Силуэты хищников около аэропортов предложили делать ростовские эксперты

Аналитика
Силуэты хищников около аэропортов предложили делать ростовские эксперты
22 августа 2019, 12:50Фото: pixabay.com
Столкновение самолета с птицами — довольно распространенное явление, чаще это происходит при взлете или посадке, когда судно еще не поднялось на большую высоту. И только если пернатые попадут в оба двигателя лайнера, могут начаться проблемы.

Недавно это произошло неподалеку от аэропорта Жуковский. Пилоты Airbus A321 были вынуждены посадить самолет на кукурузное поле из-за попавших в двигатели чаек, все пассажиры и члены экипажа остались живы.

Насколько проблема птиц актуальна для ростовского аэропорта и как можно отпугивать пернатых, пыталась разобраться корреспондент RostovGazeta.

Раньше стреляли

«Раньше с птицами боролись так: перед полетом выходили несколько мужиков с ружьями и стреляли по воронам, по галкам. Довольно эффективный способ. Воронье птицы умные: их шманули один раз, они уже туда стараются не возвращаться», — рассказал пилот и исполняющий обязанности начальника Азовского аэроклуба Алексей Перепечаев. Он уточнил, что это происходило во время его учебы и службы в 1994–1995 годах в Армавире и северном Казахстане. «Тем не менее птицы периодически выскакивали на полосу. Мне в фонарь истребителя попала один раз. Повезло, что не в двигатель. Она ничего не повредила, конечно, стекло бронированное, но весь фонарь был в кровище», — продолжил Перепечаев.

По его словам, отпугивать их нужно непосредственно перед полетом, потому что через 15 минут может прилететь новая партия непуганых птиц. «Но когда самолеты каждую минуту взлетают, это тяжело. Но все-таки основной способ — это оружейный отстрел птиц. Обычно есть лицензия на работу с огнестрельным оружием на территории аэропорта. Есть и другие способы: технический, орнитологический», — отметил пилот.

По его словам, орнитологический способ — это хищные птицы, которых держат, чтобы они охотились и отпугивали других. «Этот метод относится скорее к экзотическим, но в больших аэропортах его используют. Он достаточно эффективный: вся птичья публика знает, что здесь летать нельзя. Но стопроцентных методов нет. Всегда есть шанс, что какая-то чудная птица залетит», — заключил Перепечаев.

Он отметил, что в аэроклубе не борются с птицами. «У нас нет такой службы, потому что поршневые двигатели не сильно подвержены попаданию птиц. Воздухозаборник очень маленький. Это же не турбина реактивного самолета, куда может засосать человека, если неправильно перед ним пройти. Вот тот как пылесос засасывает — даже птиц и камни», — рассказал специалист.

Фото:pixabay.com

Давить на зрение и слух

Как рассказал доцент кафедры зоологии ЮФУ, кандидат биологических наук Алексей Тихонов существует два способа отпугивать птиц: звуковой и визуальный. «У птиц как у летающих животных плохое обоняние. Запахи на них особо не действуют, тем более летают они на больших скоростях», — сообщил Тихонов.

По его словам, в основном, они получают информацию об окружающем мире с помощью зрения, у них оно хорошее и полноцветное, как у людей. «Соответственно, можно использовать разные визуальные средства отпугивания. Собственно, наиболее классические средства отпугивания — яркие блестящие объекты. Незнакомые вспышки их пугают, потому что они не знают, что это. Значит это может быть для них опасно», — отметил Тихонов. Он рассказал, что на проводах, на которых нежелательны птицы, могут вешать что-то типа зеркальных блестящих шаров. «Неплохо помогает силуэт хищника. Классический эксперимент лауреата Нобелевской премии, этиолога (ученого, изучающего поведение животных) Конрада Лоренса заключается в том, что он запускал воздушного змея в виде хищной птицы, и гуси и курицы, которые ходили по двору, сразу бежали прятаться», — добавил Тихонов.

Среди акустических методов он назвал «хлопающие» газовые пушки и включенную запись с криками хищника. «Это нормальная практика не только в аэропортах, но и в городе. Чтобы голуби не портили исторические здания, пускают такие записи. Раньше для этого сна филармонии стоял громкоговоритель», — сообщил биолог.

По его словам, птиц сложно отпугивать, потому что это довольно умные животные. «Они довольно быстро, особенно врановые, привыкают к раздражителям, если нет никакого отрицательного подкрепления. Например, силуэт хищника есть, а охоты нет. Поэтому приходится чередовать разные способы их отпугивания. Но все равно дать стопроцентную гарантию, что птиц отпугнули, нельзя», — заключил Тихонов.

Фото:pixabay.com

А что с «Платовым»

По словам Тихонова, именно из-за отсутствия гарантий аэропорты стараются располагать таким образом, чтобы исключить постоянные пути миграции птиц. Так поступили и с «Платовым». «Одна из альтернативных точек расположения „Платова“ — в сторону Батайска. Там рассматривали площадку, но она не прошла с точки зрения безопасности, по дельте Дона идут пути миграции огромного количества птиц. Поэтому его вынесли так далеко, хотя это не нравится ростовчанам», — сообщил биолог.

При этом, по словам биолога, существует нерегулярная миграция. «И, скорее всего, случай в Жуковском произошел из-за стаи чаек, которые мигрировали не по постоянным путям», — предположил кандидат биологических наук.

Он рассказал историю о дятлах, которые облюбовали кабель. «Они использовали его как резонатор: дятлы общаются не столько криками, сколько стуком. Кабель хорошо резонировал, вот они его долбили. Естественно, повреждали. Честно говоря, единственный способ, который приходит в голову — сделать так, чтобы кабель не резонировал», — сообщил Тихонов. Он добавил, что и в случае с аэропортами орнитологи должны сделать так, чтобы территория не представлял интереса для птиц.

По словам специалиста, существует зона защиты аэропорта, в которой запрещена хозяйственная деятельность человека, которая привлекает птиц. «В частности, у нас в зоне военного аэропорта на Левенцовке хотели построить мусороперебатывающий комплекс. Несмотря на то, что с точки зрения орнитологии там было все хорошо, проект не согласовали, именно потому, что есть потенциальная угроза. И никто, естественно, не стал брать на себя ответственность за возможное ЧП», — отметил собеседник.

Он пояснил, что свалок, мусоропереабатывающих предприятий, транспортных путей, которые могут привлекать птиц, не должно быть рядом с аэропортом. «Птиц заинтересует железнодорожная ветка, по которой постоянно гонят составы зерном», — добавил специалист. Он пояснил, что единственный вариант расположить недалеко от аэропорта свалку — это полностью ее изолировать, чтобы ни запахи, ни визуальные раздражители не попадали в окружающую среду.

«В Жуковском были серебристые чайки-хохотуньи — птицы достаточно мусорные, они собираются по свалкам, практически всеядны. То, что я прочитал: аэропорт построен рядом с водой, рядом есть сельхоз посадки, огороды и даже свалки. Как не старайся — рано или поздно какая-то группа птиц здесь прорвется. У нас в Ростове помимо чаек из мусорных птиц можно назвать грачей. Особенно в зимний период собираются огромные стаи», — заключил специалист.

Он пояснил, что ни «Платов», ни старый аэропорт не были интересны для птиц. «Около старого аэропорта Ростова, насколько я себе представляю, тоже не было мусороперерабатывающих предприятий. Он стоял на достаточно возвышенной части, крупных водоемов рядом не было. Только балка небольшая, но она сильно не влияет. Тем более, когда его строили, это была совсем окраина. Думаю, лет через 100 город и к „Платову“ подтянется», — предположил Тихонов.

Фото:GennadyL/CC BY-SA 4.0wikimedia.org

Корреспондент RostovGazeta отправила запрос в «Платов» с просьбой рассказать о методах борьбы с птицами, но пока не получила ответа.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter