Posted 19 марта 2019,, 12:22

Published 19 марта 2019,, 12:22

Modified 11 сентября 2022,, 09:32

Updated 11 сентября 2022,, 09:32

"Грустно, когда резную историческую дверь меняют на китайскую железную"

19 марта 2019, 12:22
Бывший главный инженер "Ростов-Арены" Ростислав Кремнев дошел до полуфинала конкурса "Лидеры России". В финал Кремнев не попал, но уже сейчас он планирует участвовать в конкурсе еще раз.

Инженер приехал в Ростов за восемь месяцев до сдачи стадиона. Он сопровождал приемку "Ростов-Арены", работал во время игр ЧМ-2018 и концерта Басты. О том, с какими проблемами сталкивались при сдаче стадиона, почему можно провалиться в конкурсе, какие социальные проекты нужны городу и от чего становится грустно в Ростове, RostovGazeta рассказал сам Кремнев.

Вы в первый раз участвуете в конкурсе?

Я второй раз участвовал, в прошлый раз не прошел в полуфинал. Не сдал стресс-тест, в котором нужно было в кратчайшие сроки решить математические и логические задачи. Это было совершенно неожиданно, и я не успел сориентироваться. В этом году мне удалось дойти до полуфинала.

Проходили какую-то особую подготовку?

Только самоподготовка, которая заняла достаточно много времени. С Нового года я не работаю, закончил проект на "Ростов-Арене", и около двух месяцев я готовился практически постоянно. Я посетил Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, изучал историю России, бизнес-литературу, экономику, право, художественную литературу и прочее. В суете рабочих будней и домашних забот редко удается найти время для изучения истории и культуры нашей страны. Так я открыл для себя поэзию Федора Тютчева. Думаю, что конкурс принес что-то новое в жизнь каждого участника, дав повод вспомнить великие события и имена нашей истории.

Сами конкурсные процедуры тоже заняли время: полуфинал (второй этап конкурса - RostovGazeta) - три дня, плюс заочное тестирование (первый этап - RostovGazeta). На разных этапах необходимо было подготовить эссе, пройти тесты на общие знания о России, вербальные и числовые способности, логическое мышление, управленческий потенциал и прочее. Причем вопросы самые неожиданные. Их содержание я, к сожалению, не могу озвучивать. Но это была очень детальная информация: указать название и автора произведения русской литературы по его отрывку или назвать, в каких фильмах снимались какие актеры. Конечно, мне как техническому руководителю, сложнее всего дались гуманитарные вопросы.

Почему решили участвовать в "Лидерах России"?

Надеялся получить новый опыт, и я его получил. Почти 15 лет работаю руководителем в разных структурах, постоянно стараюсь повышать квалификацию, регулярно меняю направления деятельности. Хотел узнать, каких компетенций мне не хватает, получить рекомендации по дальнейшему развитию. Я получил отчет о себе. Думаю, что он объективный, и мне есть над чем работать. Есть ряд управленческой бизнес-литературы, которую нужно прочитать.

В конкурсе участвовало более 250 тысяч действующих руководителей. Думаю, многим из них удалось выявить слабые места и получить индивидуальные рекомендации по дальнейшему развитию.

Буду участвовать еще. Уверен, что стал интересней, за счет того, что готовился не только как специалист, но и как отец своих детей. Конечно, для меня важно становиться интереснее и для них. В случае победы воспользуюсь возможностью получить образование. Это будет, скорее всего, юридическое или образование в области государственной службы.

Кого вы считали вашими основными конкурентами?

Там нет конкурентов, там смотрят, насколько ты командный игрок. Оценивались способности работать в команде, умение договориться, отдать свою идею другим людям, которые разбираются в предмете лучше или способны ее развить. Конечно, все хотели выиграть. Но так, чтобы это было явно, кто-то пытался перекричать кого-то, такого не было.

Меня впечатлили все участники, с которыми я общался. Но на тот момент мы не знали, по каким критериям нас оценивают, поэтому все показывали самые разные способности. Кто-то ориентировался в бизнесе, кто-то - в законодательстве, кто-то брал на себя ответственность за координацию команды, за общий доклад. Были и творческие задачи, кто-то показывал себя в них.

Каждый участник представлял социальные проекты. Над чем работали вы?

Попробовал обратить внимание общественности и архитекторов на вопросы архитектурного наследия Ростова-на-Дону. Я родился и долгое время жил в Санкт-Петербурге, и когда приехал в Ростов, то не мог не обратить внимание на состояние памятников архитектуры и истории города. Ростов-на-Дону - неповторимый город со своей уникальной историей, которую мы должны сохранить. Когда видишь, как историческая резная дверь превращается в китайскую железную или историческая кирпичная кладка попросту заштукатуривается, становится довольно грустно.

Также меня волнует вопрос доступной среды. У меня трое детей, почти десять лет хожу с коляской, поэтому не мог не заметить эту проблему. В Сочи и Петербурге этому вопросу уделяют больше внимания. Но я убежден, что это вопрос времени, и в скором будущем Ростов станет одинаково доступным для всех его жителей. Наши инициативы уже дали определенный эффект, и, насколько мне известно, в этом году пройдут мероприятия на тему доступной среды на знаковых объектах города. Кроме того, я довольно давно, так или иначе, сталкиваюсь с проблемами маломобильных групп населения в нашей стране. В свое время реализовывал проект модернизации домов престарелых и инвалидов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. У меня у самого в семье есть люди старшего возраста, которые в силу недоступности наших городов не могут выходить на улицу. То есть люди, заболев, по 20 лет сидят дома. Еще я работал во время подготовки к Олимпийским играм в Сочи, а Сочи - это вообще эталон доступной среды. С помощью международных наблюдателей, местных инициативных групп этот вопрос был решен очень серьезно, также как и на стадионе "Ростов-Арена". Я был на заключительных этапах строительства, моей задачей была техническая приемка и организация чемпионата мира 2018. И тут мы совместно с экспертами ФИФА, нашими жителям Ростова, колясочниками и людьми с другими формами инвалидности, смогли сделать "Ростов-Арену" одинаково удобной для всех болельщиков.

В феврале мы провели круглый стол, посвященный проблемам безбарьерной среды нашего города. Там совместно с инициативной группой людей с инвалидностью, молодыми архитекторами обсудили возможные мероприятия, усиливающие существующие планы по созданию безбарьерной среды города. Такие, как например, участие маломобильных групп населения в строительной приемке объектов в части доступной среды.

Еще не хватает информации по доступным местам. Инвалид-колясочник или инвалид по зрению хочет попасть в какое-то лечебное учреждение, и у него нет ресурса, чтобы посмотреть, насколько этот объект для него доступен. Мы работаем над созданием реестра мест, в которые люди с ограничениями по здоровью могут попасть. Это будет полезно и с точки зрения туризма, и с точки зрения комфорта жителей. В дальнейшем, так как моя супруга занимается картами, мы подумаем о создании карты, а может быть, и приложение для смартфонов. Но это более сложная работа, на нее нужно будет получить грант.

Какие места в Ростове недоступны людям с инвалидностью?

Как мне рассказал руководитель инициативной группы Федор Тахтамышев, сложно попасть в кинотеатр "Чарли Сокол", ДК "Ростсельмаш", Молодежный театр, в парке Горького нет туалетов для маломобильных групп населения. На набережной нет спуска для колясочников на теплоход, их приходится нести на руках.

Вы начали работу на стадионе за восемь месяцев до сдачи. В каком виде он был? Приходилось ли что-то срочно менять?

Я приступил к работе в должности главного инженера по эксплуатации, и моя задача была сформировать команду, которая будет способна провести чемпионат мира 2018 на высочайшем уровне. На этапе строительства на стадионе работала команда профессионалов: проектировщики, строители, организаторы. Конечно, мне приходилось принимать участие в приемке, инициировать корректировки, опираясь на опыт строительства олимпийских объектов.

В первую очередь мы отрабатывали доступность и безопасность. И сейчас можно сказать, что это один из лучших объектов в Ростове с этих точек зрения. На стадионе сделано много для маломобильных групп населения: пандусы, контрастные таблички для слабовидящих, шрифты Брайля, подъемники, лифты. На отдельных трибунах есть слуховые петли для слабослышащих, светозвуковое оповещение о чрезвычайной ситуации. Санузлы оборудованы по полной: различные крючки, поручни, опоры, усиленные крепления всего оборудования, чтобы можно было облокотиться на него. Там же и адресная вызывная сигнализация, чтобы персонал мог помочь человеку. Есть зоны безопасности для инвалидов - если человек не может выбраться с верхних этажей, то в этих местах он может дождаться помощи, связаться со спасателями.

С какими сложностями сталкивались при строительстве стадиона?

Очень сложные вопросы окончания строительства и начала мероприятий уровня чемпионата. Организаторы заходят, строители уходят, эксплуатация учится. Здание уникальное, аналогов в регионе нет. Эксплуатирующий персонал преимущественно формировали из местных жителей, всем пришлось обучиться в кратчайшие сроки работе на современнейшем оборудовании, да еще и по требованиям и под наблюдением ФИФА. Хотелось пригласить готовых специалистов из других регионов, но мы проявили социальную ответственность и сформировали команду из местных ростовчан.

В целом все вопросы, касающиеся организации проведения мероприятий, обучения специалистов мы решили до чемпионата мира. Однако на новом объекте и в период ЧМ случались казусы. К примеру, во время матча между сборными Уругвая и Саудовской Аравии во втором тайме в связи с экстремально жаркими погодными условиями начался нагрев систем, обеспечивающих работу спортивного освещения, необходимого для качественной трансляции матча всему миру. Наша команда в срочном порядке развернула мобильные системы вентиляции и, благодаря слаженной работе, нам удалось избежать проблем. Ночью перед матчем Бразилия-Швейцария возникла угроза незначительного подтопления мест прохода зрителей и зон обслуживания международного теле- и радиовещательного оборудования. Моментально развернулась группа "РостовВодоканал", МЧС, эксплуатация стадиона и за пару часов от проблемы не осталось и следа.

В целом хочу отметить, что с такой инициативной, квалифицированной и вовлеченной командой мы запросто провели бы еще один чемпионат мира.

Вы проводили концерт Басты на стадионе. Почему возникли проблемы с газоном?

На концерте Басты не было проблем с газоном, были опасения за него. Газон ввели в спячку, обработали реагентами. Мы с нашими агрономами дали организаторам концерта четыре дня, в течение которых газон мог быть накрыт защитным материалом, позволяющим находиться на нем зрителям. Были приглашены агрономы из Москвы, у которых был опыт проведения подобных мероприятий. Все рабочие на поле в обязательном порядке надевали бахилы, чтобы не занести грибок. На укрытии было задействовано около 40 человек.

Снятие покрытия началось максимум через минут 20 после того, как концерт закончился и вышли зрители. Были кое-где места, в которых газон требовал внимания. Уже через неделю, к футбольному матчу, все вопросы были решены.

Зимой, кстати, газон не вводился в спячку. Газон обработали реагентами, замедляющими рост травы, обеспечили поддержание температуры корневой системы на уровне 5-15 градусов, после снегопадов удаляли снег, в морозные дни накрывали поле специальным одеялом. Перед началом сезона активно использовали лампы искусственной досветки, тем самым ускоряя рост травы.

Посетители стадиона и коллеги-журналисты жаловались, что после ЧМ не во всем здании есть горячая вода. С чем это связано?

Были различные вопросы, все они своевременно решались. Что касается режимов водоразбора, то какие-то подстройки системы делали в период перерывов между таймами, так как в отличии от жилого дома или торгового центра реальный рабочий режим создается только в перерыве, когда зрители пользуются туалетами.

Чем для вас отличалась Олимпиада-2014 от ЧМ-2018?

На Олимпиаде я осуществлял логистику, был руководителем службы эксплуатации главного распределительного центра Олимпийских игр. Все, что касалось Олимпиады, приходило на наши склады. Мы их построили, и мы их использовали. Также я был техническим руководителем пятизвездочного отеля в центре Сочи.

Для меня ЧМ прошел более спокойно, чувствовал себя значительно более уверенным. Я понимал, что делаю, передавал свой опыт участия в Олимпиаде. Многие опытные организаторы поступали также, поэтому и результат был безупречным. Кстати, говоря о "Лидерах России", эмоции, которые я там получил, соизмеримы с открытием и закрытием Олимпийских игр и чемпионата мира. Все очень эмоционально: ожидания, надежды, где-то радость и разочарование. Это стоило того, всем рекомендую участвовать.

Как изменятся здания через десять лет?

Что касается "Ростов-Арены", думаю, это один из самых загруженных стадионов в России по мероприятиям. И он обязан остаться в прекрасном состоянии. На сегодняшний день внимания к нему приковано очень много. Я думаю, оно сохранится.

Что касается зданий в целом, то изменятся скорее не сами строения, а методы, способы проектирования и строительства, "начинка". Развитие строительных технологий и вычислительных мощностей позволят сократить сроки проектирования, строительства, снизят стоимость. Новые технологии не стоят на месте: небоскребы Японии или проекты плавучих домов в Арабских Эмиратах поражают. Однако в нашей стране целесообразно обратить внимание на комфортные и экологически чистые условия для проживания людей. Учитывая огромные территории, оптимальным считаю развитие малоэтажной застройки вблизи крупных городов параллельно с развитием дорожно-транспортной инфраструктуры.

Как скоро в Ростове будут применять технологию 3D для строительства? Как это изменит отрасль?

Думаю, сначала появятся относительно небольшие 3D-принтеры, позволяющие изготовить не сразу дом, а какие-то его элементы. Эта новация, помимо увеличения скорости строительства, также поможет сделать здания более экологичными и дешевыми. Мне нравится возможность использования для 3D-печати переработанного пластика.

Какие на данный момент есть актуальные проблемы в строительстве?

Во время пика жилищного строительства, подготовке к Олимпийским играм, чемпионату мира, строительству Крымского моста воспитали целое поколение интересных специалистов. Дорожное строительство, я считаю, замечательное. Может где-то финансирования не хватает, но это уже другой вопрос. Какие-то организационные вопросы и управленческие есть, но с точки зрения компетенции специалистов все замечательно.

Планируете ли вы оставаться в Ростове?

Сейчас я в свободном плавании. Пока не знаю, чем займусь, есть несколько проектов на примете. Я планирую остаться в Ростове, так как мне по душе этот город с мощным Доном и степными просторами. А также здешний климат идеально мне подходит. Здесь я чувствую себя значительно комфортнее, чем в Санкт-Петербурге, Сочи и даже Ялте. Наверное, это связано с влажностью.

В целом Ростов - достаточно уютный и удобный город для семейной жизни, с большой историей, которую необходимо сберечь для потомков.

"