Posted 27 октября 2019,, 05:50

Published 27 октября 2019,, 05:50

Modified 17 сентября 2022,, 16:29

Updated 17 сентября 2022,, 16:29

Воспитывают или калечат психику ростовским детям ремень и шлепки

27 октября 2019, 05:50
В Ростовской области нет массовых обращений из-за избиения детей. Однако такие случаи продолжают происходить, иногда детей бьют и унижают прямо в общественных местах. И если одни заявляют, что такая практика калечит психику ребенка, то другие продолжают считать нормальной.

Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, откуда появилась традиция воспитывать детей с помощью насилия и как правильно выстраивать отношения с ребенком.

Кто страдает

Недавно в соцсети женщина рассказала, что мужчина (предположительно, отец) избивал маленькую девочку ремнем на выходе из «Окея» на Малиновского. Прохожая сняла видео, на котором видно плачущего ребенка. Женщину возмутило, что никто не обращал внимания на эту ситуацию. «Лучше такое воспитание в ежовых рукавицах, чем сюсюкаться и в конце пошлет тебя твой же ребенок куда подальше», — ответил на это один из комментаторов.

Во время пикета в поддержку сестер Хачатурян одна из участниц рассказала, как пострадала от физического насилия, будучи подростком. Девушку избил отчим. «Меня просто повезли в тот же дом, где был человек, который меня избил. Там все было вверх дном, мои вещи были на улице и полицейский просто сказал ему: „Пожалуйста, больше не выгоняйте вашу дочку из дома“. И полиция уехала, оставив меня там», — следует из ее слов.

Девушка по имени Айюни рассказала корреспонденту RostovGazeta, что ее избивали родители с третьего класса до тех пор, пока она не сбежала из дома — больше десяти лет. Они специально не оставляли следов на теле девочки. Поэтому в полиции нельзя было ничего доказать.

Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области Ирина Черкасова считает, что насилие по отношению к детям неприемлемо. «Такие случаи есть в регионе, отрицать это бессмысленно. Но они не носят массовый характер. Каждую ситуацию стоит рассматривать отдельно, умалчивать о таких случаях нельзя. Если родители или кто-либо другой виновен, то нужно применять соответствующие меры», — сообщила она. Черкасова уточнила, что речь идет об административном наказании за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей (наказывается штрафом до 500 рублей), лишении родительских прав или их ограничении за жестокое обращение с детьми, а также отобрании ребенка, если есть угроза его жизни или здоровью. «Смысл штрафа в том, чтобы убедить родителей пересмотреть свою позицию, а не наказать рублем. Ведь насилие не помогает воспитывать ребенка, не поднимает авторитет родителя и не помогает установить доверительные отношения», — добавила она. При этом, по данным Черкасовой, разводящиеся родители иногда сообщают о применении насилия одним из супругов, но часто это не подтверждается.

По словам уполномоченного, в регионе ведется и большая профилактическая работа. Например, индивидуальная социальная поддержка семьям и детям, попавшим в трудную ситуацию; беседы, тренинги, семинары, помогающие выстроить отношения с детьми; социальный патронат.

По информации ГУ МВД России по Ростовской области, в 2018 году в ходе профилактических рейдов в отношении родителей (законных представителей) составлено почти 14 тысяч административных протоколов из-за неисполнения обязанностей по воспитанию детей. Правда, 1647 из них за то, что дети находились в опасных или общественных местах ночью без сопровождения взрослых (нарушение областного закона).

Из-за жестокого обращения в отношении родителей возбуждено 46 уголовных дел, годом ранее цифра была больше — 51 дело. Потерпевшими в преступлениях, сопряженных с насильственными действиями, признано 483 ребенка, в 2017 году от насилия пострадали на 49 детей больше.

В конце 2018 года на учете состояло почти полторы тысячи родителей, в том числе 35 — совершивших преступления в отношении детей.

Следы крепостного права и советской идеологии

Детский, семейный психолог Анастасия Завирохина считает, что причиной насилия над детьми является прошлое нашей страны. «Люди жили под гнетом крепостного права, когда было необходимо выполнять волю хозяина и подчиняться. И, по сути, никто не интересовался эмоциями, переживаниями, душой своих детей. Нужно было вовремя сделать свою работу, сдать налоги, чтобы тебе оставили кусок земли, и так далее», — рассказывает Завирохина.

Во время СССР, по словам психолога, люди жили на благо страны. «Родители трудились на заводах, оставляя своих месячных детей в яслях. Жили одной идеей: построить счастливое будущее, счастливый коммунизм. Если ты живешь для страны, то у тебя нет возможности уделять внимание тому, что ты на самом деле чувствуешь», — полагает Завирохина. Культуры заботиться о своих детях и об их чувствах, по словам специалиста, тогда тоже не было. «Какие были воспитательные стратегии в СССР? Чувства вины, долга и стыда. Очень просто манипулировать ребенком: „Ты должен“, „Ты виноват“, „Ты неправ“. И ударить. Бить ремнем считалось нормой. Там, где нет души, и процветали физические наказания», — заключила психолог.

Чтобы воспитывать детей без насилия, их нужно понимать, считает Завирохина. «В своей практике я сталкиваюсь с проблемой того, что родитель не может принимать своего ребенка. Если он начнет его принимать, то ему приходится столкнуться со своей травмированной детской частью личности. То есть травмированность и неспособность сопереживать самого родителя выливается в новое насилие», — пояснила собеседница. Она отметила, что в таком случае психолог сначала работает с родителем, а потом уже с ребенком.

«Это мы говорили о здоровом взрослом человеке. Но есть еще и отдельная категория — нездоровые родители: психопаты, люди с расстройствами личности», — добавила психолог. По словам специалиста, обычно такие родители не лежат в психбольницах, а живут, работают, ведут социально активную жизнь. «Но у них случаются вспышки ярости на пустом месте, особенно часто на детей и на женщин», — добавила Завирохина.

По словам психолога, сейчас родились дети у выходцев из Советского Союза, люди стали интересоваться психологией. «Потому что не получается детей воспитывать: они либо не слушаются, либо мучаются, либо прогуливают, либо еще что-то. Люди стали обращаться вовнутрь, этого не было раньше», — заключила собеседница.

Неполноценная жизнь и ее альтернативы

Когда ребенок растет в агрессии, то не доверяет миру и не слышит своих желаний, считает психолог. «Он враждебно настроен и все время ждет, что на него нападут. То есть живет в бесконечном страхе и тревоге», — добавила она.

Собеседница рассказала, что родитель для ребенка — всегда хороший. Поэтому если мама или папа бьет малыша, то он думает, что заслуживает этого. «Жертва такого насилия себя не уважает и не любит, у нее низкая самооценка. Она выходит с этим на улицу, в детский сад, в класс. И там у ребенка уже на лбу написано: „Я плохой“. Все это чувствуют, начинают на него нападать. И поскольку он не привык сопротивляться и защищаться (он не мог защищаться, потому что был слабее взрослого), на него нападают еще сильнее. Чем более слабая жертва, тем больше она провоцирует агрессию. Выходит замкнутый круг», — сообщила Завирохина. Она пояснила, что обычно такой ребенок становится жертвой буллинга, а когда вырастает, то становится козлом отпущения на работе. «По факту, это неполноценная жизнь: не в удовольствие, а на выживание», — добавила специалист.

Завирохина дала несколько советов по воспитанию детей. «Во-первых, необходимо четко устанавливать правила в семье: что можно и что нельзя. Во-вторых, быть дружелюбным, но твердым в соблюдении этих правил. Если ребенок что-то не выполняет, то его нужно просить. Иногда по десять раз, но надо настаивать на своем», — рассказала психолог. Собеседница добавила, что необходимо учиться понимать чувства ребенка, говорить об этих чувствах, не осуждать их.

«Наказания могут быть, но до определенного возраста. Например, если ты не услышал меня и не сделал что-то, то мы не пойдем в аквапарк. Но физическое наказание недопустимо, словами тоже недопустимо наказывать ребенка. Шлепанье, битье по губам, рукам — все это неправильно», — пояснила специалист. В подростковом возрасте, по словам психолога, следует изменить стратегию. «Ребенку необходимо возвращать ответственность за свои поступки и мотивировать его исправлять свои недочеты. С подростком нужно устанавливать контакт, перестать в нем видеть слабенького, немощного и беспомощного. Прежде всего самому родителю нужно поверить в то, что ребенок способен выполнять определенные правила, приходить вовремя, учиться самостоятельно. Это нормально, подростку нужно доверять», — уверена психолог. Она отметила, что с детьми стоит доверительно беседовать. «Если так произошло, то давай вместе подумаем, как это исправить. Ведь все можно исправить: оценку, невыполненные обязательства. Где-то стоит совершить поступок, где-то извиниться, в зависимости от ситуации», — заключила собеседница.

"