Posted 26 октября 2018,, 13:03

Published 26 октября 2018,, 13:03

Modified 17 сентября 2022,, 15:31

Updated 17 сентября 2022,, 15:31

После шести лет в тюрьме в России люди уже не могут вернуться в общество

26 октября 2018, 13:03
В 90-х - он удачливый предприниматель, владелец известной строительной фирмы, а спустя 10 лет - священник, который служит в донских тюрьмах и помогает осужденным встать на путь истинный. Свой дом, построенный еще в пору занятия бизнесом, священник отдал под реабилитационный центр для бывших заключенных.

О том, почему полицейские хуже бандитов, тюремном романе жены высокопоставленного ростовского чиновника и о том, как вычислить бывших заключенных RostovGazeta рассказал священник, возглавляющий отдел по тюремному служению Ростовской-на-Дону епархии Русской Православной Церкви, Андрей Мнацаганов.

С бандитами было легче

Я был руководителем строительной организации, которую организовал в 1987 году. Мы построили оба Александровских рынка, начинали строить рынок "Алмаз" и другие крупные объекты. Вначале 2000-х я почувствовал, что куда-то нужно идти: вокруг лукавство, воровство,споры с работниками, которые пьют, ругаются, а ты за них все время отвечаешь. Была и другая причина - я понимал - все, что нужно было мне, я получил: дом, квартира, машина. Я обеспечил материально себя и свою семью. Потом на меня начали "наезжать". Однажды один человек намекнул, что скоро мне должны подкинуть наркотики, и я понял, что все, пора уходить, я просто "динозавр", который работает без предоплаты и мешает другим. Мне легче было в 90-е, когда были бандиты, их хоть перекупить было нельзя, чем после 90-х, когда уже милиция навела порядок, и стало намного сложнее, кто больше дал, тот и прав.

Я собрал всех своих "друзей по работе" и заявил, что через полгода ухожу, можете успокоиться. Все выдохнули спокойно, а через полгода фирма развалилась, потому что все держится на авторитете. Дети возмущались, когда узнали, что ушел в попы. Я им сразу сказал, что у вас была возможность занять мое место, но вы не захотели. У вас свои виртуальные планы по жизни - вот и живите. А в храм я начал ходить с 1990 года, и уже тогда был воцерковленный, поэтому сам Господь привел меня к этому служению.

Помогать осужденным стал не то, что спонтанно, это следствие событий. Меня определили настоятелем на приход Святых Царственных Страстотерпцев в поселке Красный Сад Азовского района, через два года пришел ко мне благочинный и сказал, что нужно идти в тюрьму, ты –единственный и больше некому. Все остальные молодые. Конечно, страшно было. Как-то со временем мне удалось абстрагироваться, не сразу получилось расположить к себе своих подопечных. Только через два года стали приходить ко мне на исповедь неформальные лидеры колонии. Я стал браться за все: и в тюремную больницу стал бегать, Литургии служить там где до меня не решались служить. Практически жил в этих тюрьмах, но это тоже плохо. Нельзя так на одного все сразу.

Дом для осужденных

Как-то ко мне пришел один бывший подопечный, который недавно вышел из тюрьмы, и рассказал, что жить ему не на что, и решил он пойти кого-нибудь ограбить, просто ради еды. Вышел на улицу, увидел мужчину и уже почти нанес ему над головой молоток, но что-то его остановило, с его слов он вдруг меня вспомнил и мои слова, когда сидел в колонии, что Господь не оставит того, кто претерпит страдания. На следующий день ему повстречался друг детства, который помог ему с работой. Теперь у него есть семья и он с ужасом вспоминает свою минутную слабость. После этого я решил, что нужно помогать таким людям не только в тюрьме. Уже пять лет как я отдал свой дом бывшим осужденным. Приходят люди, которые отсидели и захотел что-то поменять в жизни. От кого-то отказались родственники, кто-то сам не хочет или не куда вернуться. Мы помогаем с документами, ведь, как правило, каждый десятый выходит без документов: без паспортов, без снилсов, без медицинских документов, хотя ГУФСИН все отрицает, конечно. Нам здесь приходится все восстанавливать.

Изначально планировалось, что люди здесь будут оставаться на неделю максимум, чтобы получить элементарные знания, ведь в большинстве они выходят, как первоклассники, ничего не знают и не понимают элементарных вещей, скажем сколько стоит проезд. Я еще смотрю на то, насколько сильный человек выходит из тюрьмы, бывает он все, верующим себя называет, но как медуза, поэтому его лучше в другое место, к другим родственникам, например, чтобы он не сорвался.После недолго времени, мы решили, что пусть живут, сколько хотят, главное, чтобы на шею не садились. Первоначально этого не планировалось, но потом получилось так, что стали выходить инвалиды, с которыми надо работать по месяцу, чтобы определить его в социальный центр, а где ему жить до этого? И вот мне пришлось второй дом маленький определять под социальный центр для длительного проживания. Прежде чем поселиться на Щербакова, освободившиеся подписывают документ, где обязуются на территории дома не пить, не курить, не употреблять наркотики, не водить женщин, не сквернословить и не воровать. То есть, соблюдать заповеди и самые простые правила общежития – дежурить, помогать в домашней работе.

Сейчас женщина вышла из тюрьмы, и ей некуда идти, у нее рак языка, конечно, она недолго проживет, поэтому пришлось ее оставить. Есть такие люди, которые приходят и ничего не хотят делать, но им сейчас разрешили уже пожить только неделю, так как у нас только те, кто работают.

Невиновных в тюрьме лишь 10%

У большинства людей тюрьма ассоциируется со злом. На самом деле половина сидящих за решеткой отбывают наказания, порой не соизмеримые с их проступками. Я вижу многих, кто действительно раскаялся, исправился и готов начать новую жизнь. Около 60% отсиживают не свой срок, совсем-совсем невиновных может 10% на общем фоне. Конечно, есть преступления, о которых знаю только я. Пришел ко мне на исповедь человек, который 14 лет скрывался от правосудия, убийство совершил. Он жил по поддельному паспорту, ни семьи, никого не было. Я ему посоветовал, чтобы он сдался, послушался – дали 6 лет.

Я не имею право рассказывать. Бывают преступления намного страшнее: изнасилование, инцесты, и как любой человек, когда тебе рассказывают, ты начинаешь представлять. Не нормально это. Я не мальчик, конечно, проживший свою жизнь спокойно. Когда в тюрьму пришел, нашел там своих друзей по детству. Мне повезло, что меня вырвали от туда.

По запаху узнаю

Станет ли человек полноценным членом общества? Я скажу, что если человек отсидел 6 лет, он им не станет. Люди, да, меняются, но, если он отсидел больше 6 лет, то влиться в общество он уже не сможет. Я говорю о человеке, который будет работать, платить налоги, участвовать в мероприятиях. Они ведь все выходят больные, 80% примерно ( 50% точно, а вот сугубо больных -25%).Бывает, по улице идешь и видишь: "о, этот сидел". Я не знаю этого человека, но чувствую, и тут дело не во внешнем виде. У него это остается, только через большой промежуток времени исчезает. Один раз присаживается ко мне в машину человек, и я чувствую этот запах, хотя человек, как три года уже отсидел. Это значит, что он еще там, и пока он не поменяется и остается на том уровне.

Романтики с ростовских зон

Я всегда удивлялся самоотверженности русских женщин, которые таскают эти сумки, передачи, а потом замуж выходят, венчал даже в колонии. Был случай из ряда вон, когда жена бывшего высокопоставленного чиновника стала переписываться с осужденным, вскоре ушла от мужа, дождалась "зека" из зоны, родила от него ребенка. Они с его сестрой были подруги, а муж ее был, конечно, уже пожилым человеком.

Знакомятся, как правило, через знакомых, по телефону,через интернет. Да, этим никого не удивишь. Уже никто письма не пишет, хотя иногда встречаются"романтики". Ведь по телефону они не могут подобрать такие слова, чтобы обольстить женщину, а им это как раз и надо. Так вот, есть мастера письма, которые любят это дело. Читаешь иногда письма, а они даже написаны одним почерком. Да еще и психологи хорошие, могут сразу с двумя-тремя переписываться. Они реально думают о настоящем, ведь должен им кто-то посылки собирать, ну и где-то о будущем, но когда выходят, то очень многие расстаются. Быт съедает. Все же хотят жениться на королеве. А у женщин другой вопрос - где взять здесь хороших, когда тебе уже за тридцать, и надо искать пристань, к кому бы приклеиться. Но в этих случаях, я всегда им говорил, что для этого надо самой стать другой, себя усмирить, ведь если ты стерва по жизни, как ты сможешь найти себя хорошего человека. А они знаете, очень уверенные в себе, не тихони, как многие думают.

Относятся как к мусорщику

Сейчас я отошел немного от активной работы. Наверно "выгораю". Не то чтобы устал, а просто нет отклика со стороны руководства и властей, много негатива. Ты берешь все на себя, а им этого и не надо. Относятся к тебе, как у мусорщику. Мусорщик - профессия хорошая, а спроси, как ты относишься к ним, сразу в грязи начнут валять.Я изначально пытался все время сломать стереотип о тюремных священниках и о тех, кто отбывает свой срок в местах лишения свободы, но общество пока не хочет принять.

Хотя, за 8 лет признаюсь, поменялось много. Мы стали свободно определять в больницу, а раньше стучались ногами и руками, но никто не слышал. Сейчас нашу благотворительную организацию МОБО "СПАС" заметили, два года подряд получаем Президентские гранты, и не ходим с рукой протянутой. Но все равно недостаточно средств. Всецело угробить свою жизнь на этом поприще, не думаю, что хорошая идея. Я переключаюсь на другие вещи. Сейчас у меня много проектов молодежных. Достали квадрокоптер, буду с ребятами учиться пользоваться им. На будущий год,если получу грант, начну обучать детей подводному плаванию.

"