Posted 25 июня 2018,, 13:25

Published 25 июня 2018,, 13:25

Modified 17 сентября 2022,, 15:12

Updated 17 сентября 2022,, 15:12

Донские производители подарили торговые сети соседям с Кубани

25 июня 2018, 13:25
Власти Ростовской области пытаются создавать условия для того, чтобы упростить региональным производителям продовольственных товаров доступ на розничный рынок и в торговые сети, однако донским предпринимателям до сих пор с трудом удается проникнуть на полки магазинов.

Корреспонденты RostovGazeta выяснили, что вина лежит не только на стороне владельцев торговых сетей, как обычно заявляют производители.

Подарок соседям

"В январе-марте 2018 года розничные торговые сети формировали в среднем 27,5% общего объема оборота розничной торговли (в январе-марте 2017 года – 26,4%)", - сообщают в департаменте потребительского рынка Ростовской области.

По данным ведомства, доля оборота торговых сетей в обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 3,3% и составила 30,8%.

По итогам исследования, проведенного во II квартале 2017 года, в сегменте молочной продукции в розничных торговых сетях преобладает доля кубанских товаров (от 49,8% по сметане до 31% по сливочному маслу). Молочная продукция предприятий Дона в общем объеме продаж розничных торговых сетей занимает: молоко питьевое – 16,2%, кисломолочные продукты – 13,3%, сметана – 15,9%, творог – 14,9%, масло сливочное – 25,5%, сыры – 11,8%. Крупными розничными сетями реализовано менее пятой части живой и охлажденной рыбы (16,2%) производителей нашего региона. Удельный вес местной мороженой рыбы и рыбных консервов в сетевой торговле достаточно низкий - 3,1% и 5,1%. Также в торговых сетях представлено мало картофеля и овощей, выращенных на территории Ростовской области (от 7,3% - по капусте до 15,5% - по моркови).

Как сообщила директор департамента потребительского рынка Ирина Теларова, в сравнении с результатами исследования, проведенного в 2015 году, то есть после введения продовольственного эмбарго, доля продаж донской продукции в торговых сетях выросла по 18 из 33 наблюдаемых позиций. "В большей степени это - результат системной работы по обеспечению прямого диалога производителей и поставщиков с сетями", - сообщила спикер.

Накрутка и штрафы

По словам вице-президента ТПП Ростовской области Светланы Абдулазизовой, донским предпринимателям не сложно попасть в федеральные торговые сети, им трудно выдержать те условия, которые выставляют ритейлы. "Эти условия связаны, в первую очередь, с качеством упаковки, обеспечением регулярности поставок, с возможностью выдерживать те логические схемы поставок, которые на сегодняшний день предъявляют торговые сети, поэтому не весь малый бизнес способен выдержать эти условия", - говорит Абдулазизова.

Ее слова косвенно подтверждает руководитель одного из частных производств сельскохозяйственной продукции Марина Павленко, которая рассказывает о проблемах работы с крупным ритейлом. "Чтобы влезть в приличную "сетку" типа "Пятерочки", "Ленты", "Ашана", нужно сильно занизить свою сбытовую цену. В этой цепочке от производителя к покупателю больше всего всегда накручивает продавец. Накручивают по-разному, смотря каких "сетевиков" брать в пример. Себестоимость молока – я беру по 50 рублей. Продаю свой готовый сыр – по 1,6 тысячи рублей за килограмм. Но там же такая технология, что мама не горюй: я его и по 1,6 тысячи отдаю, скрепя сердце. В итоге производитель имеет три копейки от объема, а супермаркет уже "жирует", - рассказывает Павленко.

Она добавляет, что кроме низкой цены, которую требуют, с попаданием к "сетевикам", проблем нет никаких. "Если кто-то для них по цене товара совсем "вкусный", и у супермаркета нет этой линейки продукции, то они сами за вас пройдут сертификацию. Это для них вообще не вопрос. Им важнее, чтобы у магазинов была максимальная прибыль при минимальном вкладе в продукцию. А из чего это будет сделано, хоть из земли, воды и пепла, торгашам совершенно неважно", - заверяет Павленко.

С другой проблемой столкнулся один из мелких сельхозпредпринимателей, который сообщил, что сотрудничеству мешают большие штрафы, которые выставляют сети. "Иногда доходило до того, не поверите, что штрафуют за то, что привез не вовремя товар или, например, если какой-то из товаров, по их мнению, уже не пригоден для продажи, хотя все проверяется по несколько раз, - говорит Павел. - Я предпочитаю не связываться с торговыми сетями, и продаю товар у себя или на ярмарках".

Как рассказала одна из предпринимателей, которая не первый год пытается попасть на полки в торговые сети, это процесс долгий и мучительный.

"Иногда нужно очень долго и много слать безответные запросы и ждать обратной связи, каждый раз сомневаясь, получает ли их вообще кто-нибудь, но иногда мне кажется, что это вообще никто никогда там не читает", - говорит она.

По ее словам, это только начало. "Когда достучишься до живых людей, и с тобой начинает работать менеджер сети, складывается такое впечатление, что у них изначально стоит задача, не допустить тебя. Работники очень часто не отличаются ни хорошими коммуникативными навыками, ни умением вести деловую переписку, и талантами быстро и четко работать с контрагентами, ни способностями нести ответственность за свои слова", - добавляет она.

Представитель компании Х5 Retail Group, которой принадлежат такие торговые сети, как "Пятерочка" и "Перекресток", опроверг все обвинения производителей, сообщив, что при отборе поставщиков, их компания руководствуется рядом критериев, которые одинаковы для всех. "Основными являются экономическая эффективность сотрудничества и добросовестное долгосрочное партнерство, поэтому все наши требования одинаковы для всех и все условия отбора контрагентов публичны", - сообщил представитель компании.

Он также добавил, что в 2017 году самыми активными стали производители Краснодарского края и Ростовской области, где с X5 начали сотрудничество 45 и 31 партнер соответственно.

Представители других крупных федеральных сетей не ответили на запрос RostovGazeta.

Условия для производителей

Как сообщает департамент потребительского рынка Ростовской области, для продвижения товаров донских предпринимателей ежегодно проводятся закупочные сессии с участием представителей сетевого ритейла и предприятий-производителей. Так, в 2018 году запланировано к проведению восемь закупочных сессий с компаниями: ООО "О`Кей", ООО "Зельгрос", ООО "Торговая группа "Солнечный круг", ООО "Лента", ООО "Агроторг", ООО "Ашан", ООО "Апекс Плюс", АО "Тандер".

По мнению вице-президента ТПП Ростовской области Светланы Абдулазизовой, сейчас очень много говорится о внесении изменений в закон о торговле в части того, чтобы в очередной раз урегулировать отношения, но это все-таки это не самый эффективный метод. "Я считаю, что это бизнес-процессы, и они должны регулироваться во взаимоотношениях между двумя хозяйствующими субъектами и стремление государства регулировать все - не всегда дает тот положительный эффект, на который все рассчитывают", - считает Абдулазизова.

Продукция местных производителей зачастую пользуется высокой популярностью у покупателей — это своеобразный региональный продовольственный патриотизм. Поэтому федеральный ритейл заинтересован в том, чтобы популярные в конкретных регионах товары были представлены в его магазинах, говорит Абдулазизова.

По ее словам, ситуация с выходом на полки федеральных сетей изменилась в лучшую сторону по отношению к региональным предпринимателям. "Вымывается ассортимент импортной продукции, больше делаются акценты на местного производителя. Например, если говорить о линейке скоропортящихся продуктов, то это абсолютно, со 100% уверенностью могу сказать, что товары наших предпринимателей", - рассказала Абдулазизова.

Она уверена, что если предприятие производит качественный продукт по конкурентоспособной цене, хорошо оснащено технически, то у него есть потенциал для работы с торговыми сетями и проблем зайти в них у него не будет.

Директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова также считает, что на сегодняшний день розничные торговые сети сами заинтересованы в качественном продукте. "Те, кто хочет попасть, мы им помогаем, одним из стимулирующих факторов является диалог с розничными торговыми сетями", - сообщает Теларова.

Бренд "Сделано на Дону" не заработал

Несколько лет назад, взяв пример у других регионов, власти Ростовской области создали бренд региональных товаров "Сделано на Дону". Предполагалось, что он поможет не только производителям с продажей их товара, но и заинтересует магазины. Однако спустя какое-то время, пришлось признать, что просто красивое название не работает.

Только несколько торговых сетей пошли навстречу властям и сделали отдельные полки с товарами бренда, которые не бросаются в глаза во время посещений магазинов. Производители же не бросились получать сертификаты, так как захотели дополнительные преференции.

"