Posted 21 сентября 2018, 14:35

Published 21 сентября 2018, 14:35

Modified 17 сентября 2022, 15:26

Updated 17 сентября 2022, 15:26

Первый мэр Ростова: жители города сами виноваты в пробках

21 сентября 2018, 14:35
О том, чего Ростову не хватает на сегодняшний день, исчезнут ли в городе пробки, а также о том, когда ждать окончания реабилитации реки Темерник, рассказал в интервью RostovGazeta первый мэр Ростова-на-Дону (1991-1993), директор АНО "Формирование городского экологического парка "Темерник" Юрий Погребщиков.

Как оцениваете ЧМ-2018 в целом?

Безусловно, я считаю, что такие проекты являются мощнейшим стимулом для любого города, тем более такого, как Ростов, в котором таких креативных идей было маловато. Нельзя сказать, что их не существовало вообще, они были, но чаще всего носили локальный характер и не объединяли ростовчан. Я застал это мероприятие далеко, в стране, которая воспринимает наш футбол как нечто экзотическое, потому что у них свой, американский футбол. Но я могу заметить, что всех поразил высокий стандарт подачи стадиона, настолько он соответствует хорошему уровню. А это достойно позиционировало наш город. Сегодня важно для города, чтобы инерция позитивных преобразований продолжалась, и ни в коем случае нам нельзя сегодня останавливаться. Мы видели, как изменялся Ростов: его улицы, фасады инфраструктурные решения. Конечно, обычно не получается делать в таком быстром темпе, потому что там были федеральные ресурсы, но тренды должны сохраняться, это не должно выглядеть как кампания для мероприятия и его гостей. Это делается для ростовчан.

Губернатор заявлял, что не все прошло гладко, но никто не пояснил, где именно были провалы. Как думаете, о чем могла идти речь, и что было сделано не совсем идеально?

Есть некоторые вещи, которые, безусловно, общественностью были замечены и противоречиво восприняты, но я могу сказать, что ни одно большое дело никогда не осуществляется без проблем. Скорее всего, губернатор раскритиковал ход работ по подготовке, например, реконструкцию улицы Станиславского, которая вызвала такое социальное напряжение в Ростове. Все время в интернете была полемика по этому поводу, что не успели закончить к чемпионату, сорвали сроки. Также я думаю, что были проблемы, связанные с организацией проживания на территории Ростовской области, ведь почему-то ни одна команда не решила здесь остановиться. Наверное, были причины, но я не могу быть экспертом в этом вопросе. Губернатору виднее.

Нужен ли городу стадион "Ростов-Арена", и сможет ли он выйти на окупаемость? При каких условиях?

Есть проекты, которые никогда не окупаются, но все равно очень важны. У нас нет еще в России необходимой культуры клубного построения бизнеса, но мировой опыт существует. Если команда ростовская, действительно, сегодня будет играть на высоком уровне, и все это будет поддерживаться властью, начнут применяться инструменты необходимые, то, поверьте мне, это станет очень хорошим бизнесом. Я видел это с хоккеем в Штатах, я уже не говорю про американский футбол, где это огромный и прибыльный бизнес, но для этого нужно много инструментов, которыми сегодня наши клубы недостаточно владеют. Футболисты должны быть раскручены, а они у нас безлики, фамилии иногда их не знаем. А кто же будет покупать майки с их изображением в этом случае? Для всего этого может быть и не грех нанять менеджера, имеющего в этом бизнесе позитивный опыт. Сейчас на стадионе пройдет выступление Басты, не скажу, что хорошо, когда это происходит на поле, но избежать этого нельзя, потому что стадионы используются в публичных акциях, так как это дополнительные финансы. Но, безусловно, здесь нужно продумать организационные и технические решения.

Как можно решить проблему пробок? Как относитесь к радикальным мерам, например, к закрытию центра города от машин?

