Posted 24 июля 2020, 11:24

Published 24 июля 2020, 11:24

Modified 18 сентября 2022, 10:37

Updated 18 сентября 2022, 10:37

Венеция-на-Дону: почему Ростов уходит под воду каждые пять лет

24 июля 2020, 11:24
В Ростове снова затопило несколько улиц после мощного ливня. Это не первый подобный случай: ручьи по городским улицам текут после сильных дождей не первый год.

Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, с чем это связано и почему не удается решить проблему Ростова-на-воде.

К чему приводят дожди

Ливни в Ростове приводят к проблемам и даже трагедиям. Так, в 2016 году прошел очень сильный дождь, в котором погиб человек. Девочку-подростка затянуло потоком воды под машину в центре города, она захлебнулась и погибла.

Из-за более слабых дождей в Ростове периодически затапливает улицы. Люди сообщали в начале мая о бурлящей реке по новой дороге в Левенцовке, в середине месяца — о потоках воды на Малиновского и затопленных трамвайных путях на Привокзальной площади.

Последний дождь, который привел к проблемам, был 17 июля. Тогда мощный ливень затопил часть города: машинам пришлось ехать прямо по воде, а люди надевали на ноги пакеты, чтобы перейти дорогу. За несколько часов в городе выпало 26 мм осадков (до режима ЧС не хватило 4 мм).

Администрация Ростова отметила в сообщении, что сложная обстановка была на Малиновского, где затопило транспорт; на Извилистой залило более 50 автомобилей; на территории Привокзальной площади покрылись водой железнодорожные пути, поэтому пришлось остановить движение поездов.

Что планируют реконструировать

После ливня 17 июля власти города обратили внимание на проблемные места. В сообщениях администрации Ростова сказано, что диаметр коллектора на Малиновского увеличат в два раза: с 1,5 метра до 3,6, уже запущена разработка проектной документации. Чтобы получить средства на реконструкцию, городские власти будут ходатайствовать о выделении средств перед губернатором.

На второй проблемной точке — улице Извилистой — также планируют увеличить диаметр коллектора. Кроме этого, в этом месте могут перейти к закрытой системе отвода воды с пожарным резервуаром или построить локальные очистные, чтобы сбрасывать воду в балку.

«На Привокзальной площади прорабатывается техническая возможность устройства аварийного сброса», — сообщил корреспонденту RostovGazeta сотрудник пресс-службы администрации. Он отметил, что после ливня ведут промывку существующей сети и устройство аварийных сбросов, восстанавливают существующие ливнеприемные колодцы.

Кроме этого, в июне на сайте администрации сообщалось, что в Ростове начнут поэтапные работы по всей ливневой системе города. «Ориентировочная стоимость технической документации и строительно-монтажных работ на всех водосборных бассейнах Ростова составляет 40 миллиардов рублей, что превышает годовой бюджет донской столицы», — следует из сообщения.

Отмечалось, что специалисты разрабатывают проектную документацию двух этапов реконструкции ливневки. Оба — по Буденновскому: от Текучева до Красноармейской и от Красноармейской до Береговой. «Мы планируем провести конкурс по разработке проектной документации на строительство трех локальных очистных сооружений: Буденновский — Береговая, переулок Журавлева — Береговая и в районе улицы Локомотивная. Разработка документации и строительно-монтажные работы в бассейне № 17 в центральной части Ростова ориентировочно будут стоить больше шести миллиардов рублей», — сказано в информации.

Администрация Ростова также сообщала, что в 2020 году полностью разработано обоснование развития системы ливневок в микрорайоне «Левенцовский». Работы здесь будут проходить в четыре этапа, их общая стоимость — почти 4,6 миллиарда рублей. Такие же документы представили по бассейну № 22 микрорайона Нахичевань, они обойдутся в 1,28 миллиарда рублей.

Слишком дорого строить на всякий случай

Депутат гордумы Ростова от «Единой России» Сергей Смирнов отметил, что ливневка — это сложное инженерно-техническое сооружение. «Это же не просто выкопать на обочине ямы, положить трубы, сверху на них — решетки, и все будет работать. А целая система, при которой [вода] должна куда-то спадать, где-то отстаиваться. Это очень дорогостоящая история», — пояснил он.

По его словам, с дождем, который прошел 17 июля, ни одна дождевая система не справилась бы. «Не строят их, исходя из того, что выпадает норма осадков, превышающая среднюю в той или иной локации. Если мы начнем строить ливневки, которые смогут принимать любые объемы воды, то нам придется весь город сделать перфорированным и потратить на это сотни миллиардов. Таких денег в бюджете Ростова-на-Дону нет», — рассказал депутат.

Собеседник добавил, что невозможно построить систему, которая бы учитывала все возможные стихийные бедствия. «Если у нас в городе случится ураган и, не дай Бог, будут разрушены здания, то мы скажем, что администрация как-то не так выдала разрешения и здания были не так построены? Давайте не будем приравнивать катастрофу природного характера к действию инфраструктуры», — предложил он.

При этом Смирнов считает, что улучшения ливневой канализации в городе нужны. «Конечно, в Ростове нужно развивать систему ливневых стоков. И это происходит: их строят, вводят в строй новые коллекторы и системы очистки. Но это не сиюминутный процесс», — сообщил парламентарий.

По его словам, горожане реагируют на событие: прошел дождь — город затопило. «Но это лукавство, затопило не весь город, а места с большим уклоном, в которых нет системы ливневой канализации, либо она есть, но не рассчитана на такой прием воды», — добавил депутат.

Смирнов рассказал, что в его округе ливневки работают, потому что их вовремя чистят и проводят профилактику. «Я каждую весну и осень обязательно их проверяю — пишу запрос: может быть, где-то нужно прочистить или провести маленькую реконструкцию, доработку. Мы в этом отношении с профильным департаментом работаем достаточно плотно, поэтому ливневки функционируют и на 2-й Краснодарской, и на Коммунистическом проспекте», — рассказал парламентарий.

Неправильная планировка

Депутат городской думы Ростова от «Справедливой России» Анатолий Котляров сообщил, что на последнем заседании городской думы (где озвучивались планы по реконструкции) обращался к руководителю департамента дорожного хозяйства. «Я говорил, что Ростову необходимо срочно-обморочно менять систему ливневой канализации, потому что у нас есть новые микрорайоны, точечная застройка, уничтожение зеленых насаждений, которые оттягивали на себя часть воды. А ливневая канализация в последние годы не строилась от слова совсем», — рассказал Котляров. Он отметил, что также обращал внимание на реперные точки, в частности на Малиновского и Привокзальную площадь. «И буквально через две недели после моего обращения и Малиновского, и площадь железнодорожного вокзала затопило», — добавил собеседник.

Депутат сообщил, что на площади трех вокзалов система ливневой канализации есть, но она не продумана. «Воду не успевают сбрасывать в реку Темерник. Водоотвод организован, мягко говоря, неправильно. И ливневка там периодически забивается», — отметил парламентарий.

На Малиновского, по его мнению, ситуация рукотворная: затапливает одну часть проспекта — там, где вода не может пройти разделительный барьер. «Я настаивал на том, что барьер должен иметь сквозные отверстия, но меня не услышали. Сказали, что существующих достаточно. И последний дождь показал, насколько достаточно», — рассказал депутат.

По его словам, горожане имеют дело с ошибками проектировщиков, которые воплотили на практике. Котляров считает, что это можно исправить, но пока власти это не сделали.

«Есть еще такая проблема — под каждую ливневку нужно очистное сооружение. В момент большого паводка эти сооружения физически не могут справляться с потоком воды. Поэтому у нас и на Береговой периодически происходят подтопления, срывает крышки люков, как было этим летом. То же происходит в других местах, где эта система работает», — сообщил собеседник.

Котляров отметил, что очистные сооружения нужно ставить в соответствии с новыми положениями. «Но, как правило, их устанавливают с меньшей проходной способностью. Это цифра рассчитывается по средним показателям, как средняя зарплата по стране. И по этим данным очистные сооружения подходят. А когда происходят пиковые нагрузки, то все разводят руками: „Но это же происходит раз в пять лет“. И раз в пять лет город уходит под воду», — рассказал депутат. Он добавил, что это было бы объяснимо, если бы Ростов построили в степи, как Краснодар, но донская столица расположена на холмах.

«В позапрошлый ливень на Буденновском погибла девушка. После этого там лужи не образовывались, нормально организовали водосток. Нам нужно, чтобы кто-то утонул на Малиновского и на площади вокзалов? Получается, в нашем городе все можно делать через смерть человека», — заключил депутат.

Подпишитесь