Posted 5 сентября 2017,, 12:29

Published 5 сентября 2017,, 12:29

Modified 17 сентября 2022,, 14:40

Updated 17 сентября 2022,, 14:40

Кино в России нужны офшоры

5 сентября 2017, 12:29
Скандальная история с арестом ростовского режиссера Кирилла Серебренникова, которого заподозрили в присвоении госсредств, набирает обороты, против задержания звезды уже вступились оскароносные артисты и лауреаты Нобелевской премии.

Тем временем в Ростовской области завершился третий кинофестиваль мотивационного кино Bridge of Arts, на котором организаторы и власти области договорились о возврате части затрат кинопроизводителям на съемки фильмов в регионе. Грозят ли данные договоренности новыми арестами, как режиссерское сообщество встретило информацию о задержании Серебренникова, и когда ростовский фестиваль дорастет до уровня Каннского в интервью RostovGazeta рассказала программный директор Bridge of Arts Елена Ларионова.

Елена, сейчас активно обсуждается задержание ростовского режиссера Кирилла Серебренникова. Как режиссерское сообщество встретило эту новость и как сами относитесь к аресту режиссера?

Я считаю, хватит тревожить людей искусства, оставьте их в покое. Пусть они творят. Я сильно не вчитывалась в детали этой истории, но понимаю, что там какое-то обвинение в коррупции. Такой прецедент был недавно и в другой стране.

Как встретили эту новость в режиссерском сообществе не знаю, поскольку уже долгое время живу за границей, но могу сказать, что, помимо режиссера, в кино есть еще продюсеры, другие финансово-ответственные лица. Как правило, один человек не может участвовать в финансовой части, все-таки это группа лиц. Что я сделала от себя, так это сразу подписала петицию против его задержания.

Искусство должно оставаться искусством, а политика должна быть политикой. Я очень уважаю этого режиссера, считаю его одним из самых талантливых и ведущих на российском рынке, ему нужно давать возможность творить, а его задерживают и сажают в тюрьму. Меня эти истории всегда ранят, поскольку я знаю, как они влияют на этих творческих людей, да и потом, какое впечатление складывается на международной арене после таких историй? Может это, конечно, как-то и решится, но осадок останется.

В Ростовской области уже несколько лет обсуждается идея по созданию в регионе кинокластера, съемки нескольких фильмов идут на площадке под Старочеркасском. На ваш взгляд, что необходимо сделать для того, чтобы кинопроизводителям было интересно снимать здесь кино?

Конечно, надо делать упор на кинокомиссию – это возврат налогов, когда ты вкладываешь, например, тысячу долларов в съемки фильма на территории области, включая налоги, а потом тебе государство эти 10% налогов компенсирует. Такая политика региона может поспособствовать тому, чтобы съемок на территории области было больше, потому что да, можно построить прекрасный кластер, создать инфраструктуру, но есть Москва, или, скажем, Санкт-Петербург, где тоже все есть, и снять фильм там будет дешевле, чем тратиться на транспортные расходы, чтобы привести в Ростов технику и людей. Помимо создания самого кластера, нужно давать режиссерам дополнительные опции, чтобы им было выгодно ехать сюда снимать.

Насколько распространена эта практика в Европе и мире?

Понятие full commission принято во всем мире. Почему, например, очень многие кинопроизводители приезжают снимать пустыню в Абу-Даби, где в принципе нет истории кинематографа и все только зарождается? Где Арабские Эмираты, а где Америка? Очень большое расстояние. Тем не менее, почему "Звездные войны", "Форсаж" и все те фильмы, где есть локация пустыни, снимали там? Потому что Эмираты делают большой возврат налогов, таким образом экономят бюджет картины.

Насколько сейчас дорого снять качественное кино?

Кино можно снять по-разному, можно снять вообще за три копейки, и оно будет потрясающим, а можно вложить миллион, и оно будет бездарным. Успех – непредсказуемая история. У меня есть пример, когда пазл полностью сложился: у картины был потрясающий исторический сценарий, ставил ее известный режиссер, была задействована потрясающая группа актеров, спецэффекты, очень много денег вложили в промоушн, в итоге фильм в десятке лучших на премию "Оскар", но прибыль у него была небольшая. Я работаю в кино уже 14 лет, и для меня это всегда загадка, что получится на выходе. Есть правила создания фильма, но они все равно не гарантируют результат.

В каком направлении сейчас развивается российский кинематограф?

Мне бы хотелось, чтобы было больше контента. Очень странно, что киноиндустрия в такой огромной стране может испытывать нехватку в контенте. Я допускаю, что, возможно, делается много фильмов, но мы их не видим. Они не находят выходов на кинофестивали, на владельцев кинотеатров, много картин остается на руках у тех, кто их произвел.

Как быть в этой ситуации?

Многие идут на европейские рынки, потому что российский рынок монополизирован. Есть несколько крупных продакшн-компаний с большими ресурсами, опытом, специалистами. Новым режиссерам очень тяжело пробиться. Многие идут в Европу, просят там финансирования, затем показывают свои фильмы на небольших кинофестивалях.

В кинотеатры им очень тяжело пробиться, показ – это абсолютно коммерческая штука. Кинотеатры смотрят, насколько продукт может оказаться прибыльным, делают пробные показы, и только если на эти фильмы поток людей идет, тогда ставят его в прайм-тайм. Авторское кино, например, никогда не будет таковым, потому что люди скорее пойдут на боевик, на кровь, чем на философскую драму. Есть, конечно, отдельные кинотеатры, которые специализируются на таком кино, у них своя публика, но понятно, что таких кинотеатров единицы.

Как относитесь к идее организовать бесплатные кинопоказы для людей пожилого возраста и их сопровождающих, как предложил продюсер одного из представленных на кинофестивале Bridge of Arts фильмов Клаудио Буччи? Насколько реальна эта идея для реализации в России?

Как отметил сам Клаудио Буччи, для него это больше имиджевая история, нежели прибыльная. Для имиджа это всегда хорошо, я бы так делала. Честно говоря, вообще сделала бы показы фильмов на фестивале бесплатными, но это должно быть не только решение оргкомитета фестиваля, но и решение кинотеатров. Они должны пойти на партнерские отношения с кинофестивалем, стать его полноценными спонсорами и разрешить бесплатный показ фильмов в дни фестиваля. Сейчас мы пытаемся об этом договориться с ростовскими кинотеатрами. Нужно, чтобы они прониклись идеей фестиваля. Кинотеатры должны пойти на полное спонсорство, сказать "мы спонсоры кинофестиваля и мы даем бесплатно вам залы и бесплатные билеты для людей". Но пока кинотеатры нам дают только ограниченное количество бесплатных мест, которые мы раздаем людям, партнерам.

Насколько тяжело обеспечивать фестиваль звездным составом, и что делаете в том случае, когда у кого-то, кого приглашали и на кого рассчитывали, поездка срывается в последний момент?

Это настолько обычный фестивальный процесс, что сколько бы лет я ни работала на разных фестивалях в разных странах, такие вещи происходят постоянно. Всегда накануне может поменяться фильм, может поменяться гость, кто-то пропустил рейс и не сел в самолет, кому-то стало плохо – это обычная история, не форс-мажор.

Как ищете замену?

Замену ищем быстро. Откровенно говоря, когда происходит замена человека, к этому всегда есть предпосылки, и мы уже заранее знаем, кого нам скорее всего придется заменить. Подобрать членов жюри, например, не сложно, потому что очень много звезд: актеров и режиссеров, которые хотят приехать. Проблема скорее наоборот в том, что мы не можем позвать всех.

Заменить фильм сложнее и, порой, даже невозможно, потому что есть договорные отношения с дистрибьюторами, есть оклады, доставка фильмокопий и перевод ленты – все это делается заранее.

Как относитесь к заявлению о том, что на кинофестиваль в Ростов приезжают забытые и состарившиеся звезды старых фильмов?

Это чье мнение, начнем с этого? По поводу звезд у меня вообще неоднозначное отношение, потому что, если вы спросите меня, например, кто для вас звезда киноиндустрии, я назову вам имена, которые обычный зритель скорее всего даже не знает. Для меня звезды кинематографа – это режиссеры и продюсеры, которые стоят за тем, что мы видим на экране. Для широкой аудитории звездой является, конечно, публичный человек, узнаваемое лицо – это только актеры. Как правило, зрители не знают имена режиссеров, снявших фильм.

Опять же как определить, актер забытый или нет, когда у них бывают большие паузы в карьере. Актер может сыграть в одном фильме и быть известен им всю жизнь, тогда к какой категории мы можем его отнести? Забытый он или нет?

Пригласить актера на кинофестиваль всегда сложно, особенно в летний период, потому что они все заняты, готовятся к театральному сезону. Лето – это также самый активный период для киносъемок.

В этом году на ростовский кинофестиваль не попали работы местных режиссеров. Почему?

На самом деле российского контента в этом году подавали очень мало в принципе. Здесь вот еще какая может быть позиция, когда говорят, что мой фильм не попал на кинофестиваль. Многие присылают картину за две недели до кинофестиваля, то есть в тот период, когда программа уже утверждена, когда уже отрабатывается механика организации показов. Мы даже не просматриваем эти фильмы. Существует же официальный прием заявок. У нас он открыт через веб-сайт, всегда можно подать заявку через дистрибьюторов. Однако делать это нужно заранее. Наши же кинематографисты, к сожалению, проявляют активность, но прямо накануне фестиваля. От ростовских режиссеров была всего одна заявка, но этот фильм отборочный тур не прошел.

Так как фестиваль молодой, о нем еще не все знают, мы, конечно, многих режиссеров и их фильмы привозим сами. Мы не сидим и не ждем, пока нам принесут картины, а большую часть контента нам приходится искать самим.

Не рассматривали возможность организовать отдельный кинофестиваль исключительно для российских кинолент, возможно, в качестве некоего отборочного тура перед кинофестивалем Bridge of Arts?

А зачем, если нет контента. Это только кажется, что Россия – огромная страна и здесь очень много всего производится, но по факту, если вы опросите режиссеров и дистрибьюторов, все то новое кино, которое они снимают, они либо придерживают и выпускают в прокат без участия на кинофестивалях, либо предпочитают показать на фестивалях класса "А" (условное разделение на престижные международные кинофестивали, куда входит и знаменитый Каннский кинофестиваль – прим.ред.). У нас были примеры картин, которые очень мотивационные, очень интересные, но нам не дали их на кинофестиваль, потому что они в принципе не хотят участвовать в фестивалях, пытаясь таким образом подогреть интерес к прокату.

Продюсеры, как правило, очень амбициозны. Ты предлагаешь, к примеру, взять фильм на кинофестиваль, и видишь, что у него небольшие шансы попасть в прокат или так широко показаться на других кинофестивалях, но тебе все равно отказывают, потому что ждут кинофестивалей класса "А", ждут проката, ждут еще чего-то, что потом не всегда складывается.

Если будет достаточно российского контента, то мы с удовольствием сделаем, если не отдельный фестиваль, то отдельную программу в рамках Bridge of Arts, посвященную российскому кино. Мы можем даже эти российские фильмы разделить по тематикам, но опять же нужен контент. Мы, как российский фестиваль, прежде всего, должны представлять российский кинематограф.

Почему иностранным режиссерам интересно привезти кино на ростовский кинофестиваль? Их фильмы больше никуда не берут?

Во-первых, потому, что всем иностранцам очень интересна Россия. Они понимают, что это другая культура, и если зарубежные режиссеры могут не знать всех стран постсоветского пространства, то Россию очевидно знают все. Конечно, все они мечтают выйти на российский рынок, делать копродукцию совместно с российскими кинокомпаниями, поэтому предложения, которые к ним поступают от русских кинофестивалей, им интересны.

Во-вторых, есть некое территориальное разделение, есть азиатские кинофестивали, есть кинофестивали европейские. Россия не относится ни к Азии, ни к Европе, здесь кинокартины имеют отдельную премьеру.

Учитывая, что со многими странами у Ростова нет прямых рейсов, все иностранные гости летят с пересадками в надежде познакомиться с российскими продюсерами, завести какие-то полезные контакты с целью дальнейшего сотрудничества. И это взаимный интерес. Российские режиссеры тоже заинтересованы в совместных кинопроектах с Францией, Италией, поэтому все они, безусловно, общаются на кинофестивале, у них возникают какие-то идеи, но как все это потом складывается, время покажет. Такие прецеденты у нас были и на прошлом кинофестивале. Я знаю, например, что та программа, которая показывалась в Ростове на днях испанского кино, результат совместной работы с испанскими продюсерами с предыдущего кинофестиваля.

На фестивале в этом году были впервые представлены фильмы для людей с ограниченными возможностями. Почему обратились к такому формату?

Bridge of Arts – фестиваль мотивационного кино, он активно участвует в социальных проектах. В этом году мы посчитали, что должны что-то сделать для людей с ограниченными возможностями. По стечению обстоятельств у нас, кроме идеи, в этом году появилась также техническая возможность это сделать. На фестивале было представлено два фильма с тифлокомментированием (кратким описанием для слабовидящих – прим.ред.). Как это происходит на практике? Специалист в лаборатории записывает комментарии к фильму, его копия поступает в кинотеатры, на входе слабовидящему человеку выдается специальная аппаратура, с помощью которой он может смотреть фильм наравне с другими зрителями.

Когда ростовский кинофестиваль Bridge of Arts может оказаться наравне с Каннским кинофестивалем и другими фестивалями класса "А"?

Нашему фестивалю еще надо расти и расти, он очень молодой – всего третий год. Чтобы о фестивале узнали нужно лет пять. Нужно соответствовать стандартам по качеству кинотеатров, по условиям показа, по количеству фильмов, по количеству программ, по количеству приглашаемых гостей. Существует регламент, который должен фестиваль соблюсти, чтобы войти в класс "А", это очень долгий процесс. Через два года мы однозначно таким фестивалем не станем, но лет через десять, если будет все рационально делаться, будет хорошая финансовая поддержка, то можно попытаться.

Насколько участие в фестивалях для фильма влияет на дальнейшую его судьбу?

Это важно для возврата инвестиций. Я понимаю, что когда режиссер снимает фильм, он самовыражается, а у продюсера потом головная боль, как вернуть эти инвестиции. Хорошо, если эти деньги взяли из фондов и они невозвратные, но часто тебе нужно вернуть то, что ты взял с прибылью. В этом случае помогают фестивали, прокат. На кинофестивалях, к тому же, есть и денежные призы. Я буду серьезно говорить с организаторами ростовского фестиваля, потому что считаю, что такое вознаграждение, даже самое минимальное, должно обязательно быть, особенно, когда фестиваль молодой.

Вы бы хотели сняться в кино?
"