Posted 31 октября 2019,, 13:26

Published 31 октября 2019,, 13:26

Modified 11 сентября 2022,, 15:19

Updated 11 сентября 2022,, 15:19

Мало шансов: смогут ли вытащить из тюрьмы США ростовского летчика до 2027 года

31 октября 2019, 13:26
Ростовчанин Константин Ярошенко с 2011 года содержится в тюрьме Форт-Дикс в штате Нью-Джерси по обвинению в подготовке сговора с целью доставки крупной партии наркотиков в Америку.

Ярошенко дали 20 лет, освободиться он должен в октябре 2027 года. Два года назад, не дождавшись сына из американской тюрьмы, в Ростове от онкологии умерла мать летчика. Вашингтон за прошедшие девять лет четыре раза отказывал в депортации Ярошенко. Жена и дочь Константина продолжают все эти годы надеяться на чудо, ежемесячно отправляют ему деньги и ждут его домой. Что делают власти РФ для возвращения «политзаключенного», как называют это дело российские власти, из США, рассуждают эксперты RostovGazeta.

«Беспощадный»

Константину Ярошенко 51 год, родился он в Ростове-на-Дону. После окончания саратовского летного училища работал на Ростовском вертолётном заводе пилотом грузовых самолетов. С 1998 года Ярошенко занимался пассажирскими и грузовыми перевозками в странах Африки. Однако, как заявлял сам летчик, со времен распада СССР не перевозил грузы, а занимался экспертизой технического состояния самолетов.

18 мая 2010 года Ярошенко прилетел в Западную Африку (Либерия) на переговоры насчет нового контракта. Это сейчас жена Константина уверена, что в отношении ее мужа проводилась спланированная американцами жестокая акция.

«Это специально выманили Костю в Либерию, чтобы затем перевезти его в США и держать там в тюрьме, как политзаключенного. Это политическое дело. В этом никто уже не сомневается», — комментирует Виктория Ярошенко.

По словам Виктории, ее муж вел переговоры по приобретению самолетов для перевозки товаров из Либерии. Заказчикам требовался пилот для перевозки грузов, именно для этого россиянин и прилетел в Африку. Однако в какой-то момент летчик понял, что контракт подписать не удастся и 29 мая должен был вылететь на родину. Однако 28 мая к нему в гостиницу ворвались сотрудники американских спецслужб и два дня пытали прямо в номере. Со слов жены Ярошенко, Константина посадили на неустойчивый стул, не давая воды и еды, и требовали подписать какие-то бумаги.

Мужчина сдался, поставив подпись в документах, как позже выяснилось, это было разрешение на его вывоз из Африки в США.

Так Ярошенко оказался в Америке. Уже в сентябре 2011 года ростовчанина осудили на 20 лет тюрьмы общего режима по обвинению в подготовке сговора с целью доставки крупной партии наркотиков на американскую территорию. Операция, кстати, благодаря которой Ярошенко проводит 20 лет за решеткой, называлась «беспощадный» (Relentless).

Как сообщали тогда американские СМИ, Константину зачитали обвинительный акт, по которому он и еще восемь человек из разных стран подозреваются в незаконных поставках наркотиков в США. Обвиняемые, по версии правоохранителей Америки, пытались организовать через представителей правительства африканской страны поставки трех партий наркотика весом в четыре тонны и стоимостью в 100 миллионов долларов.

Спецслужбы доказали, что из Либерии наркотик должен был попасть в Гану, затем переправлен в США. Кроме того, суд доказал, что обвиняемые занимались перевозкой кокаина с 2007 года, хотя в Либерии Константин впервые оказался в 2010 году. Однако, несмотря на то, что ни один рейс так и не был осуществлен, Ярошенко приговорили к 20 годам лишения свободы.

«В тот момент мой муж не знал, поверхностно знал английский язык. В разговоре промелькнуло, когда между собой американцы говорили, про кокаин. Они не говорили слово „наркотики“, они сказали „перевезешь товар?“. Я слушала записи, они сказали „дипломатическая почта“. Константин ответил „перевезу, какие проблемы“. А что он согласился перевозить — „дипломатическая почта“ — подразумевается конверты, бумага… То, что они имели в виду, он не знал, он не мог догадаться об их мыслях. А они именно наркотики имели ввиду», — говорит Виктория Ярошенко.

По этому делу организатором сделки был признан нигериец Чигбо Питера, его приговорили к 30 годам лишения свободы. Еще двух фигурантов оправдали.

«По законам нашей страны квалификация его действий напрямую зависит о того, был ли он осведомлен о сути поручения. Если так называемый „курьер“ знал о сущности данного ему задания или просьбы, то для него наступает уголовная ответственность как исполнителя преступления по незаконному перемещению наркотических средств, при этом лицо, поручившее ему такую перевозку, является организатором, и несет более строгую уголовную ответственность. Действия исполнителя и организатора квалифицируются как совершенные группой лиц», — комментирует адвокат, заместитель председателя РОКА «Советник» Екатерина Водяник.

Если же «курьер» не знал о том, что в пакете, если его заверили, что там документы или иные не запрещенные к обороту предметы, если у него не было оснований не доверять лицу, давшему поручение, или он не был вправе вскрывать пакет в силу своих трудовых функций (в случае, если речь идет, например, о его работе по доставке отправлений), и в иных подобных случаях «курьер» не подлежит уголовной ответственности в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, говорит адвокат.

«По всей видимости в США, как и в России, доказать это крайне сложно. В России уже давно бремя доказывания переложено на защиту. Если у человека нашли пакет с запрещенным веществом, то следствие часто не утруждает себя в „доказывании“ того, что лицо знало о том, что находится в этом пакете. Будь добр, оправдайся сам как хочешь. Докажи, что не знал и не мог знать, что там запрещенные вещества, что был уверен, что перевозишь документы. Хотя в силу закона, как раз следствие обязано доказать обратное», — считает Водяник.

Обмен на Сноудена

За эти годы Москва не раз пыталась вернуть Ярошенко, апелляции, просьбы на депортацию или попытки обмена на заключенных в России американцев — не приводят ни к каким результатам. Здоровье летчика подорвано, о чем он сам неоднократно говорил в беседе с женой или журналистами, у него выпали зубы, проблема с желудком и артрит. Должного медицинского обследования и лечения Константин не получает, все, что он может себе позволить в тюрьме — обезболивающее.

«Проблемы со здоровьем у моего мужа начались, тогда, когда его задержали. Его же пытали, сломали кости большого пальца. Сначала он думал, что это просто ушиб и не придавал значения. А когда сделали рентген, оказалось, что был перелом со смещением. Он находился в шоковом состоянии и не обращал внимания. Завязал, чтобы боль утихла и все. А сейчас у него из-за этого развился артрит. Никакой медицинской помощи ему не оказывают в тюрьме. Ходит он сейчас даже с трудом. Все, что он может — купить обезболивающие таблетки, как наш „Анальгин“, в тюремном магазине», — делится жена летчика.

Мать Ярошенко умерла в 2017 году от онкологического заболевания. Любовь Ярошенко все эти годы боролась за сына, она умоляла российские власти обменять Константина на Эдварда Сноудена [«предатель родины», бывший сотрудник Агентства национальной безопасности (АНБ) США, который бежал из Америки и находится в России с 2013 года]. Однако ее просьбы не были услышаны.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров неоднократно поднимал тему о «похищении» российского летчика и необходимости возвращения его на родину. Крупные политики то и дело, когда в очередной раз Вашингтон отказывается выдать Константина России, начинают громко высказываться на эту тему. Но спустя какое-то время летчика снова забывают. Вот и на днях власти США спустя полгода после подачи просьбы на депортацию Ярошенко ответили отказом.

Надежда на экстрадицию

Вице-президент Международного комитета защиты прав человека Александр Ионов, комментируя RostovGazeta дело Ярошенко и Марии Бутиной, которую удалось вернуть из «лап» американского правосудия, назвал их «истории» разными.

«Бутину была обвинена по закону 1938 года об иностранных агентах. Это первый прецедент в отношении гражданина России, что по такому достаточно глупому закону человек получил реальный срок. Если бы не линия защиты Бутиной, она бы провела в тюрьме гораздо больше времени, чем это случилось. У Ярошенко ситуация другая, его поймали на территории „третьих“ стран, сфабриковали дело, вывезли, как военного преступника на территорию США и там осудили. Я читал все материалы дела, знакомился с очевидцами, в том числе с представителями антинаркотического ведомства Министерства юстиции США, вы знаете, дело „шилось“ белыми нитками. Я занимаюсь достаточно активно международной правозащитной деятельностью по линии нашего Комитета защиты прав человека и впервые сталкиваюсь с таким делом. На все четкие доказательства, предъявляемые линией защиты во время самого процесса, как суд, так и органы обвинения — федеральные прокуроры, отвечали жестким отказом и невосприятием», — говорит Ионов.

Прокурор, который осуждал Константина Ярошенко, подписывал ордера еще на десяток российских граждан, которые объявлялись в международный розыск по закрытым спискам, рассказывает Ионов.

«Поэтому вопрос Ярошенко — вопрос политический. Не раз мы общались с Министерством юстиции Соединённых Штатов, говорили: давайте осуществим равноценный обмен, мы очень хотим, чтобы Ярошенко в рамках соглашения о взаимодействии уголовных дел отбывал наказание на территории Российской Федерации, власти США отвергали полностью все предложения Министерства юстиции. Они использовали „кейс“ Ярошенко в политических целях, показывая „злых русских“, которые возят тоннами наркотики и травят американское население», — считает спикер.

В отношении Ярошенко было много выпущено заметок и статей в американской прессе, обращает внимание Ионов.

«Он был одним из первых граждан РФ, которого вывезли на территорию США и осудили на столь длительный срок. Дальше мы видели дело Романа Селезнева, Петра Левашова и так далее. И все они страдали от того, что западные спецслужбы не публикуют фамилии тех людей, которые попадают в их поле зрения и которым суды американские выдают ордена на арест», — говорит эксперт.

Попытка установить либерийских агентов, которые «вели» Константина Ярошенко, чудесным образом «испарились», рассказывает Ионов.

«Все запросы официальные, которые посылал наш МИД в Либерию, остались без ответа. Хочу отметить важность наличия в деле скудной доказательной базы. Ярошенко не был никогда до ареста в Либерии, не занимался наркотиками и оружием, он занимался обслуживаем летной техники, был пилотом, командиром воздушного судна. И осуществлял работы по своему контракту. Все, что в Америке привязали к его „кейсу“ — абсолютно неподтвержденная информация. И любая аудиозапись, которая предъявляется на суде, не несет основополагающего характера для вынесения того или иного приговора. Не было в его деле фото или видеофиксации даже», — уверен Ионов.

По словам спикера, в деле Ярошенко фигурирует страшная формулировка «покушение на преступление», летчика не поймали с поличным, его не поймали сотрудники Интерпола или Антинаркотического агентства США, сидящего за штурвалом самолета, набитого наркотическими веществами. В деле отсутствует доказательная база относительно груза, которую он должен был перевозить и места его назначения.

«Сейчас мы выискиваем возможность для материальной помощи семье Ярошенко, чтобы Константин мог питаться, оказывать себе медицинские услуги. Чтобы его содержание в тюрьме было хоть немного легче. Что касается вопроса его экстрадиции, то это вопрос, лежащий исключительно в политической плоскости. Но мы не теряем надежды, что американский Минюст выступит с инициативой, по которой осуществит обмен между заключенными американцами в России и российскими заключенными в Америке», — говорит Ионов.

Лишь через пять лет адвокат Ярошенко сможет подать заявление к американским властям с просьбой об экстрадиции лётчика в Россию. Это случится в 2025 году, если до этого власти РФ и США не договорятся насчет обмена политзаключенного. А на свободу летчик, согласно приговору, должен выйти в октябре 2027 года.

Еще она жительница Ростова 32-летняя Мария Дапирка была задержана во Вьетнаме с кокаином в чемодане. Девушку поймали в аэропорту, откуда она собиралась вылететь в Бразилию к своему мужу — нигерийцу. Чемодан ростовчанке подарил муж, внутри него оказалось двойное дно, где полицейские нашли пакет с кокаином. Мария заявила, что не знала о наркотиках. Девушку осудили пожизненно.

"