Posted 23 ноября 2018,, 03:40

Published 23 ноября 2018,, 03:40

Modified 17 сентября 2022,, 15:36

Updated 17 сентября 2022,, 15:36

Новые тарифы ОСАГО: для кого подорожает автогражданка

23 ноября 2018, 03:40
Эксперты Банка России уверяют, реформа ОСАГО, запуск которой планируется в ближайшие годы, позволит сделать рынок автогражданки более прозрачным, а тарифы понятными и индивидуальными.

В ближайшее время российскую систему обязательного страхования ответственности автовладельцев ожидает глобальная реформа, которая проводится в несколько этапов. Новые правила расчета тарифов позволят сделать стоимость полиса более справедливой. При этом, по словам экспертов, добросовестным участникам дорожного движения не стоит опасаться роста цен на ОСАГО и даже напротив, для них стоимость полиса будет снижена.

RostovGazeta выяснила, какие изменения готовят Банк России и Минфин, и как они скажутся на страхователях.

В равных условиях

В настоящее время для расчета стоимости полиса используется жесткая формула с учетом возраста и стажа водителя, мощности автомобиля, количества аварий на этом автомобиле, а также так называемого территориального коэффициента, который, по сути, может влиять на конечную цену полиса в зависимости от региона и населенного пункта, в котором зарегистрирован автовладелец. Этот перечень коэффициентов был принят 15 лет назад, и с тех пор не изменялся.

Прежде всего, разработчики проекта реформы предлагают избавиться от территориального коэффициента, из-за которого в зависимости от региона и населенного пункта стоимость автогражданского страхования может вырастать в два раза или снижаться до 40%. Так, жители Ростова-на-Дону вынуждены платить за полис, в том числе, повышающий территориальный коэффициент равный 1,8, жители Батайска - 1,3, Азова - 1,2, Шахт - 1,1, а в малых населенных пунктах региона действует понижающий коэффициент 0,8.

"Недавно я продал свой автомобиль товарищу, который прописан в Таганроге. Выяснилось, что страховка ОСАГО ему обошлась заметно дешевле, хотя у обоих стаж составляет больше трех лет и аварий у нас не было. Оказалось, что на стоимость влияет то, где прописан водитель. Для меня, как для жителя Ростова, этот территориальный коэффициент составляет 1,8, а для товарища он равен единице. На мой взгляд, это несправедливо", - сетует ростовчанин Алексей Павлов.

Авторы реформы уверены, что существующая на сегодняшний день формула давно устарела и не учитывает многие важные параметры.

По словам директора департамента страхового рынка Банка России Филиппа Габунии, система тарифов далеко не идеальна. "Она приводит к уравниловке всех водителей вне зависимости от их опыта и стажа, аварийности и поведения на дороге. Для примера можно взять двух водителей с автомобилями Lada Granta мощностью 87 лошадиных сил из Мурманска. У каждого их них коэффициент возраста и стажа равен единице. Но у первого стаж вождения 20 лет, а у второго - немногим более трех лет. Для обоих полис будет стоить почти одинаково. Хотя по справедливости, как показывают расчеты, первый из них должен платить меньше, а менее опытный водитель - значительно больше. Неправильно, что полис ОСАГО для водителя, не имеющего стажа, из Курганской области обходится почти вдвое дешевле, чем для безаварийного водителя из Челябинска", - отмечает Филипп Габуния.

Эксперт также добавил, что такая негибкая система тарифов была необходима при запуске ОСАГО, поскольку позволяла ограничивать страховщиков в завышении цен и делала полис доступным для большинства автомобилистов.

Однако спустя какое-то время формула расчета полиса стала уравнительной, а иногда и попросту несправедливой, когда добросовестный водитель платит за тех, кто любит полихачить на дороге. Реформа автогражданки позволит страховщикам использовать дополнительные параметры при расчете стоимости полиса и применять для каждого водителя индивидуальный тариф в пределах тарифного коридора.

В качестве критериев могут выступать индивидуальные показатели водителя: например, информация о том, как часто он садится за руль, как далеко выезжает, сколько раз становился участником ДТП, платит ли штрафа ГИБДД и другие данные. Это позволит аккуратным, вежливым и опытным водителям экономить на страховке.

Тариф без "лошадей"

Следующий этап реформы подразумевает отказ от учета коэффициента мощности автомобиля при расчете стоимости ОСАГО. Действующие правила предусматривают увеличение стоимости полиса сразу на 40% для владельцев автомобилей с мощностью двигателя от 121 лошадиной силы. А если под капотом авто более 151 "лошади" страховка обходится дороже уже на 60%, надбавка составляет почти 3,5 тысячи рублей. А времена, когда машина мощностью 120 "лошадок" считалась спортивной, ушли в прошлое, а двигатели большинства легковых машин на российских дорогах имеют мощность от 71 до 100 лошадиных сил. То есть для них до сих пор действует повышающий коэффициент за мощность.

Страховщики и сами хотели бы предоставлять некоторым водителям более выгодные условия страхования, а для злостных нарушителей, напротив, увеличивать тариф, однако вынуждены работать в жестких рамках. В новой системе расчета это станет возможным.

Лихачи заплатят

Пожалуй, самый главный вопрос, который волнует водителей, насколько изменится средняя стоимость полиса?

Филипп Габуния подчеркивает, что страховка подорожает только для лихачей и нарушителей, а для добросовестных водителей цена полиса даже снизится.

Эксперт ЦБ объясняет, что систему предлагается изменить таким образом, чтобы каждый страхователь платил за себя, а компании могли использовать дополнительные критерии для оценки водителей. Тогда тарифы станут справедливыми.

"Страховщики смогут предлагать более дешевые полисы для аккуратных водителей, и устанавливать справедливую стоимость для лихачей. Сейчас это не представляется возможным даже для таких водителей, как житель Сочи, который, заплатив за полис ОСАГО всего 2300 рублей, за 3 месяца попал в 5 аварий с суммарным ущербом в 2,2 миллиона рублей", - говорит Филипп Габуния.

Кроме того, для страховых компаний будет сохранен тарифный коридор, ограничивающий максимальную стоимость полиса. И, если страховщик будет замечен в завышении цен на автогражданку, регулятор сможет потребовать от компании снизить цены.

Благодаря жесткой формуле водители сейчас могут произвести расчет стоимости полиса, используя базовую ставку и набор коэффициентов. Чтобы сохранить право страхователей на информацию при индивидуальном расчете, страховые компании обяжут размещать на своих сайтах специальные онлайн-калькуляторы ОСАГО.

р2

"