеряем свою идентичность, став „не богу свечкой, ни черту кочергой“. Русскими мы так и не станем. Поэтому сейчас мы лишь спасаем нашу великую нацию, о которой еще Лев Толстой говорил, что Русь сделана казаками».

Как политическая партия

Однако далеко не все опрошенные корреспондентом RostovGazeta жители Ростовской области и федеральные эксперты позитивно восприняли выделение казаков в отдельную национальность. Многие думают, что без иностранных спецслужб и недружественной Украины тут не обошлось. По их мнению, недругам нашей страны выгодно, чтобы в будущем и на юге России развивался новый сепаратизм по украинскому образцу.

«Это не более чем неумное политическое потворство весьма влиятельным казачьим организациям. В перспективе выделение казаков в отдельный этнос может обернуться проблемой сродни украинской», — делится мнением российский политический и общественный деятель, писатель Захар Прилепин.

Захар Прилепин
Фото:Svklimkin/CC BY-SA 4.0wikimedia.org

Он подчеркивает, что казаки, которые в момент своего становления на рубеже XVII-го столетия действительно являлись смешением в основном беглого русского, и отчасти татарского и малорусских сегментов (чуть позже был добавлен калмыцкий элемент) — полностью обрусели уже к началу XVIII века.

«Говорить же „субэтнос“ о современном казачестве — просто смехотворно. Казачество сегодня — это своеобразная политическая партия, иногда, как в данном случае, спекулирующая на историческом наследии. С тем же успехом можно и ЛДПР объявить субэтносом», — добавляет Захар Прилепин.

Резюмируя, он отмечает, что в профессиональном историческом кругу разговоры о «древнейшем происхождении казачества» давно проходят по разряду казуса.

«Печально, что никто это не объяснит ростовским политическим властям. Хотя они с Украиной соседи, ума это им так, видимо, не прибавило», — делится выводами писатель.

Читайте также: Почему донские казаки воевали на стороне Гитлера

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter