Posted 27 июля 2019,, 11:16

Published 27 июля 2019,, 11:16

Modified 11 сентября 2022,, 15:18

Updated 11 сентября 2022,, 15:18

Чиновники и активисты: самые громкие аресты в Ростовской области в 2019 году

27 июля 2019, 11:16
Ростовскую область захлестнули громкие аресты и задержания высокопоставленных чиновников, общественников и блогеров в этом году. Что стало причиной активизации работы силовиков и что можно ожидать от правоохранителей в ближайшее время, выяснили эксперты RostovGazeta.

Сидаш и его команда

Эффектный обыск в коттедже заместителя губернатора Ростовской области по вопросам ЖКХ строительства и архитектуры Сергея Сидаша запомнится многим и надолго. Силовики сфотографировали в роскошном доме высокопоставленного чиновника его портреты в золотых рамках и коллекцию элитных часов. Снимки моментально «облетели» Интернет и стали мемом.

Сидаша заподозрили в «превышении должностных полномочий» в компании его бывших друзей-чиновников. История эта тянется с самого ЧМ-2018, когда при строительстве стадиона «Ростов Арена», как полагают следователи, были похищены более 233 миллионов рублей.

До Сидаша были арестованы министр строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Николай Безуглов, а также директор строительной компании «Ростовоблстройзаказчик» Сергей Мищенко. По версии правоохранителей, компания из трех человек: Безуглов, Сидаш и Мищенко решили заменить мелкий песок на крупный при строительстве подхода к стадиону и на этом заработали миллионы. Только «замести» следы у них не очень получилось, все трое сейчас за решеткой и ждут суда. Мищенко и Безуглов, кстати, уже пять месяцев в СИЗО, а Сидаш - два месяца. В пятницу, 26 июля, Сидаша перевели под домашний арест до 20 августа.

Сидаш работал министром ЖКХ Ростовской области с 2010 по 2015 год. Около года занимал должность советника губернатора. Замгубернатора Ростовской области он стал с сентября 2016 года.

Чем закончится громкий арест крупного чиновника - никто и предположить не может.

Взялись за архитекторов

Трех архитекторов, одного за другим, арестовали в Ростовской области в феврале текущего года: областного - Алексея Полянского, городского - Романа Илюгина и Мартыновского района - Александра Корчигу. Дела, по которым были арестованы чиновники, между собой не были связаны, но всех обвиняли в превышении должностных полномочий. У них нет ни коттеджей, ни картин в золотых рамках, ни коллекций элитных часов.

Якобы Полянский и Илюгин давали разрешения на стройки одних зданий, на месте которых «появлялись» впоследствии другие объекты. За это должны нести ответственность именно архитекторы, не стройинспекция или другие контролирующие строительство органы, а архитекторы, которые подписали документы еще до возведения того или иного объекта.

Подержав в СИЗО четыре месяца архитектора Мартыновского района Корчигу, его оштрафовали на 50 тысяч рублей и отпустили, наконец, домой. Его обвиняли в том, что он разрешил застройщику построить 16-этажный жилой дом на участке, который не подключен к электросетям. Из-за этого застройщик до сих пор не может закончить строительство, которое ведется в селе Большая Мартыновка.

В марте под домашний арест перевели Полянского. Как полагает следствие, в 2010 году он выдал незаконно частной фирме разрешение на строительство многоэтажки. Позже дом признали не соответствующим нормам. Всего было похищено около 35 миллионов рублей. Также, по версии следователей, главный архитектор региона незаконно выдал разрешение на строительство здания многофункционального назначения в пределах береговой полосы реки Дон.

Третьего архитектора Илюгина под домашний арест отпустили спустя полгода из СИЗО. Следствие полагает, что Илюгин, работая в должности архитектора Ворошиловского района, выдал разрешение на строительство частных домов. Однако на этом месте построили многоэтажные дома, постройки были снесены. Супруга Илюгина даже обратилась к президенту на Прямую линию, это, как считает интернет-сообщество, и помогло архитектору. В отношении Илюгина и Полянского следствие все еще продолжается.

За них активно выступали члены Ростовской организации Союза архитекторов России. Письма были направлены в управление по делам Президента РФ, региональную прокуратуру и Следственный комитет.

«В части дела Илюгина, безусловно, акция была показательной, с заранее приглашенными СМИ, с публичным задержанием, хотя на протяжении полугода расследования человек никуда не скрывался и оснований задерживать его не было. Мы будем и дальше добиваться снятия с него всех обвинений, так как состава преступления в его действиях нет. Убеждена, что лица, в отношении которых возбуждаются уголовные дела, не связанные с насильственными преступлениями, не нуждаются в изоляции от общества в условиях следственного изолятора. Как правило, это интеллигентные люди, с прочными социальными связями (семья,дом,работа), положительными характеристиками. Помещение их в сизо ничем иным, как пыткой назвать нельзя. Ведь не зря условия содержания в российских изоляторах уже давно признаны ЕСПЧ унижающими человеческое достоинство. Есть иная, достаточно серьезная мера пресечения - домашний арест, которая полностью может обеспечить интересы следствия», - считает адвокат, заместитель Председателя РОКА «Советник» Екатерина Водяник. .

Аресты могут продолжиться

«Если мы глянем на список арестованных мы увидим что многие из них связаны с архитектурно-строительными делами так или иначе. А эта сфера - можно сказать краеугольный камень ростовской политики, во всяком случае один из, с ней кормятся, на нее очень многое завязано. А там в этой сфере много чего происходит, например недавно вступивший в силу закон о фактической блокировке долевого строительства», - говорит Смагин.

Политолог думает, что аресты и разоблачения могут продолжиться.

«Например, могут появиться новые подробности - с указанием лиц - августовского пожара двухлетней давности, про который и тогда поговаривали как о деле рук девелоперов и связанных с ними чиновников», - считает эксперт.

Налоговики

В конце мая в Ростове арестовали заместителя руководителя управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области Ирину Александрову. По версии следствия, она умудрилась незаконно подписалать документы по возмещению 21 миллиона рублей НДС фирме «ДИС». В отношении замруководителя управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 286 «Превышение должностных полномочий».

Спустя два месяца, которые Александрова провела в СИЗО, ее отпустили под домашний арест.

Александрова - исполняющая обязанности руководителя управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области, советник государственной гражданской службы Российской Федерации первого класса. На госслужбе в налоговых органах с 1996 года, имеет огромное количество «почетных» грамот и вообще считалась человеком кристально чистым.

Регулярно в Телеграм-каналах появляются сообщения об обысках в налоговых инспекциях Ростовской области. В частности, недавно проверяли налоговую службу Первомайского района Ростова-на-Дону и одно из управлений в Батайске. В СМИ сообщали, что заместитель начальника налоговой инспекции Первомайского района подозревается в оказании помощи по возврату НДС директору ООО «ККПД-Инвест» — застройщику микрорайона Левенцовский. Похожая на историю, которая произошла с Александровой.

Ситуацию никак не комментируют официальные ведомства. Но и других громких задержаний пока в структуре ФНС Ростовской области пока не было.

Банкиры и не только

В конце апреля под домашний арест отправили заместителя гендиректора АО «Донэнерго» Марину Нечепуренко. Ее заподозрили в злоупотреблении полномочий, ущерб составил более 20 миллионов рублей. Нечепуренко задержали сотрудники ФСБ в офисе «Донэнерго» после обысков. Задержанная, как рассказал источник издания, по завышенной цене заключала договора на поставку угля для филиала «Донэнерго». Ущерб оценивается в 21 миллион рублей.

Тогда же был арестован бывший глава Россельхозбанка Игорь Пятигорец. При задержании в кафе у него нашли 1,5 миллиона рублей. Полиция возбудила дело в отношении задержанного по статье «Мошенничество». С 2016 года силовики расследуют дело о хищении из банка посредством выдачи кредитов фиктивным предприятиям.

Пятеро сотрудников банка выдали кредиты предприятиям, которые являлись заранее невозвратными. Приблизительный ущерб составляет около 1,5 миллиардов рублей. Пятигорец покинул свой пост в марте 2017 года.

Кроме того, в Ростове был арестован экс-председатель Капиталбанка Юрий Осипов и двое его подчиненных, обвиняемых в мошенничестве.

Капиталбанк лишился лицензии в 2016 году, тогда же и выявили хищение в размере более 700 миллионов рублей. Фигурантами в деле о мошенничестве в Капиталбанке в особо крупном размере стали Юрий Осипов, его подчиненные Андрей Лышик и Александр Губин. Обвиняемым грозит до десяти лет колонии. Капиталбанк признали банкротом.

Под подпиской о невыезде в Ростове находится сейчас бывший заместитель губернатора Александр Гребенщиков. Он подозревается в неуплате налогов на сумму свыше 100 миллионов рублей. С 2017 по 2018 год, как считает следствие, Гребенщиков утаил от налоговой крупную сумму. Он подозревается в совершении преступления по статье 199 УК РФ — «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией».

Напомним, Гребенщиков работал в администрации Ростовской области с 2011 года. С поста замгубернатора он ушел в 2016 году, с февраля 2017 года являлся генеральным директором компании ГК «ТНС Энерго». В прошлом году возглавил ООО «Золотая семечка», ООО «Солнечный рай» и маслоэкстракционный завод «Юг Руси».

Блогеры-активисты

Первое в России дело по новой статье "деятельность нежелательной организации" возбудили в Ростове-на-Дону в отношении активистки Анастасии Шевченко. Женщину 23 января посадили под домашний арест за участие в дебатах и организацию семинара.

За активистку «Открытой России» выступал лично политик Михаил Ходорковский, он снял 25-минутный фильм о Шевченко, где подробно ее адвокаты рассказывают о том, как она оказалась под следствием. Шевченко прочитала две лекции, как говорит Ходорковский, ей занимаются сразу четыре человека, а контролирует генерал.

За время нахождения под домашним арестом у активистки скончалась дочь. Защитники просили выпустить под подписку о невыезде Шевченко за 500 тысяч рублей, однако суд отклонил это ходатайство. Женщине назначали психиатрическую экспертизу, за нее выходили на улицы люди с одиночными пикетами. Недавно она приняла решение о выдвижении в городскую думу Ростова-на-Дону. О ней говорят «сильная женщина».

Шевченко находится под домашним арестом вот уже полгода и следствие по ее «тяжким» преступлениям будет длиться, по-видимому, еще долго.

Известный в Ростове блогер Гаспар Авакян, который снимал на видео нарушения со стороны сотрудников полиции, также находится в настоящий момент под следствием. Его обвиняют в вымогательстве 200 тысяч рублей у сотрудников полиции из Аксая. Сам арестованный вину не признает и утверждает, что его подставили.

Всю «подозрительную» переписку в телефоне с правоохранителями Авакян успевал фотографировать, до того, как его собеседники удаляли разговор.

На самом деле, как утверждает Авакян, у него были компрометирующие сотрудников полиции сведения, которые он готов был показать общественности. Ему предложили деньги, чтобы ненужные записи исчезли, но его же в конце-концов «сделали» вымогателем, написал на своей странице «ВКонтакте» Авакян.

Блогера арестовали 30 мая, за время нахождения в СИЗО он потерял более 10 килограммов, так как неоднократно объявлял о голодовке. Кроме того, он жаловался председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину о том, что ему поступают угрозы от руководства СИЗО № 1. Все свои доводы он готов подтвердить на полиграфе. Арест блогеру продлили пока до 17 августа.

«Помещение в сизо, по моему мнению, делается только для того, чтобы оказать на задержанного максимальное психологическое воздействие, поставить его в условия, когда ради того, чтобы быть дома, человек готов взять вину на себя, дать показания против иных лиц или пойти на какие-то иные условия силовиков. И далеко не многим хватает сил не поддаться и не сломаться. Когда человек спит по несколько часов в сутки в переполненной камере, где не хватает мест, когда он несколько дней ждёт медицинской помощи, испытывая жуткие боли, а стоматолог в отпуске. Заключение под стражу в данном случае служит иным, противозаконным целям следствия, что безусловно недопустимо», - прокомментировала адвокат Екатерина Водяник.

"