Posted 21 августа 2017, 14:37
Published 21 августа 2017, 14:37
Modified 11 сентября 2022, 15:52
Updated 11 сентября 2022, 15:52
Документ этот затрагивает интересы тысяч семей, которые вложили свои кровные в строительство квартир, но остались и без денег, и без жилья. Компенсационный фонд призван минимизировать риски не только граждан, но и девелоперов.
Новый закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российский Федерации» значительно ужесточает требования к застройщикам. Сам компенсационный фонд, как следует из названия закона, будет публично-правовой компанией, что предполагает обязательное раскрытие информации о ее деятельности. Работа фонда (он будет контролироваться Счетной палатой), поступление и расходование финансовых ресурсов должны стать прозрачными, и это немаловажный фактор, призванный повысить доверие граждан к долевому строительству.
Сейчас действует система страхования договоров долевого участия, но, поскольку она признана неэффективной, заменить ее и призван компенсационный фонд. Причем эта старая идея властей, поначалу встреченная в штыки застройщиками, дорабатывалась совместно и вылилась в настоящий закон, который более-менее устраивает все стороны.
Давайте посмотрим, кто выигрывает от его принятия. Безусловно, дольщики. Застройщики, работающие на рынке, будут обязаны перечислять в компенсационный фонд взносы, которые составляют 1,2% от стоимости возведения дома. И, судя по всему, ставка эта будет «плавающей», законодатель оставляет за собой право пересматривать ее, но не чаще одного раза в год. Именно из компенсационного фонда дольщики получат выплаты, в значительной мере покрывающие их убытки, в случае если застройщик обанкротится и не сможет исполнить свои обязательства.
Новый закон существенно ограничит застройщика в совершении операций, которые не связаны с реализацией проекта возведения жилья. Устанавливается принцип «одна компания – одно разрешение на строительство». Из этого следует, что девелопер может создать проектную компанию, занимающуюся одним объектом. Для нее следует открыть отдельный счет в уполномоченном банке для проводки финансовых операций, связанных с конкретным проектом. А самое главное требование к застройщикам заключается в том, что на протяжении всего срока строительства их обяжут обеспечивать минимальный остаток средств на счете в банке в размере 10 процентов от проектной стоимости дома, под возведение которого привлекаются средства дольщиков. По мнению многих экспертов, это позволит свести к минимуму риски формирования пирамид, наподобие тех, что создают некоторые крупные компании по принципу «новый клиент платит за старого». Последствия краха таких пирамид поистине трагичны: например, одна обанкротившаяся московская компания оставила без жилья 30 тысяч семей в 14 регионах. На Ставрополье масштабы, конечно, скромнее, но людям от этого не легче. И давайте вспомним, что итогом строительного ЧП становится создание различных комиссий по проблемам обманутых дольщиков: власть вынуждена привлекать ресурсы, в том числе финансовые, чтобы хоть как-то помочь людям. Урегулировать такие вопросы непросто, например, в нашем крае власти вынуждены заниматься поиском инвесторов, которые закончат брошенные стройки, выделять земельные участки, предоставлять льготы по подключению коммуникаций и так далее. Некоторые компании даже на этом бизнес делают: создают проблему обманутых дольщиков, зная, что власть под напором пострадавших граждан будет вынуждена эту проблему решать.
Конечно, появление компенсационного фонда и новые требования к застройщикам облегчат жизнь чиновникам на местах, которые сегодня заняты «разруливанием» ситуацией, связанных с последствиями деятельности недобросовестных компаний.
Однако остаются вопросы: во-первых, уйдет ли в историю само понятие «обманутый дольщик», а во-вторых, как изменится строительный рынок после нововведений?
Есть все основания полагать, что закон значительно снизит риски, с которыми сталкиваются покупатели жилья. Конечно, пострадавшие будут, но теперь у них появится адрес, куда обращаться, – в компенсационный фонд. А финансовые обременения в отношении застройщиков (отчисления в фонд 1,2% от стоимости дома и постоянное резервирование 10% в банке), безусловно, не только отразятся на стоимости жилья, но и на количестве игроков, которые останутся на отраслевом рынке. Рост издержек и новые требования заставят уйти из строительного комплекса в первую очередь малые и средние фирмы, которые сдают за год один-два дома и «лишних» денег на счетах фактически не имеют. Как это отразится на конкуренции, понятно. Останутся крупные компании, и после вступления закона в силу многие уже прогнозируют 5 – 10-процентный рост цен на первичном рынке жилья. И пессимисты уже, не без оснований, пророчат снижение объемов новых строительных проектов.
Компенсационный фонд для защиты прав обманутых дольщиков будет создан уже в этом году, однако переходный период предусмотрен до июля 2018 года.