Posted 30 марта 2018, 14:50
Published 30 марта 2018, 14:50
Modified 17 сентября 2022, 15:01
Updated 17 сентября 2022, 15:01
Весенняя призывная кампания стартует в России с 1 апреля. Пока одни призывники думают, как "откосить", а другие, напротив, ищут способы, чтобы попасть в ряды российской армии, военкоматы в регионах не комментируют ситуацию до выступления главнокомандующего. Издание RostovGazeta выяснило, чего ожидать призывникам от весенней кампании, как "откосить" от армии геям, трансгендерам, а также почему не берут в солдаты дагестанцев и прочих жителей кавказских республик.
Короче
Призывная кампания в этом году может оказаться короче на месяц из-за проведения в городах России, в том числе и в Ростове-на-Дону, матчей чемпионата мира по футболу в июне-июле 2018 года – финал ЧМ-18 приходится как раз на окончание призывной кампании, сообщил RostovGazeta источник, знакомый с ситуацией в военкомате региона.
Представитель юридической компании "Призыванет.ру" Борис Лопатухин предположил, что это может быть связано с переносом из-за ЧМ сроков окончания обучения студентов в вузах страны в 2018 году. "Небольшие изменения возможны в тех городах, где будут матчи ЧМ-2018. Единственная реальная связь в том, что студентов будут отчислять несколько раньше, чем обычно, соответственно, они будут раньше терять отсрочку, и могут попасть под призыв. Понятно, что юридически кампания все равно будет проходить в тех же числах, в связи с ЧМ законы менять не будут, но физически человек будет свободен раньше, и у военкомата будет соблазн раньше его призвать", - пояснил Лопатухин.
Эксперты опасаются, что перенос сроков весенней кампании может привести к росту нарушений прав призывников. По словам генерального директора Службы помощи призывникам Алексея Опрятнова, права призывников нарушаются на всех этапах: начиная от первичной постановки на воинский учет в 16 лет. "Школьников всем классом загоняют в военкомат, особо не проверяя состояние здоровья, ставят отметку "годен". Задача стоит сэкономить время, мол, будет 18, там и разберемся. А следующие сложности возникают уже в 18 лет, когда человек приходит со справками, а ему показывают категорию годности А1, то есть "полностью годен", и спрашивают: "Что это тебе так поплохело за эти два года". Начинаются вопросы", — говорит Опрятнов.
Как пояснил сотрудник юридического отдела компании Опрятнова Николай Пресняков, среди основных нарушений военкомов – требование пройти медкомиссию вне сроков призыва, а также занижение диагнозов до так называемой степени "годности". "Особенно это касается болезней, где есть степени тяжести: сколиоз, плоскостопие, нефроптоз, ожирение и прочие", - отметил Пресняков.
По его словам, не в интересах военкомата указать также на незначительные неточности в диагнозе, которые по незнанию формулировок, подпадающих под закон, могут допустить врачи местных поликлиник. Эти неточности не позволяют потенциально больному человеку получить отсрочку от службы в армии. "К примеру, со сколиозом второй степени молодой человек может уйти служить, но если при этом у него фиксируются значительные нарушения функций организма, то это болезнь, которая дает право на получение военного билета", - подчеркнул Пресняков.
Как пояснил логику данных действий медперсонала источник RostovGazeta, близкий к военкому региона, объясняется это высокими планами по призыву и неполучением премий, если эти планы не будут выполнены. "У сотрудников военкомата небольшие зарплаты, но неплохие премии. Если они выполняют план по призыву, то получают неплохие премии, а если нет, то сидят на зарплате в 15 тысяч", - сказал собеседник агентства.
Военкомы заинтересованы в призывниках, но не в дагестанцах
Призывают не всех. Как пояснил RostovGazeta источник, зачастую не берут в армию жителей Дагестана и других республик Северного Кавказа. "Есть внутреннее неофициальное распоряжение не брать в армию дагестанцев, они очень хотят, просятся, законно отказать им не могут, просто их не вызывают в военкомат, им не направляют повесток, а если они сами приходят, то говорят: "Иди, гуляй", - отметил собеседник агентства. По его словам, исходит это еще со времен Первой и Второй Чеченской войн. "Дагестан – это малый народ, в республике много народностей и конфессий, не берут еще и по этническим соображениям, потому что служба в армии подразумевает некий риск: это и ношение оружия, и прыжки с парашютом, и погружение на глубину, и ползание по горам, конечно, круче них никто не ползает, но тем не менее. Чтобы сохранить этнос, ввели ограничения в Ингушетии, Дагестане, Чечне, да практически во всех республиках", - продолжил собеседник агентства.
По его словам, в каждую кампанию весной и осенью выделяется n-нное количество квот на каждую республику, но, поскольку желающих служить там очень много, "само государство, тем самым, порождает коррупцию в борьбе жителей Кавказа за эти места".
Как отметил гендиректор Службы помощи призывникам Алексей Опрятнов, к ним периодически поступают просьбы о помощи от жителей республик, но им отказывают, так как законного способа помочь им уйти в армию нет. Зато сами жители Ростовской области рассказали корреспонденту RostovGazeta о полузаконных способах "косить" от армии, используя дагестанскую прописку. Так еще один собеседник агентства, который попросил не называть его имени, рассказал RostovGazeta, как прописался в Дагестане, чтобы получить отсрочку от армии. Придраться к молодому человеку сложно – у него дагестанские корни, отец его дагестанец, имя и фамилия у него соответствующие. По словам источника RostovGazeta, приближенного к военкому региона, схема работает в обоих направлениях. Так, несколько дагестанцев были уличены в получении временной прописки в Ростовской области с тем, чтобы получить возможность быть призванными в армию.
Проще "откосить психу", а сложнее – гею и верующему
Опрятнов считает, что практически все призывники, которые к ним обращаются, являются негодными по состоянию здоровья. По его словам, заболевания различной степени тяжести являются самой главной причиной, чтобы не служить. Подтверждает его слова и представитель юридической компании "Призыванет.ру" Борис Лопатухин. "Основной метод получить отсрочку от армии законным способом – по состоянию здоровья. Количество этих болезней сегодня приближается к тысяче. Люди могут не знать о наличии у них такой болезни, могут знать диагноз, но не знать, что это освобождает от службы в армии, а военкомат не поспешит об этом уведомить, будьте уверены. Могут знать диагноз, но он будет записан не так, как это требуется для освобождения от службы в армии", - говорит Лопатухин.
По его словам, то, что человек внешне выглядит здоровым, еще не означает, что его болезнь не даст серьезных патологий в стрессовой ситуации во время прохождения службы в армии.
Лопатухин отметил, что проще всего "откосить" от армии "психу". "К сожалению, таких ребят, в принципе, очень много, которые, действительно, имеют психиатрическое заболевание. Мы по мере возможности стараемся им помогать", - сказал он.
По его словам, сотрудникам военкомата выгоднее говорить, что эти люди притворяются, но, как правило, все прекрасно понимают последствия заболеваний такого рода, и стараются таких ребят в армию не забирать. "Процент таких обращений к нам небольшой – в районе 5%", - отметил Лопатухин.
Совсем другая история складывается с геями. "Насчет геев, не знаю, никто не старается притвориться геем. У нас за всю практику такого не было (чтобы кто-то выставлял себя геем – прим. ред.), учитывая отношения в нашей стране к гомосексуалистам", - подчеркнул он.
Гендиректор Службы помощи призывникам Алексей Опрятнов сообщил RostovGazeta, что их компания с такими людьми не работает, поскольку доказать такое психиатрическое заболевание, как гомосексуализм, очень сложно. "Точно так же, как и религиозные основания", - сказал он. По его сведениям, по религиозным основаниям альтернативную службу в армии проходят в среднем около 5-7 человек в год. "Как мне кажется, связано это с тем, что люди просто не хотят ломать голову, идут по накатанной. Когда нужно что-то делать, чего ты не делаешь каждый день, хочется просто такого человека отфутболить", - предположил Опрятнов.
Он рассказал, что в практике службы в настоящее время есть дело члена Церкви адвентистов седьмого дня. "Мы заключили с ним договор, помогли ему осенью не уйти в армию, и сейчас добиваемся, чтобы призывная комиссия дала разрешение на то, чтобы он прошел альтернативную службу", - сказал он.
Опрошенные RostovGazeta эксперты рассказали и о незаконных методах ухода от армии. Стоимость такого билета варьируется в пределах 250 тысяч рублей (или четырех тысяч евро), а к организации процесса могут быть причастны как непосредственно сотрудники военкомата, так и медработники. "Есть врачи, которые пишут диагнозы, есть сотрудники в военкоматах, есть старший врач в областном военкомате. В Саратове не так давно меняли этих людей, я думаю, что их меняли не просто так. Это связка, от которой скачет стоимость. Цена военного билета в Саратове, например, сейчас 250 тысяч рублей, при этом это люди, которые действительно что-то делают. А есть же еще цепочка из людей, которые знают тех, кто это делает. Они же напрямую не работают, и каждый хочет на этом заработать", - рассказал RostovGazeta источник в военкоме.
По словам собеседника агентства, поскольку взятки – уголовно наказуемое деяние не только для тех, кто берет, но и для тех, кто дает, на этом зарабатывают мошенники, которые вводят в заблуждение людей. "Они говорят, что знают, кому нужно дать, деньги забирают и все на этом заканчивается. Человек пропадает. А призывник куда пойдет с этим? В полицию?" - говорит собеседник агентства.
По его словам, после того, как на взятке попадается кто-либо из сотрудников, начинают "шерстить" всех тех, кому за последние два-три года были выданы военные билеты. Нередки случаи, когда их признавали недействительными.
В последнее время в городах России начали появляться организации, предлагающие "отмазать" от армии законным способом. Стоимость таких юридических услуг в одной организации варьируется от 39 тысяч рублей до 69 тысяч, в другой уже от 68 тысяч до 150. Цена зависит от региона и от количества оказываемых услуг, а также от гарантии возврата средств в случае, если призывника все же заберут в армию. В среднем процесс доказательства, что призывник негоден, занимает от полугода до года.
Такие организации, как правило, заточены на то, чтобы выявить из почти тысячи заболеваний, освобождающих от армии, то, которое есть у призывника, и доказать это правильно собранными документами и медицинскими справками. Но бывают и обратные случаи, когда в подобные центры обращаются те, которым ранее уже удалось "откосить" от армии.
"Они сначала получили категорию, что не годен, купили по глупости, а теперь хотят устроиться на госслужбу в силовые структуры, а их не берут. Спохватились, прибегают и просят сделать так, чтобы был годен. Но это достаточно сложная история, и мы беремся только за те случаи, где мы можем помочь в рамках закона", - подытожил коммерческий директор Службы помощи призывникам Алексей Григорьев.