Ужасы завели рынок квестов Ростова в тупик

Ужасы завели рынок квестов Ростова в тупик
Интервью

16 июля 2018, 15:24
Фото: kvestbook.com
Число квестов в реальности (команда выбирается из комнаты, разгадывая головоломки) в Ростове-на-Дону за несколько лет выросло в десятки раз, превратив этот вид развлечения из экзотики просто в один из способов провести вечер. При этом основной рост пришелся на низкокачественные игры.

О том, кто зарабатывает на кризисе рынка, сколько стоит открыть квест и как быстро он окупится, а также о том, кто действительно зарабатывает в этом бизнесе в интервью RostovGazeta рассказал создатель одного из первых квестов в Ростове, руководитель компании "Квеструм" Дмитрий Михайленко.

Какие виды квестов сегодня есть в Ростове и куда двигается этот рынок?

В Ростове, как и в других регионах, представлены классические квесты, ужастики, которые бывают с актерами или без них, а также детские, которых единицы.

В Ростове около 75 квестов, из них сегодня 45-50% ужастиков. Это тенденция последнего времени, потому что открывать "ужасы" намного дешевле, так как не надо платить аренду на время строительства комнаты и создание загадок, а можно просто снять грязный подвал, раскидать атрибуты, нанять безумного актера, выключить свет – вот и весь секрет. Проблема в том, что игроки сами хотят страшные квесты, и организаторы это видят. Они делают разовые объекты: попугали, не получилось, закрыли. Все это негативно влияет на индустрию в целом, так как, если люди приходят впервые на плохой квест, то больше не пойдут на другой.

Хоррор квест
Видео: Сфера Квестовyoutube.com

Как отличить хороший квест от плохого?

Главный показатель — если человек получил яркие эмоции, значит, это квест хороший. Чтобы игроку понравилось, его нужно немного испугать, удивить, развеселить. Для нас также важно наличие оригинального дизайна, интересного сценария, необычных инженерных решений — с умеренной степенью сложности. Мы пытаемся вызывать эмоции не актерами, а внешними эффектами, чуть страха, удивления.

Квесты продолжают открываться?

Был момент, когда их открывалось очень много, каждый месяц, но сейчас уже не так часто. Бюджет самых первых квестов в Ростове составлял от 200 до 400 тысяч рублей со сроком окупаемости от нескольких месяцев до полугода. Загрузка тогда даже на самые простенькие квесты была очень высокая, так как их было очень мало. Нередко квест отбивался несколько раз, пока его не закрывали. Сейчас ситуация сильно изменилась. Возможно, люди поняли, что это не настолько прибыльный бизнес и с ним много проблем. Также перестали появляться новые ужастики, пошла другая тенденция - одни и те же ужасы переделываются, называются по-другому и вот вам, пожалуйста, открылся новый квест. Люди, особенно новички, естественно, этого не замечают. Рынок не развивается, прибыльность сильно упала.

Насколько выросла минимальная окупаемость?

Сейчас до года в лучшем случае. Стало больше конкурентов, и люди стали распыляться. Например, у нас сезон – это Новый год, и в этом году почти у всех было падение, примерно на 40%. Такого никогда не было.

Что будет дальше?

Останутся квесты, которые нравятся людям, и которые могут себя продавать, остальные будут открываться-закрываться. Если из существующих останется примерно половина, то это будет хорошо. Для новых игроков можно обновлять старые квесты, а для опытных необходимо создавать новые.

Как создаются квесты? Откуда берутся идеи и на какую прибыль можно рассчитывать?

Здесь все очень индивидуально, так как каждый придумывает свой проект сам. У человека возникает идея в голове, он делает этот квест, а там уже заинтересует людей он или нет, никто не знает. Также автор, если он уже делал квесты, обращает внимание на то, сколько команд прошло, с чем хуже справляются, а с чем лучше, и уже от этого и отталкивается.

Мы начинали создавать в Ростове квесты одними из первых, то есть про них еще никто не знал. Была идея, да, но никто не знал, что из этого получится, поэтому никаких планов по поводу окупаемости не строили. Потом, когда это все начало постепенно развиваться, можно было оценивать результаты, но сравнивать то, что было тогда и сейчас, нельзя, потому что это небо и земля. Здесь важно понимать, что стоимость не всегда означает качество, то есть, если квест внешне выглядит дорого, то это не значит, что он зайдет. Сегодня никто не хочет вкладывать большие деньги, потому что никому неизвестно, будет это пользоваться популярностью у людей или нет.

Сейчас, когда у вас уже есть опыт, вы к этому относитесь как к проекту, который может принести прибыль?

Да, ведь это проект в любом случае для того, чтобы заработать деньги.

Так какой должен быть примерно бюджет для того, чтобы открыть квест?

Если без франшизы, то на создание хорошего квеста понадобится 500 тысяч рублей. В эту сумму входит аренда помещения на полгода (время на постройку, цена от 200 до 400 рублей за квадратный метр), стройматериалы, электроника и найм актеров, если они есть. Но время на создание игры можно сократить до трех месяцев, если купить франшизу.

Что такое франшиза?

Франшиза – это договор организатора квеста с компанией, которая предоставляет ему готовый сценарий, дает инструкцию, говорит, что нужно покупать, то есть берет на себя создание квеста. В данном случае проект дорожает, так как необходимо оплатить франшизу - 250-300 тысяч рублей, а потом продолжить платить взносы - 10-15% от выручки. Это, с одной стороны, очень удобно, так как сокращается срок строительства, но, с другой стороны, человек платит больше денег, и не факт, что этот квест зайдет. Также есть известные бренды, которые не только помогают со сценарием, но и предоставляют людей, помогающих с организацией.

В Ростове есть франшизные квесты?

Да, есть, они очень качественные, так как у организаторов есть обязательство перед компаний сделать качественно и дорого, поэтому они стараются делать по максимуму, ведь вложены большие деньги, примерно миллион рублей. Но в Ростове были и примеры, когда по франшизе открывалась целая серия квест-комнат, которые по разным причинам не зашли.

Как пишется сценарий квеста? Откуда берутся загадки?

В Сети полно загадок, головоломок, сюжетов из книг, и все они в итоге просто компилируются. Кто-то, наоборот, придумывает загадки и ищет уже под них сюжет.

А у вас какая стратегия?

У нас общее: мой напарник пишет загадки, а я продумываю сюжет, и, наоборот.

Какие проблемы рынка сегодня характерны для России в целом?

Есть агрегаторы, которые существует по всей России, не только в Ростове. Это сайт, где собраны все квесты, то есть ты попадаешь к ним, бронируешь через их сайт, а мы платим им 30% от заказа за то, что клиент попал не на наш сайт, а на их. Они забили своим сайтом все верхние позиции в поиске в Интернете, а наши сайты - на самых низких. Поэтому, если какой-то квест из Ростова не находится на их агрегаторе, то найти его будет нереально.

По вашему мнению, это правильная политика?

Нет, конечно, это ненормально, особенно платить им 30% от выручки. Они считают, что дарят нам новых клиентов, но по факту, они, наоборот, забирают тех клиентов, которые ходят на эти квесты. Этот бизнес даже круче создания квестов, так как по факту люди ничего не делают, но получают деньги. Они сделают все, чтобы клиент не попал к организатору, который не платит им. Хорошо, если человек знает конкретный квест, то тогда сможет найти, но если он ищет по запросу просто "квесты в Ростове", то его сразу перебросит на этот сайт.

Вы пытались бороться с ними?

Конечно, собирались владельцами квестов в Ростове, чтобы уйти из этого агрегатора, было много идей, ушли, но потом все равно пришлось вернуться обратно. Нас не было полгода, примерно, и за это время поток клиентов незначительно, но упал, пытались восполнять, но в какой-то момент поняли, что надо возвращаться. Мы слишком поздно решили уйти, потому что многие квесты уже привыкли, что за них привлекают клиентов, то есть забыли, как себя рекламировать. До агрегатора каждый крутился самостоятельно: придумывали акции, рекламу, а потом все забыли.

Куда двигается рынок?

Сейчас создаются новые виды квестов в очках виртуальной реальности, примерно то же самое, что компьютерные игры. Есть специальные разработчики, которые это делают. Это новая тенденция, которая будет развиваться. В Ростове есть несколько таких квестов, но я не вижу, чтобы они пользовались популярностью. Это какой-то такой новый формат, который пока не зашел.

А мировые тенденции? Чем отличается рынок квестов в России и на Западе?

В России самый крутой в мире рынок квестов. Кто-то говорит, что Россия задает на тенденции, а не Запад, и это, действительно так. Рынок в России развивался намного быстрее, чем в Европе и на Западе, какой смысл смотреть на них, если они смотрят на нас. У нас много компаний, высокая конкуренция, очень высокое качество комнат, которых нет ни в Европе, ни в США. Много оригинальных и необычных форматов. Но сама индустрия очень закрыта. Компании стараются не раскрывать контакты людей, с которыми работают. На Западе дела обстоят иначе. В США даже проводят целые конференции по строительству квестов, есть несколько больших сообществ в Facebook.

Вы посещаете квесты?
Опрос
Да
Нет
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter