Posted 19 сентября 2019, 11:37
Published 19 сентября 2019, 11:37
Modified 17 сентября 2022, 16:23
Updated 17 сентября 2022, 16:23
В Ростовской области в проекте участвуют 17 предприятий несырьевого сектора, а это значит, что в ближайшее время в этих компаниях могут ввести в тестовом варианте сокращенную рабочую неделю.
Депутаты Ростовской области согласны с пилотным проектом «четырехдневки», а вот профсоюзы - выступили против. Какие проблемы могут возникнуть при переходе на сокращенную рабочую неделю в нашей области, узнала RostovGazeta у руководителей крупных предприятий региона.
История дела
Впервые о сокращенной рабочей неделе заговорил премьер-министр Дмитрий Медведев в июне, выступая на Международной конференции труда в Женеве. После чего он дал поручение Минтруду до 30 сентября проработать этот вопрос и представить предложения.
На этой неделе Минтруда рассмотрит варианты перехода на четырехдневную рабочую неделю на предприятиях из сфер обрабатывающего производства, сельского хозяйства, научной и технической деятельности, строительства из нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». До 2024 года нацпроект охватит на региональном уровне 195 средних и крупных предприятий. Эти компании получат возможность брать кредиты до 300 миллионов рублей под 1% годовых от федерального Фонда развития промышленности. Проект, по мнению законодателей, повысит рост производительности труда в течение пяти лет на 21%.
«У Ростовской области хорошие стартовые позиции. С 2012 года, когда был издан приказ президента о долгосрочной экономической политике, предусматривающей повышение производительности труда, в Ростовской области этот показатель ежегодно рос не менее чем на 2%, обгоняя общероссийские показатели. По итогам 2017 года индекс производительности труда в Ростовской области составил 102,9%, в России в целом - 100,9%», — отметил на семинаре по реализации федерального проекта министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко. Для участия в проекте выбираются предприятия, которые формируют экономику региона.
Первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров заявил, что на данный момент в проекте участвуют 17 предприятий несырьевого сектора донской экономики.
«В приоритетных отраслях у нас действуют около 400 предприятий, которые могут стать участниками нацпроекта. Мы планируем вовлечь в его реализацию 195 из них к 2024 году», сказал он.
Компании не в курсе эксперимента
Известно, что участником нацпроекта в Ростовской области стал завод АО «Шахтинский завод “Гидропривод”», таганрогская компания «Полимерпром», а также волгодонский машиностроительный кластер, в частности, «Атоммашэкспорт» и «Топаз-сервис».
В некоторых из этих компаний даже не слышали о четырехдневке, судя по опросу RostovGazeta. Но официальных комментариев давать никто из руководства предприятий не решился.
«В ближайшее время Минтрудом России только планируется обсуждение пилотного запуска четырехдневной рабочей недели на предприятиях, входящих в нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости». На данный момент в данный проект входят 266 предприятий малого и среднего бизнеса из 30 регионов России. При этом о том, как именно и где будет введена укороченная рабочая неделя, пока информация отсутствует. Ответственными исполнителями за реализацию нацпроекта по производительности труда на территории Ростовской области являются министерство экономического развития области и управление государственной службы занятости населения Ростовской области», - отметили в пресс-службе Министерства труда и социального развития Ростовской области.
В ближайшие дни в Минтруда пройдет совещание, на котором обсудят возможность внедрения на некоторых предприятиях в пилотном режиме четырехдневной рабочей недели, рассказал Петр Засельский. Однако он отметил, что, например, в рамках нацпроекта по повышению производительности труда этот вопрос еще не сильно проработан и конкретных параметров введения укороченной недели пока нет.
По словам замминистра экономического развития Петра Засельского, на предприятиях работники 30–40% времени ничего не делают.
«Наша задача не в том, чтобы сократить рабочий день, а в том, чтобы они смогли сделать его полезным», — сказал Засельский.
Замминистра добавил, что конкретных параметров перехода пока нет и делать окончательный вывод о сокращении рабочей недели можно будет после того, как схема будет опробована на большом количестве компаний. Тестирование сокращенной рабочей недели только в одной компании не даст результатов. Для обсуждения этого вопроса нужна статистика с качественной выборкой, отметил он.
Многие высказались о том, что хорошей площадкой для эксперимента могут быть госорганы, так как именно в этой сфере процессы организации труда зачастую неэффективны.
Статичное законодательство
По мнению депутата Законодательного Собрания Ростовской области, члена регионального политсовета ЕР Сергея Замиховского, трудовое законодательство не должно быть статичным, его надо совершенствовать. При этом процесс изменений следует организовать так, чтобы права и работника, и работодателя не были нарушены. В связи с этим идея перехода на четырехдневную рабочую неделю требует всестороннего обсуждения.
«Прояснения требуют многие аспекты. Например, если речь идет о сокращении рабочей недели с сохранением заработной платы, то остаётся открытым вопрос об источнике компенсации расходов за это «выпавшее» время. Безусловно, по ряду отраслей задача решаема благодаря эффективной организации рабочего процесса. А где-то производительность уже достигла такого уровня, что «пятидневка» действительно потеряла актуальность. Но не во всех организациях и предприятиях такой подход может быть реализован одномоментно», - считает депутат.
Депутат Ростовской-на-Дону городской Думы Сергей Смирнов уверен, что необходимо провести соцопрос на эту тему.
«Чтобы принимать подобные решения, которые изменят складывавшийся десятилетиями уклад жизни, нужно услышать, в первую очередь, мнение самих работающих людей. Возможно, провести социологический опрос, какое-то голосование в той или иной форме. С таким вопросом: готовы ли вы активно трудиться четыре дня, чтобы отдыхать три?», - считает Смирнов.
Говоря о перспективах сокращения рабочей недели, член регионального общественного совета партпроекта «Единой России» «Локомотивы роста», руководитель южнороссийской IT-компании Денис Федченко обратил внимание на принципиальную значимость такого показателя как планирование рабочего времени.
«Зарекомендовавшей себя практикой в ряде зарубежных и российских it-компаний являются системы краткосрочного и долгосрочного планирования. Они позволяют структурировать рабочее время в условиях, когда срок создания продукта может измениться. Также это помогает работнику лучше понимать текущую задачу и располагать достаточным временем, чтобы ее выполнить». По его словам, современный рынок становится более гибким во всех сферах, и практика показывает, что выживают те компании, кто способен адаптироваться к новым условиям быстрее конкурентов. «Поэтому бизнесу разного профиля есть что перенять у it-направления. Мой опыт говорит - правильное планирование повышает «КПД» сотрудника намного выше, нежели жесткие временные рамки, определяющие рабочее время», - говорит Федченко.
Профсоюзы против
Председатель Ростовской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Игорь Лалетин выступил с критикой в отношении эксперимента по введению сокращенной рабочей недели.
«Я даже не представляю, как уложиться в эти четыре дня. У нас нормы работы для системы образования - не более 6-7 часов. При условии, что у нас 5-дневная рабочая неделя, если неделя будет 4-дневная, количество уроков вырастет до 9-10 часов. Рособрнадзор вынужден будет пересмотреть норматив. Увеличение количества часов работы затронет большое количество учителей, ведь увеличится учебная нагрузка у педагога», - говорит Лалетин.
По мнению председателя организации образования, сокращенная рабочая неделя для образовательных учреждений приведет к увеличению времени нахождения детей и «потянет» за собой сменность.
«Это чревато нарушением СанПИНов. Конечно, будут приняты новые нормативы, но родители будут возмущены, так как дети будут уставать, а у учителей уменьшатся доходы и увеличатся нагрузка. Мы несогласны и будем высказывать свою точку зрения», - считает Лалетин.