Posted 3 апреля 2019, 07:29

Published 3 апреля 2019, 07:29

Modified 17 сентября 2022, 15:55

Updated 17 сентября 2022, 15:55

Метро будет стоить Ростову годовой доходности бюджета региона

3 апреля 2019, 07:29
В Ростовской области снова вспомнили о метро, начать строительство которого планируется в ближайшие пять лет. Губернатор Василий Голубев поручил начать заниматься этим вопросом конкретно, но так ли это легко осуществить на практике?

Не секрет, что подземную магистраль в донской столице серьезно планировали еще при СССР, и если бы крах державы не произошел, то, скорее всего, ростовчане уже не один год имели возможность пересекать город в комфортной прохладе тоннелей. Специалисты того времени были отнюдь не профанами, поэтому факт подготовки ТЭО (технико-экономического обоснования) говорит о серьезных намерениях государства.

В настоящее время активно развивающийся Ростов все так же и даже больше нуждается в скоростном внеуличном транспорте. Метрополитен в его традиционном понимании является наиболее эффективным средством внутригородского сообщения, но имеет при этом "обратную сторону медали" - достаточно большие капиталовложения и сроки возведения.

Давайте вспомним, что первые участки подземок во всех городах СССР и РФ были неэффективны, высокодотируемыми и нередко возили воздух (например, Днепропетровск, где по-прежнему всего лишь шесть станций или Самарский метрополитен). Таким образом, Ростовский метрополитен сможет стать главным транспортом города только при динамичном развитии и вытягивании его линий в густонаселенные районы с увязкой с железной дорогой, транспортными хабами, местами массового трудоустройства. Можно уверенно заявить, что пять станций донскую столицу не спасут, и это надо понимать каждому.

А теперь посчитаем, можно ли в ближайшие пять лет приступить к строительству метро в Ростове? Выполнить проектирование первого участка метро из 5-8 станций не представляет какой-то сверхзадачи - подобная работа квалифицированными специалистами из профильных организаций выполняется за 2-3 года. В случае выдачи положительного заключения главгосэкспертизы город может начать разработку рабочей документации с параллельным освоением строительных площадок. Таким образом, в пятилетний срок при наличии высокого и, самое главное, стабильного уровня финансирования можно метро и спроектировать и даже начать строить. Но необходимо осознавать, что даже маленький кусочек вожделенной подземки обойдется в сумму порядка 100 миллиардов рублей, что приближается к годовой доходности бюджета всей Ростовской области. И вот теперь вопрос напрашивается сам собой: сможет ли регион себе позволить настолько дорогую стройку, которая поистине может стать стройкой века?

Рассуждаю я, безусловно, исключительно в рамках классического глубокого метро. Трамвай не рассматриваю - не справится, провозная способность его ниже в 3-4 раза.

Что касается метро облегченного, то здесь тоже не все так просто. Опыт столицы РФ показывает, что это тоже так себе решение. Вроде бы и дешевле, но проблем остается немало. Грохот от поездов, снижение инвестиционной привлекательности у прилегающих к опорам объектов недвижимости, необходимость выкупа сотен земельных участков, решение спорных вопросов в суде, вынос километров коммуникаций.

Единственное, что может ускорить процесс и приблизить к реальности строительство метро в регионе – помощь федералов. Но они, к сожалению, не будут помогать Ростову, потому что тогда обидятся другие города, включая те, где метро есть, но недоразвито.

Подпишитесь