Posted 28 декабря 2019,, 10:31

Published 28 декабря 2019,, 10:31

Modified 17 сентября 2022,, 16:39

Updated 17 сентября 2022,, 16:39

Холод и неверные счета: с чем имеют дело жители квартир Ростовской области

28 декабря 2019, 10:31
Жители квартир в Ростовской области недовольны многим, только в 2019 году они оставили почти 30 тысяч обращений. В числе претензий неправильное начисление ЖКХ, плохое состояние домов и некорректная работа управляющих организаций.

Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, какие есть проблемы в обслуживании многоквартирных домов и как с ними нужно бороться.

В понедельник прошла пресс-конференция начальника государственной жилищной инспекции Ростовской области Павла Асташева. Там он озвучил итоги года и основные проблемы, с которыми сталкиваются жители квартир в регионе.

На что жаловались

По предварительным итогам, в 2019 году в Госжилинспекцию области поступило 29 897 обращений. Основная их масса касалась расчета оплаты ЖКХ (29% или 8 838 штук). Так в этом году группа компаний «Лидер» вынудила жителей 450 домов переплачивать за содержание общего имущества. Госжилинспекция досудилась до Верховного суда, чтобы признать завышение цен незаконным. Несмотря на то, что суд в итоге стал на сторону государственной организации, группа компаний не перестала нарушать закон. Сейчас информация об этом случае находится в правоохранительных органах.

Второе место, 18% обращений от общего числа обращений, — неудовлетворительное техническое состояние многоквартирных домов. На третьей позиции, 13%, — претензии к работе управляющих компаний.

Вопросы по качеству предоставления коммунальных услуг составили всего 10% от количества жалоб. Выбор управляющих компаний, создание товариществ собственников жилья, формирование фондов капитального ремонта, а также контроля выполнения капремонта затронули 5% обращений.

«Фактически из года в год меняются местами третья и четвертая позиции, а первые две — неизменны», — пояснил Павел Асташев.

По его данным, инспекторы провели больше 12 тысяч проверок, во время которых выявили больше восьми тысяч нарушений. «Выдано больше четырех тысяч предписаний и составлено 2,6 тысячи протоколов об административных правонарушениях», — сообщил Асташев. По его словам, большинство этих показателей касаются проверок газового оборудования (больше тысячи протоколов). Их проводили после взрывов газа в Магнитогорске и Шахтах.

Почему «неправильно» считают начало отопительного сезона

По данным начальника госжилинспекции региона, с начала отопительного сезона в организацию поступило 453 обращения. Появился ряд запросов, касающихся начисления платы по нормативу. Из года в год людям не ясно, почему они должны платить за октябрь полную стоимость, в то время как отопление включили в середине месяца или в конце.

«Когда Ростовская область переходила на плату отопления только за отопительный период, то та цифра, которая получилась из оплаты за 12 месяцев, была поделена на семь месяцев, а не на шесть. Фактически это искусственно растянутая на седьмой месяц цифра норматива потребления услуги», — пояснил Асташев. Он добавил, что это сделано для того, чтобы снизить нагрузку на людей. «Мы платим за семь месяцев ту сумму, которая рассчитана на шесть», — заключил он.

Асташев сообщил, что при этом по-прежнему остается актуальным вопрос перерасчета платы там, где начисление происходит по нормативу. «Безусловно, в случае нарушения графика вхождения в отопительный период за каждый час, каждый день невыполнения обязанностей по обеспечению людей теплом, будет произведен перерасчет», — сообщил начальник инспекции. Он отметил, что по каждому многоквартирному дому есть график включения отопления, который согласован управляющей компанией с ресурсоснабжающей организацией.

Холодные квартиры

Согласно нормативам, в жилых помещениях должно быть 18 градусов тепла, в угловых квартирах — 20. Допустимое превышение температуры — не больше четырех градусов.

«Когда к нам люди обращаются с жалобой на холодные батареи, то мы не проверяем батареи. Мы измеряем температуру воздуха. И здесь зачастую сильное влияние оказывает работа отопительных приборов, в том числе газовых конфорок и радиаторов отопления. Мы просим на какое-то время отключить эти приборы перед тем, как инспектор приходит на замер температуры, чтобы мы могли качественно установить температуру воздуха в помещении», — рассказал начальник инспекции.

Он сообщил, что существует специальный нормативный правовой акт «Правила организации теплоснабжения Российской Федерации». «У нас с вами еще достаточно комфортная температура и не так много жалоб на качество предоставления услуги. Но я убежден, что зима все равно придет, и мы столкнемся с низкими температурами, будет больше обращений», — сообщил спикер. По его словам, указанный документ позволяет буквально в считанные часы реагировать на обращения жителей по поводу отопления, этим занимаются местные администрации. «О чем здесь идет речь? Заявка жителя о некачественном отоплении должна быть передана в ресурсоснабжающую организацию в течение трех часов, та за шесть часов должна отработать заявку, разобраться в причинах. В целом, муниципалитет в течение 24 часов должен представить жителю ответ на его обращение. То есть с момента поступления жалобы до получения ответа должно пройти не больше суток», — пояснил Асташев. Он отметил, что этот механизм пока нечасто используется жителями.

Что не так с капремонтом

По вопросам формирования фондов капитального ремонта в инспекцию поступило 524 обращения в этом году. Сотрудники организации провели 93 проверки и выдали всего 32 предписания. «В целом, в вопросах формирования фондов капремонта у нас достаточно неплохая ситуация. Мы выявляем точечные нарушения, которые касаются неправильных площадей использования, неверных данных по людям, проживающим в доме. Но системных проблем в вопросах формирования фонда капитального ремонта мы не выявляем», — заверил Павел Асташев.

Что касается проверок по качеству проведенного капремонта, то в 2019 году было 584 обращения по этому поводу. Проведено 226 проверок, 180 из них в отношении регионального оператора. Выдано 85 предписаний на устранение нарушений, из них региональному оператору — 66. «В целом, учитывая, что в плане на текущий год 1385 многоквартирных домов, то показатели достаточно неплохие. Какие основные нарушения мы фиксируем? Это нарушения о старте капремонта: велик соблазн воспользоваться средствами, особенно деньгами спецсчетов, и вместо капитального ремонта выполнить текущий. Здесь выдаем предписания, направленные на возмещение этих средств на специальном счете», — сообщил спикер.

Другими распространенными нарушениями он назвал неисполнение сроков капремонта, невыполнение заявленных работ или неверный расчет их объема. «К сожалению, остались дома, в которых принимаются недостаточные меры по устранению гарантийных обязательств прошлых лет. Мы будем доводить эту тему до конца и заставлять нерадивых подрядчиков устранять допущенные нарушения», — пообещал начальник инспекции.

Не предписания выписывать, а учить хорошо работать

Начальник инспекции рассказал, что в следующем году должны принять федеральный закон о государственном и муниципальном контроле и надзоре. «Это будет принципиально новый документ, идет много обсуждений среди профессионального сообщества, бизнеса, который является по сути инициатором закона, и жителей домов», — отметил Асташев. Теперь работа с управляющими организациями должна сместиться в сторону профилактики. «Если вы спросите у жителей, чего они хотят, то никто не ответит, что им нужны проверки управляющих организаций. Им нужно, чтобы те выполняли свои обязанности», — следует из его слов.

В целом, инспекция уже начала проводить просвещающие мероприятия для управляющих организаций. На круглом столе им рассказали, как не надо работать на примере нарушений, выявленных в 2019 году. Кроме этого, утверждено и размещено на сайте восемь руководств по предоставлению коммунальных услуг, расчета платы, содержанию общего имущества, лицензирования деятельности, проведению капитального ремонта и других вопросов.

Начальник организации отметил, что в будущем будут проверять компании, которые за предыдущие два года допустили наибольшее количество нарушений: не исполнили предписания, сорвали проверки, получили много штрафов за грубое невыполнение обязательных лицензионных требований.

«Нами сформирован план на 2020 год, в Ростовской области будет проведено 76 плановых проверок управляющих организаций. Всего 22 управляющих компаний, 17 из них — в Ростове (большинство принадлежат группе компаний „Лидер“), по одной в Новочеркасске, Таганроге, Батайске, Шахтах и Волгодонске. Всего 54 ТСЖ. Здесь более равномерное распределение на территории Ростовской области», — заключил спикер.

"