Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2016 г. было необоснованно удовлетворено исковое заявление Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (далее – ПАО «МРСК Северного Кавказа», Истец) к Муниципальному унитарному предприятию города Буденновска «Электросетевая компания» (далее – МУП г. Буденновска «ЭСК», Ответчик) о взыскании задолженности в размере 2 112 400 рублей 13 копеек за период с 01.03.2016 г. по 31.03.2016 г.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 г. (далее – постановление от 10.10.2016 г. ) указанное решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2016 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба МУП г. Буденновска «ЭСК» без удовлетворения.
Не согласившись с решением от 20.07.2016 г. и постановлением от 10.10.2016 г. по делу №А63-5839/2016 в части удовлетворенных требований, посчитав указанные судебные акты незаконными, подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права, выразившемся в неприменении закона, подлежащего применению и неправильным истолкованием закона, юристы нашего Агентства подготовили и подали в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа мотивированную кассационную жалобу.
Ведь судами двух инстанций не было принято во внимание, что:
Между МУП г. Буденновска «ЭСК» (Заказчик) и ПАО «МРСК Северного Кавказа» (Исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 1712 от 10.05.2007 года (далее – Договор). Предметом Договора является оказание услуг по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или иных установленных действующим законодательством основаниях с учетом технических возможностей сетей Исполнителя. Согласно Договору Исполнитель обеспечивает передачу электрической энергии в пределах присоединенной (заявленной) мощности, до границ балансовой принадлежности Заказчика в соответствии с согласованными объемами и параметрами надежности с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств Заказчика. В свою очередь Заказчик обязался оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями заключенного Договора. Стоимость услуг по договору определяется как произведение количества электрической энергии, переданной Заказчику через сети Исполнителя за расчетный период на соответствующие тарифы, установленные постановлением РТК по Ставропольскому краю.
Правоотношения сторон урегулированы договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.05.2007 года №1712, в соответствии с условиями которого ПАО «МРСК Северного Кавказа» (Исполнитель) обязался оказать МУП г. Буденновска «ЭСК» (Заказчику) услуги по передаче электрической энергии в точках поставки, согласованных в приложении к договору, а МУП г. Буденновска «ЭСК» (Заказчик) - оплатить указанные услуги в данных точках отпуска на условиях и в сроки, согласованные договором.
Разделом 6 договора установлен порядок оплаты услуг. Согласно пункту 6.3 договора (с учетом протокола разногласий), периоды платежей по договору устанавливаются: с 01 по 15, с 16 по последнее число каждого календарного месяца.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании пункта 2 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон N 35-ФЗ) услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 названного Закона оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ утверждение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правил оказания этих услуг отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) предусмотрено, что услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В силу подпункта «б» пункта 13 Правил N 861 сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения в пределах величины заявленной мощности. Потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере, установленном договором (подпункт «б» пункта 13).
В силу подпункта «б» пункта 14 указанных выше Правил при исполнении договора передачи электрической энергии потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, которые установлены договором.
Пунктом 34 Правил N 861 предусмотрено, что по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности в соответствующей точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. При этом величина присоединенной (заявленной) мощности является существенным условием договора между сетевыми организациями (пункт 38 вышеназванных Правил), поскольку в пределах данной согласованной сторонами заявленной мощности соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в соответствующей точке присоединения. Самому понятию «заявленной мощности» дано определение в пункте 2 названных Правил - это предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны такого договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации (пункт 42 Правил N 861).
В силу пункта 48 Правил N 861 учет степени использования (заявленной или присоединенной) мощности электрической сети при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 13 Правил N 861 одним из существенных условий договора на оказание услуг по передаче электрической энергии является величина заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения. При этом в случае опосредованного присоединения величина заявленной мощности в точке присоединения каждого из энергопринимающих устройств потребителей услуг определяется в соответствии с величиной потребления электрической энергии соответствующим потребителем в часы пиковых нагрузок энергосистемы, ежегодно определяемых системным оператором.
Согласно Договору Исполнитель обеспечивает передачу электрической энергии в пределах присоединенной (заявленной) мощности, до границ балансовой принадлежности Заказчика в соответствии с согласованными объемами и параметрами надежности с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств Заказчика. В свою очередь Заказчик обязался оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями заключенного Договора. Стоимость услуг по договору определяется как произведение количества электрической энергии, переданной Заказчику через сети Исполнителя за расчетный период на соответствующие тарифы, установленные постановлением РТК по Ставропольскому краю.
Правоотношения сторон урегулированы договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.05.2007 года №1712, в соответствии с условиями которого, ПАО «МРСК Северного Кавказа» (Исполнитель) обязался оказать МУП г. Буденновска «ЭСК» (Заказчику) услуги по передаче электрической энергии в точках поставки, согласованных в приложении к договору, а МУП г. Буденновска «ЭСК» (Заказчик) - оплатить указанные услуги в данных точках отпуска на условиях и в сроки, согласованные договором.
Разногласия сторон о стоимости оказанных услуг вызваны различиями в позиции относительно обоснованности применения в расчетах между сторонами мощности, учтенной Региональной тарифной комиссией Ставропольского края при установлении тарифов на 2016 год постановлением от 24 декабря 2015 года № 66/6 за период оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) по договору № 1712 от 10.05.2007г. – март 2016 года.
В соответствии с п. 6.2 договора плановое количество электрической энергии (мощности) определяется сторонами в Приложении № 1 к договору.
Истцом направлено в адрес ответчика дополнительное соглашение № 16 от 30.12.2015, в соответствии с которым действие договора пролонгировано до 31.12.2016, с приложением в новой редакции Приложение № 1 (объемы передаваемой электрической энергии (мощности) на 2016).
В указанном дополнительном соглашении ПАО «МРСК Северного Кавказа» за основу принималась среднегодовая мощность, принимаемая государственным органом (Региональной тарифной комиссией) при установлении тарифов на 2016 в объеме 6,520 МВт.
При этом Стороны исходили из того, что по данным Ответчика разница в стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии (мощности) за март 2016 года, исчисленной исходя из применения мощности в размере 3,684 МВт по сравнению со стоимостью тех же услуг, исчисленной исходя из мощности в размере 6,541 МВт составляет 2 112 400 рублей 13 копеек.
По результатам рассмотрения дополнительного соглашения № 16 МУП г. Буденновска «ЭСК» подписал его с протоколом разногласий.
Из представленных в материалы дела актов оказанных услуг усматривалось, что ответчик принял услуги по передаче электрической энергии, оказанные в спорный период в пределах величины заявленной мощности 3,684 МВт.
ПАО «МРСК Северного Кавказа», получив дополнительное соглашение № 16 с протоколом разногласий, обратилось в суд с исковым заявлением о понуждении заключить дополнительное соглашение №16 от 30.12.2015 г.
В рамках дела №А63-5927/2016, дополнительное соглашение № 16 от 30.12.2015 г. находится на стадии урегулирования в части величины мощности, была подана кассационная жалоба.
Суд первой инстанции в решении от 20.07.2016 г. не учел, что организации являются смежными сетевыми, оказывают друг другу услуги по передаче электроэнергии в рамках заключенного договора, являются потребителями и не могут в одностороннем порядке изменять объем мощности на 2016 год.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа справедливо учел доводы кассационной жалобы, подготовленной юристами Агентства, и указал в своем постановлении, что порядок заключения и исполнения договоров по передаче электрической энергии (в том числе между смежными сетевыми организациями) устанавливается в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).
Согласно пункту 34 Правил № 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности в соответствующей точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.
Пункт 38 Правил № 861 в числе существенных условий договора между смежными сетевыми организациями называет величину присоединенной (заявленной) мощности, в пределах которой соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в соответствующей точке присоединения. Под «заявленной мощностью» понимается предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах (пункт 1 Правил № 861).
В пункте 6.2 договора от 10.05.2007 компания и предприятие установили, что согласованный объем услуг по передаче электрической энергии (мощности) определен в Приложении №1. Однако Приложение № 1 в материалах дела отсутствует. А63-5839/2016 Довод ответчика о том, что содержание Приложения №1 к договору от 10.05.2007 является предметом спора по делу №А63-5927/2016, необоснованно не учтен судами.
Выводы судов о доказанности стоимости услуг по передаче электроэнергии, об обязательности применения величины заявленной мощности, учтенной регулятором при установлении тарифа на 2016 году, и отклонении возражений ответчика о необоснованности применения не согласованной величины заявленной мощности, ошибочны.
Судами не исследован вопрос о согласованной сторонами величине заявленной мощности. В материалах дела отсутствует постановление Региональной тарифной комиссии по Ставропольскому краю, которым установлены индивидуальные тарифы для расчетов между сетевыми организациями на 2016 год. Услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила №1178).
В соответствии с пунктами 8, 12, 17 и 22 Правил № 1178 установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Сетевые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций.
К заявлениям прилагаются обосновывающие документы. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о прогнозных величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода. Пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 №20-э/2, предусмотрено, что базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Иными словами, величина заявленной мощности не устанавливается регулирующим органом, а применяется к расчетам тарифа на основании данных, предоставленных сетевыми организациями.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными. В указанной части обжалуемые судебные акты такими свойствами не обладали. Помимо этого суды рассмотрели дело с участием только истца и ответчика, являющихся смежными сетевыми организациями. При этом в судебных актах имеются суждения о материально-правовом статусе в энергетическом правоотношении регулирующего органа, опосредованно участвующего во взаимоотношениях сторон.
Все это привело к отмене судебных актов двух нижестоящих инстанций и направлению дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.