Posted 17 октября 2018,, 10:19

Published 17 октября 2018,, 10:19

Modified 17 сентября 2022,, 15:30

Updated 17 сентября 2022,, 15:30

В Ростовской области от пожаров защищают в теории, а не на практике

17 октября 2018, 10:19
В Ростовской области полностью отсутствует информационная и профилактическая работа с населением по соблюдению требований пожарной безопасности, однако денег на это выделяют больше, чем на саму защиту.

В интервью RostovGazeta об этом, а также о том, кто должен нести ответственность за проблемы с пожарной безопасностью, почему в регионе низкая техническая обеспеченность пожарных частей, рассказал заместитель полномочного представителя президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Леонид Беляк.

Леонид Леонтьевич, какая картина складывается по количеству пожаров на территории Ростовской области за последние три года? В каких районах региона были отмечены самые крупные возгорания?

За неполных три года (2016, 2017 и 8 месяцев 2018) на территории городов и районов области произошло 6 539 пожаров, при которых погибло 540 человек. В этот же период произошло 5474 загорания сухой растительности на общей площади 910,6 гектара. Особенно крупные пожары имели место в 2017 году в г.Ростове-на-Дону и в Усть-Донецком районе области. Эти события вызвали широкий общественный резонанс, освещались региональными и центральными средствами массовой информации, в сети Интернет. В начале сентября 2018 года только на территории Азовского района области возникли два мощных ландшафтных пожара, угрожавших населенным пунктам.

А какие на сегодняшний день существуют проблемы, связанные с обеспечением пожарной безопасности?

Обозначился круг ключевых проблем и среди них – вопросы профилактики пожаров, деятельность должностных лиц всех уровней по обеспечению пожарной безопасности, достаточность сил и средств пожаротушения, в частности, техническая обеспеченность подразделений пожарной охраны, состояние источников водоснабжения в населенных пунктах, эффективность надзорной деятельности и административной практики. Крайне негативно влияют на организацию противопожарной профилактики и пожаротушения нарушения градостроительного, земельного, жилищно-коммунального законодательства, создающие обстановку неразберихи, бесконтрольности и технической запущенности противопожарного комплекса.

Кто должен нести обязательство за организацию противопожарных мероприятий? Кто уже понес наказание?

Согласно действующему законодательству, полнота ответственности лежит на органах исполнительной власти. Однако, как правило, за просчеты ее несут руководители органов местного самоуправления низового звена. Так, в текущем году привлечены к административной ответственности глава Юловского сельского поселения Целинского района Грешнов И.Н., глава администрации Среднеегорлыкского сельского поселения Целинского района Польшина Т.Г., глава администрации Балко-Грузского сельского поселения Егорлыкского района Шаповалова администрации Старостаничного сельского поселения Каменского района Куртенок Н.П., глава администрации Киселевского сельского поселения Красносулинского района Каралкин О.И.

Уголовная ответственность предусмотрена?

Лишь после крупного лесного пожара в Усть-Донецком районе, причинившего ущерб на сумму более 4 млрд. рублей и уничтожения пожаром сотен домов в г.Ростове-на-Дону в 2017 году был поставлен вопрос об уголовной ответственности должностных лиц более высокого ранга за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей по организации противопожарной работы. Однако, пока по истечении года после возбуждения уголовные дела все еще расследуются. Следует обратить внимание на необходимость повышения эффективности взаимодействия на территории области подразделений дознания МЧС России с оперативными и следственными подразделениями МВД России, СК России.

Это вынужденная мера привлечения к ответственности виновных?

В условиях безнаказанности за развал противопожарного контроля нарушения приобретают массовый хронический характер. Об этом свидетельствует тот факт, что буквально через месяц после масштабного пожара в Кировском и пролетарском районах г.Ростова- на-Дону загорелось многоэтажное здание частной гостиницы. В этом пожаре погибли два человека. А затем в областном центре произошло еще несколько загораний торговых и складских помещений.

Леонид Леонтьевич, сколько было проведено проверок? Каковы их результаты?

За последние три года территориальными органами надзорной деятельности МЧС было проведено более 500 проверок, которыми охвачены практически все муниципальные образования Ростовской области. Из них результативными с точки зрения вскрытых нарушений и принятых мер реагирования оказалась лишь половина. Привлечены к административной ответственности 183 должностных лица и 49 юридических лиц. Повсеместно проверками из года в год фиксируется низкая эффективность взаимодействия уполномоченных служб, слабая техническая оснащенность, неподготовленность руководителей к действиям в экстремальных условиях, формализм планов профилактики пожаров, а также систематическое не исполнение органами местного самоуправления нормативных документов в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Насколько эффективно распределяются средства, направленные на мероприятия по обеспечению пожарной безопасности?

Финансирование осуществляются планово и средства консолидированного бюджета Ростовской области осваиваются на 100%. За период 2016, 2017 и 8 мес. 2018 г. объем финансовых средств на указанные нужды составил 1 млрд. 979 млн. 20 тыс. рублей. В указанный период в соответствии с госпрограммой Ростовской области «Защита населения территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» осуществлено приобретение и поставка полного запланированной пожарной техники. Это составило шесть единиц пожарных автомобилей и 45 единиц иной техники, предназначенной для тушения пожаров.

Что с техническим обеспечением противопожарных служб?

Каждый раз при тушении того или иного ландшафтного пожара возникают проблемы низкой технической обеспеченности и отсутствия противопожарной инфраструктуры. В населенных пунктах имеющееся оборудование нередко находится в запущенном состоянии. Например, не первый год горят степи и водная растительность в Азовском районе. Каждый год даются рекомендации оборудовать станичные пожарные гидранты, переоборудовать хуторскую водокачку, увеличить число поселковых добровольных пожарных до 10 человек, предлагается районным властям поразмыслить и подготовить иные предложения, как сладить со сложившейся в районе критической пожароопасной ситуацией. Все это давно должно было делаться в рамках местных программ предупреждения пожаров и организации быстрого их тушения, а не реагирования на уже произошедшие события.

Какая работа в этом направлении ведется с населением? Насколько она эффективна? Каковы ее результаты?

В области слабо ведется информационная и профилактическая работа с населением. В городах и районах области практически отсутствует современная наглядная агитация противопожарной направленности. На телевидении и в региональных СМИ нет постоянных рубрик, посвященных деятельности подразделений пожарной охраны, вопросам профилактики пожаров, обучения населения действиям в экстремальных ситуациях. Это по меньшей мере странно, поскольку в бюджете Ростовской области на 2017 год на средства массовой информации было предусмотрено 436 млн. 422,9 тыс. рублей, что превышает объем средств, направленных на обеспечение пожарной безопасности в этом же году (308,11 млн. рублей).

О том, насколько низка эффективность обучения населения мерам пожарной безопасности и правовой пропаганды в этой сфере среди населения свидетельствует не снижающийся постоянно высокий уровень ландшафтных пожаров, вызванных сжиганием сухой растительности и бытового мусора. Серьезной до настоящего времени не решенной проблемой остается бездействие общественных противопожарных формирований. Многие из них существуют декларативно при отсутствии поддержки и организующей роли со стороны местных органов исполнительной власти. Действенная противопожарная работа включает в себя также эффективное нормативно-правовое сопровождение отношений органов исполнительной власти с правообладателями земельных участков, арендаторами земель застройщиками в городах и районах области, иными хозяйствующими субъектами.

Что необходимо изменить?

Надлежит исключить реализацию инвестиционных, строительных и иных хозяйственных проектов без гарантированного обеспечения противопожарной безопасности со стороны договорных контрагентов. С этой целью нуждается в срочной корректировке деятельность региональных органов МЧС, строительного и жилищного надзора, необходимо совершенствовать договорную практику аренды земель лесного фонда, водных акваторий повышенного пожарного риска.

Органы МЧС России по Ростовской области располагают объемными материалами по проблемным вопросам предупреждения пожаров, о недостатках и правонарушениях в этой сфере. Беда состоит не в том, что в текущий период сокращены контрольные полномочия МЧС по количеству проверок, а в том, что реализация остающихся достаточно весомых надзорных обязанностей осуществляется непоследовательно и неадекватно складывающейся пожароопасной ситуации.

Как это проявляется?

Предельно ослаблен спрос с руководителей органов местного самоуправления и областных структур исполнительной власти, редко инициируются вопросы их персональной административной и иной ответственности. Практика применения административных и других правовых санкций не соответствует тяжести угроз от неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, причиненному ежегодными пожарами.

После трагедии, произошедшей в г.Кемерово, где в торговом центре «Зимняя вишня» при пожаре погибло большое число людей, по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Ростовской области в текущем году за короткий срок повсеместно проведены массовые комиссионные проверки. Выявлены тысячи нарушений противопожарных правил, каждое из которых несло в себе опасность возникновения загорания либо препятствовало бы его эффективной ликвидации и спасению людей. Областные контрольно-надзорные органы отчитались о значительном числе наказанных за нарушение противопожарных нормативов хозяйствующих субъектов. Объем нарушений и их характер свидетельствуют о системных условиях и причинах, коренящихся в нарушениях градостроительного, земельного и антикоррупционного законодательства. Но до этих глубин областные проверки так и не дошли. Остались вне поля внимания и системные вопросы возникновения массовых ландшафтных пожаров, так как поручение Генпрокуратуры касалось только проверок на объектах с массовым пребыванием людей.

Какие мероприятия проводятся в этом направлении?

В апреле 2018 года под председательством В.В.Устинова состоялось заседание Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, на котором в преддверии пожароопасного периода был рассмотрен вопрос «О повышении эффективности взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, и органами местного самоуправления в сфере предотвращения пожаров и иных чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий, а также о ходе выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 октября 2017 г. № Пр-2107».

Леонид Леонтьевич, что рассматривалось на этом заседании?

Уже сама постановка вопроса повестки дня обозначила глобальную проблему – повышение эффективности взаимодействия в этой очень важной работе по обеспечению безопасности и жизнедеятельности населения. В ходе обсуждения было отмечено, что в последние годы на заседаниях коллегиальных органов неоднократно рассматривались вопросы совершенствования системы предупреждения и тушения пожаров, акцентировалось внимание руководителей на нерешенные проблемы в данной сфере, вырабатывались дополнительные меры профилактического и организационного характера. Однако исполнение ранее принятых решений «пробуксовывает». Размах бедствий, вызванных пожарами, не сокращается. Особенно обращалось внимание на сложную ситуацию в Ростовской области.

За летний период текущего года пожароопасность в регионе не снизилась. Очевидно, что есть серьезный повод для большого и глубокого анализа состояния дел в области и оперативного реагирования на создавшуюся ситуацию со стороны руководства органами исполнительной власти Ростовской области и областных контрольно-надзорных ведомств и следственных органов. Ведь реализация масштабных областных программ по безопасному городу, благоприятной среде, борьбе с коррупцией немыслима без наведения порядка в противопожарной работе.

"