Перекрывать - это бесполезное дело, потому что любой запрет, он, наоборот, открывает путь к беспорядку и коррупции. Избежать пробок невозможно, необходимо правильно расставить акценты, минимизировать их пагубные для города последствия. Я - инженер по своему образованию, поэтому считаю, что к решению проблемы пробок нужно привлечь инженеров – гидравликов (наука, изучающая скорость перемещения жидкости в системе - прим.ред.). Ростов надо представить как большую гидравлическую систему, и с помощью статистики рассчитать сечения, где создаются узкие места. И потом окажется, что проблема пропускной способности наших улиц раскладывается на некоторые составляющие. После этого мы поймем, что в Ростове нужно сделать полтора десятка переходов, развязок, где не будет светофоров, а еще на трех- четырех десятках улиц запретить машинам останавливаться. Ведь сегодня это проблема - стоящий транспорт с правой и с левой сторон. Эвакуаторы, которые каждый день бессистемно ищут жертву, не решение. Нужно просто очистить от стоящих машин конкретные улицы. Управление этой проблемой должно быть проектным решением и заниматься этим должны люди целенаправленно, не совмещая свою работу с любой другой деятельностью.

Почему раньше, когда вы были мэром, не сделали этого?

Тогда этой проблемы не было, точнее сказать она имела другую значимость. Ведь власть реагирует на определенный вызов общественности, и если в тот момент проблема пробок была главной, я занялся бы ей. В то время даже не было такого большого количества транспорта, я вынужден был секонд-хэнд привозить в Ростов, потому что на остановках сотни людей стояли в очередях, садились в автобусы люди штурмом, поэтому мы занимались этими вопросами. И посудите сами, по улицам Ростова не ходили иномарки, а разве советские машины могли в то время создать такие пробки?

Как оцениваете идею отказаться от маршруток и заменить их автобусами?

Я думаю, что должно быть сделано все разумно, маршрутки нам нужны - это факт, потому что они могут поехать туда, куда не пойдет большой автобус, поэтому надо согласиться с этим. Но если задуматься, ведь мы не любим их из-за безобразного технического состояния и самой организации работы. И, в первую очередь, в этом виноваты хозяева и водители этих маршруток. Эти люди сами создают конфликтное отношение к этому виду транспорта. В вопросах подбора персонала отсутствует кадровая политика. Хамство водителей еще раз доказывает, что культура - не главный признак ростовчан.

Знакомы ли со "Стратегией развития города до 2030 года" и какие идеи, предложения кажутся сомнительными, ненужными и почему? Что нужно поправить?

Я знаком в целом со стратегией, но погружался только в работу экологического блока, так как сейчас мы активно работаем над проектом "Парка Темерник". Если говорить в общем об идее, я считаю, что такие вещи должны рождаться, потому что это такой некий алгоритм отношений, который обеспечивает привязку к сегодняшней власти. Проработка этого документа носила цивилизованный характер, публичный, а что там сомнительно и насколько это будет исполнительно, покажет время. Например, у нас есть две концепции проекта Темерника, который мы ведем уже не первый год, то есть это требует много времени. Сказать, что все задуманное исполнится, конечно, нельзя.

Есть ли реальные сроки реабилитации реки?

Эти сроки нам поставлены губернатором - пять лет, включая этот год первым. Это реабилитация самого русла реки. А именно построение непрерывного линейного парка – это срок непредсказуемый. Все определит политическая воля власти и ее приоритеты.

Каков масштаб проекта и масштаб затрат?

Наш подход не локальный. Вот очистка рек – это только часть, а дальше это большущий объем работ. Мы впервые подошли к ней совершенно комплексно, например, ищем воду, как ее наполнить. Сегодня мы по всему руслу имеем полную картину, что там расположено 74 объекта, которые имеют привязки и расположены в этой зоне, и сейчас принимаем решение с областью, что каждый этот объект должен получить лицензию, чтобы там функционировать, выполнять экологические требования.

Сегодня главный архитектор определил границы этого парка, на все 34 километра, в котором должны действовать природные правила. Также мы поставили безлюдную технологию контроля за состоянием реки. Закончено проектирование очистных сооружений Аксая - это самая большая проблема, ведь после девяти часов, когда там идут сбросы, нечем дышать. В четвертом квартале начнется строительство и завершится к 2021 году. Промывать Темерник начнут со следующего года, так как все оборудование для этого надо восстанавливать, ведь им 20 лет никто не пользовался. Сейчас уже очищено семь километров берега, но теперь необходимо заняться укреплением берега, 400 миллионов, которые уже выделили, конечно, не хватит.

Подпишитесь