Posted 20 июля 2022,, 12:22

Published 20 июля 2022,, 12:22

Modified 18 сентября 2022,, 15:22

Updated 18 сентября 2022,, 15:22

«Плевок в спину»: почему художники Ростова выступают против ресторана на Набережной

20 июля 2022, 12:22
В Советские годы на набережной в Ростове находился выставочный зал Союза художников, площадью 600 квадратных метров. Сегодня объект благоустроен с сохранением первозданного размаха и масштаба. Было заявлено о создании нового пространства современной культуры для творческих людей.

Однако на этом месте появилась вывеска нового ресторана. Почему ростовские художники оказались недовольны новым творческим пространством, как старый выставочный зал целенаправленно разрушали последние несколько десятков лет — выяснял корреспондент RostovGazeta.

Трапеза с претензией на духовность

В Советские годы на протяжении 37 лет в выставочном зале на Береговой в Ростове проводились городские, региональные и международные выставки художников. Традиционно на 9 Мая здесь проходили выставки картин, посвященные Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Сегодня на этом месте появилось новое «пространство современной культуры», окупаемость которого, по сообщениям в СМИ, планируется за счет нового ресторана.

«Комбинация ресторана с выставочным павильоном мне кажется большой глупостью. Идя на выставку картин, люди настраиваются посмотреть искусство, а никак не вкусно покушать. Искусство и ресторан — это абсолютно разные вещи», — делится точкой зрения ростовский художник Дмитрий Лазарев.

Обещания и реальность

По убеждениям Председателя Ростовского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Олега Игнатова, история с разрушением выставочного зала художников длится почти двадцать лет. Эта тема то затихает, то всплывает вновь.

«Сейчас она возникла потому, что СМИ заявили об окупаемости нового выставочного зала за счет открытого на этом месте ресторана. Но это совсем не так», — поясняет Олег Игнатов.

Он поясняет, что поводом для негодования художников стали обещающие комментарии властей о том, что внутри нового здания сформировано пространство современной культуры, где будут проходить художественные выставки, кинопоказы и фестивали.

На деле там оказался ресторан. Новая площадка, по мнению экспертов, абсолютно не предназначена для проведения культурных мероприятий. В ней отсутствует возможность для размещения экспонатов выставки.

«Даже снаружи заметно, что здание изначально не планировалось для использования в каком-то культурном пространстве. Однако нас пытаются убедить в обратном. Дескать, посетители павильона (а не работающего ресторана!) смогут тут принять пищу, — возмущается Олег Игнатов. — Но давайте будем откровенны. Никакой „другой части“ здесь нет и быть не может. Есть ресторан, и нет места для проведения выставки».

Собеседник полагает, что вероятнее всего тема с выставочным павильоном использовалась для получения льготных условий при землеотведении.

Купеческий подход к искусству

«Основная проблема заключается в том, что мы слышим только обещания. На деле ничего не меняется. Я всегда подчеркиваю, что Ростов занимает предпоследнее место в России по музейным и выставочным площадям. А когда у меня интересуются почему лишь предпоследнее, я разъясняю, что делаю скидку на всякий случай. Вдруг где-то ситуация еще хуже», — отмечает Олег Игнатов.

Художники Ростова уверены в том, что новый объект, на котором уже появилась вывеска ресторана, отнюдь не павильон для выставок картин. Но почему сегодня власти убеждают общественность в обратном — они не понимают.

«По сути, это замазывание глаз и плевок в спину всей организации художников Ростовской области, — делится мнением Олег Игнатов. — Вопрос лишь один. Нужна ли Ростову и области изобразительная культура? Судя по происходящему, я прихожу к выводу, что, скорее всего, не нужна».

В качестве доказательства спикер приводит пример своего общения с чиновниками.

«Все разговоры, которые когда-то велись на тему необходимости выставочного павильона, заканчивались одним. Мне говорили, что Ростов — это город купеческий. Похоже, что и впредь мы будем глубоко купеческим городом в самом худшем его проявлении», — сокрушается Олег Игнатов.

И в воде не тонет, и в огне не горит

Выставочный павильон на Береговой — это было единственное здание Ростова, выполненное в дворцовом стиле. Собеседники рассказывают, что многолетняя история его разрушения таит в себе много невнятного.

Они вспоминают, что в 2005–2006 годах появился план расширения ростовской набережной. Для его реализации, напротив здания с выставочным залом якобы в грунт реки Дон вбили сваи с нарушением технологий.

«Расчет был на то, что здание грохнется. Но у него же заводская конструкция. Одна стена лишь отошла сантиметра на четыре, но оно выстояло. Разве что легкие трещины пошли», — вспоминает Олег Игнатов.

По его словам, расширять набережную после этого не стали. Сваи вытащили. И на этом поставили точку.

Через какое-то время произошло отчуждение выставочного павильона с баланса Ростовского отделения «Союза художников». А позже случился пожар. Официальной его версией стал якобы «поджог бомжами».

«Тогда ко мне пришел пожарный, чтобы оштрафовать из-за пожара. Ведь ситуация такова, что если находят организаторов поджога — заводят уголовное дело. А если нет, штрафуют хозяина объекта. Но оштрафовать меня не удалось — на руках уже было официальное предписание Департамента земельных отношений о том, что здание уже не наше», — рассказывает Олег Игнатов.

По его словам, в ходе душевного разговора с пожарным, мол, выяснилось, что никто не верит в версию о поджоге бомжами. Поскольку во первых, поджог объекта был выполнен в двух частях. А во-вторых, необычным было и время поджога, которое привело к тому, что пожар быстро потушили.

Тем не менее после пожара здание оставалось пустым и огороженным.

Дворцовый хай-тек

«Снесли его в одну из ночей осенью 2007 года, когда шло обсуждение генплана города. Долгое время на этом месте был просто газон. Тогда нас убеждали, что здесь не возникнет ничего нового. Но если вдруг что-то появится, то будет выполнено в тех же пропорциях и масштабах, каким был прежний зал», — добавляет Председатель ростовского отделения общества защиты памятников Александр Кожин.

В том время по другой линии набережной началось благоустройство. Здесь построили пять-шесть двухэтажных павильонов, которые архитекторам показались чем-то диким и ужасным. Но сейчас, на фоне появления невероятных многоэтажных домов на Набережной, эксперты уже не считают эти павильоны слишком уж плохими.

«Со временем началось строительство на месте снесенного выставочного зала. И действительно, по масштабу и высоте, объект повторил существовавший раннее. Но только с другими материалами и другой архитектурой — в стиле „хай-тек“. Из стекла, бетона и металла», — подчеркивает Александр Кожин.

Он вспоминает, что тогда ростовчан убеждали, что по завершению строительства, здание снова станет пространством для проведения общественных мероприятий, встреч и выставок. А наряду с этими функциями появится общепит.

Но все получилось наоборот.

Интервью с выгодой

Больше всего председателя Ростовского областного отделения «Союза художников» удивляет, как в городе отказываются слышать представителей профильных сообществ. Общаясь с телевизионщиками до появления нового объекта, Олег Игнатов уже тогда высказал сомнение, что выставочного павильона у художников больше не будет. Его место займет ресторан. Но ему пояснили, что он неверно оценивает ситуацию. Ведь ресторанов в донской столице много, а здесь будет создан некий культурный центр.

«Я дал интервью с разъяснениями, в какие из обещаний верю, а в какие — нет, — делится историей из жизни Олег Игнатов. — Через день мне стали звонить художники и благодарить за появление выставочного зала».

Не понимая в чем подвох, Игнатов стал искать видео со своим интервью. А найдя, пришел в оцепенение.

«Мое интервью настолько странно порезали, что было вообще непонятно, о чем я говорил. Художники расценили мой ответ так, будто у них появится свой выставочный зал. Но я об этом не говорил. И хотя позже я дал опровержение, меня сильно удивило, как на видео вырезали из контекста фразы и показали только то, что выгодно».

Отсутствие перспектив

Ростовское отделение художников — самое большое на юге России. В его составе 282 человека и еще порядка 60 из молодежной секции. Основной проблемой большого творческого коллектива, как и прежде, является отсутствие доступного и необходимого по масштабу павильона под выставки.

«Ростовское отделение владеет помещением на Горького. Но там всего 136 квадратных метров. На свой юбилей, на этих площадях я даже не смог разместить картины для своей персональной выставки. Что говорить про выставки групп художников, или тем более всех художников Ростова?» — делится проблемой Олег Игнатов.

Опрошенные корреспондентом RostovGazeta художники Ростова тоже говорят о катастрофическом дефиците выставочных павильонов. И никаких перспектив представители творческой профессии не видят в новом «пространстве современной культуры» на набережной.

Дарья Демидова

"