Последнее Рождество Ростова

Последнее Рождество Ростова
Аналитика

27 декабря 2017, 17:30
Photo: christmas.prihod.ru
Жители провинциальных городов как будто вдохнули глоток нового воздуха, когда узнали о свершившейся революции и свержении монарха в 1917 году. Горожане искренне верили в то, что все плохое позади и теперь для них наступит новая и счастливая жизнь.

Газеты, в которых публиковалась радостная весть, продавались мальчишками-газетчиками по четвертаку, а то и за рубль. Прохожие не жалели денег и покупали газеты. Заборы были обклеены телеграммами, вино лилось рекой, все, действительно, праздновали окончание Октябрьской революции. Из уездных деревень с горящими глазами и с победоносными криками шли на поля мужики с бабами и жгли портреты более нецарствующих особ, и делали это тоже с затаенной, злой радостью, как делают это язычники при своих обрядах.

Однако последующие события, которые произошли после революции 1917 года, стали омрачать жизнь горожан, особенно эти изменения, коснулись глубоко верующих людей.

После революции 1917 года, был издан декрет Совета народных комиссаров от 24 января 1918 года, согласно которому в России вводится западноевропейский календарь. России ничего не оставалось, как перейти на Григорианский календарь, который обгонял Юлианский на 13 дней. Однако православная церковь категорически отказалась от такого резкого перехода и заявила, что будет праздновать Рождество, как и прежде, по Юлианскому календарю. Именно с 1918 года православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю).

Вносить изменения в календарях стало отличительной чертой того времени, причем происходило это также по инициативе местных властей. Так, например, Ярославский Совет постановил считать 10 марта - первым днем весны. Свободные люди могут все.

Война и политика внесла существенные коррективы не только в общественную, но и в газетную жизнь. Если в 1916 году, начиная с 20 декабря, в каждом номере ростовской газеты "Приазовский край" людям начинали рассказывать о приближающемся празднике, сообщать о всевозможных мероприятиях, то уже в 1917 году кроме последствий военных событий в газете уже не упоминалось про наступающее Рождество ни на одной полосе.

В декабре же 1916 года в газете основная часть полос была посвящена культурным мероприятиям. В рубрике "Телеграммы" рассказывали о том, как прошло празднование Рождества в Берлине:

"Рождественские праздники в Берлине прошли в мрачном настроении. Цены на продукты стояли баснословные. Датский окорок стоил 25 марок за фунт, гусь – 200 марок. Зажиточные берлинцы уехали на праздники в Швейцарию, Данию и Голландию, а менее состоятельные разбрелись в расчете подкормиться по деревням".

Также не обходилось и без махинаций и обмана в такой священный праздник. В материале "Рождественский анекдот" журналист рассказывает о том, как известная компания наживалась на русских солдатах.

"Я вышел из редакции "Приазовский край" в плохом настроении, мне было поручено написать рождественский рассказ из ростовской жизни. Но как мне было с радостью взяться за перо и написать рассказ из нашей местной жизни, когда она вся - сплошной анекдот. Но тут судьба сама шла мне в руки. Мне позвонили. То, что мне сообщили, казалось невероятно хорошим и чудесным. Мне передают, что ростовское кредитное общество отправляет рождественские подарки нашим солдатам на два фронта – западный и кавказский. Едва я кончил свой телефонный разговор, как передо мной очутились два солдата и как раз из двух наших фронтов. Они мне стали рассказывать как раз об этом самом ростовском городском кредитном обществе. Солдат Нерсес Хачкинаев вернулся на побывку с западного фронта, солдат Никогос Берекчиев - с кавказского фронта. Вдвоем они купили в 1908 году в Ростове недвижимое имение за 4600 рублей и заложили кредитному обществу в 3000 рублей. Потом взяли дополнительную ссуду в 500 рублей. С самого начала открытия военных действий они живут более двух лет в окопах. Часто они, когда стихал свист вражеских пулеметов, мечтами переносились в наш Ростов и представляли, как вернуться и будут жить в новом доме. Кредитное общество, состоящее сплошь из "патриотов", решило иначе и за невзнос погашений и процентов назначило в продажу имение мобилизованных, продало имение, ныне стоящее более 15 тысяч рублей за 4010 рублей. Купил же дом их служащий городской управы Михаил Карпенко. Конечно, если бы по месту прописки банк посылал извещение, то родственники нашли бы деньги, но этого не было сделано. Говорили, что кредитное общество посылает солдатикам подарки на фронт. Оказалось, что подарки эти особого рода. От продажи и великодушия кредитного общества очистилось 287 рублей. Эти рождественские подарки и на западный фронт Хачкинаеву и на кавказский фронт Берекчееву. В сущности, рождественский подарок и рождественский праздник лишь для Карпенко. Ну, конечно, анекдот, скверный анекдот, чисто темерницкий".

Выпуск от 25 декабря 1916 года был полностью посвящен великому празднику Рождества. Ни на одной полосе газеты не было негативной информации, отсутствовали рубрики про происшествия, криминал. Афиши пестрили приглашениями на театральные постановки:

"Грандиозная рождественская программа: "Протеа. Ползучая смерть", новая драма в четырех огромных частях".

"С 26 декабря роскошная рождественская программа: "Не для меня придет весна (похмелье любви)"

После Октябрьской революции 1917 года писать о Рождестве также запрещалось, как и отмечать этот православный праздник. Только в номере за 24 декабря 1917 на самой последней странице был опубликован анонс спецномера, который должен был быть посвящен Рождеству, но он так и не вышел.

В 1927 году на XV съезде партии после заявления Иосифа Сталина о том, что необходимо ослабить антирелигиозную работу среди жителей, в России началась антирелигиозная компания. В сентябре 1929 года был издан декрет Совнаркома, отменяющий все праздники, кроме 7 ноября и 1 мая. Рождество и Новый год, пострадавший за компанию с религиозным праздником, стали обыкновенными рабочими днями. Известны случаи, когда в начале 1930-х годов с 24 декабря по квартирам жителей ходили специальные сотрудники госучреждений и проверяли наличие елки в доме.

Однако верующих людей не пугали жесткие меры, и они продолжали под общим страхом ареста крестить детей, святить куличи на Пасху, а также по традиции накрывать на стол в Рождественский праздник и готовить кутью.

Только в 1935 году, благодаря инициативе революционера Павла Постышева, советская власть вновь разрешила ставить и наряжать елки. Конечно, к несчастью для верующих, елка перестала считаться рождественской, а стала - новогодней.

Сегодня, Новый год празднует вся страна, и он остается традиционным семейным праздником, а Рождество отмечают преимущественно православные 7 января.

Вы празднуете Рождество?
Survey
Да, на каждое Рождество хожу в церковь
Нет, только Новый год
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter