Инвалидам стало выгоднее жить на пособие, чем работать

2 февраля 2018, 15:36
Безработицу обычно начинают обсуждать в периоды кризиса, когда ее масштабы становятся настолько огромными, что скрывать проблему уже невозможно. В тоже время вопрос трудоустройства населения остается актуальным всегда, тем более для Ростовской области, где уровень безработицы традиционно выше общероссийского.

Другая проблема – отказ от официального трудоустройства. Люди научились обходиться без центров занятости, которые используют лишь для получения пособий от государства. Но центры продолжают работать.

Зачем они нужны, почему появляются вакансии с невыполнимыми требованиями и какая должность самая востребованная в Ростове, рассказала в интервью RostovGazeta начальник отдела "Центра занятости" по Кировскому и Ленинскому районам Ростова Елена Гречко.

Гражданин Таджикистана Шухратджан Мадрахимов сообщал, что ему отказали в приеме на работу больше ста раз за три года из-за отсутствия гражданства. Это правда? Действительно ли работодатели не берут на работу людей без гражданства?

Он к нам впервые обратился несколько лет назад, чтобы стать на учет. Насколько я помню, тогда целью его постановки был ни поиск работы, а статус безработного гражданина. Это для того, чтобы его семья могла получать социальные пособия, потому что на сегодняшний момент у него трое детей, тогда было двое. У него брак с гражданкой России, поэтому он может получить гражданство в упрощенном порядке.

Он к нам постоянно приходит, мы общаемся. Насколько я знаю, он работает неофициально. Семьи в такой ситуации могут получать от Муниципального управления социальной защиты населения адресную социальную помощь. По неподтвержденным данным, они ее получают. Получается, что ему очень выгодно быть безработным.

В последний раз мы ему давали вакансии грузчика в нескольких крупных компаниях города. По регламенту, прежде чем дать гражданину вакансию, она согласовывается с ним и работодателем. Эти вакансии были согласованы, но мы не можем проследить, что происходит на собеседовании, это не в нашей компетенции. Шухратджан Мадрахимов вернулся с отметкой "Не соответствует требованиям работодателя".

Может быть такое, что человек пришел встать на учет, но не хочет устраиваться на работу?

Конечно.

Как много таких людей?

Не могу сказать, они же нам об этом не заявляют.

То есть, они могут отказываться от вакансий бесконечно?

Нет. Если вакансия подходит человеку, мы ему предлагаем, и он отказывается, то он должен написать отказ. Два отказа грозят приостановкой в выплате пособия.

Но это отказ с формулировкой "Не хочу, и все", здесь бывает сложно. Например, человек по специальности "инкассатор-охранник", а у нас в базе есть только вакансия охранника. В принципе, кандидат может мотивированно от нее отказаться. Повлиять на название вакансии мы не можем, если работодатель подал "мастера чистоты", а не "уборщика", то мы так и внесем в базу.

Как соотносятся желания безработных и возможности центра?

Те люди, которые пришли за социальными выплатами, могут стоять у нас на учете неограниченное количество времени, и мы не можем с ними ничего сделать. А человек, который действительно хочет работать, находит работу.

Как решить проблему с теми, кто приходит за пособиями?

Может, поставить временные рамки. Хотя уже есть закон, по которому, если человек простоял на учете в службе занятости год, то ему любая работа считается подходящей. Но одно дело, когда грузчик не нашел работу, а другое дело - когда простоял на учете инженер-специалист по переработке нефти, который проработал в компании 15 лет, а их организацию перевели в Москву.

В чем причины безработицы в Ростове?

В серой занятости. Безработица – это просто цифра. Люди ищут работу всегда, они становятся безработными по какой-то причине на какое-то время. Потом они могут просто не приходить в службу занятости, мы закрываем их карточку за длительную неявку. Человек может нам сказать в телефонном режиме, что устроился неофициально. А может просто не взять трубку. Но он же живет на какие-то средства. Весь город живет на какие-то средства, но статус безработных не у всех. Значит, можно предположить, что остальные где-то как-то работают.

Если, например, проверить парикмахерские, то во всех за исключением одной-двух специалисты, которые оказывают парикмахерские услуги и услуги маникюра-педикюра, не оформлены. В лучшем случае у них открыто ИП, и они заключили договор на аренду помещения с этим работодателем. То же самое таксисты и бабушки, которые торгуют зеленью на центральном рынке. Если те, у кого масштабные объемы, поля, оформляют себе ИП, то весь остальной контингент не оформлен.

Эти трудовые отношения проследить очень сложно. Во многом это от того, что мы не видим те организации, которые открылись. Сейчас мы работаем в направлении квотирования рабочих мест для инвалидов. Согласно закону, те организации, в штате которых есть 35 человек и больше, обязаны иметь 3% рабочих мест для инвалидов. И наверняка не все организации об этом знают. Государственные организации нам отчитываются, коммерческие проверяет прокуратура, наказывает, они начинают действовать. Не знаю, от чего это зависит, от личностных качеств специалистов или от незнания. Хотя у нас на сайте висит информация, те, с кем мы контактируем, сдают документы вовремя. Могут не сдать те, кто расширил штат и раньше с этим не сталкивался.

Работодатели охотно предоставляют рабочие места инвалидам?

В принципе, да. Хотя бывает, что организации не хотят работать с инвалидами, но хотят сдавать отчеты по квоте. Тогда они квотируют такие рабочие места и выставляют такие требования, что не всегда здоровый человек сможет там работать. Например, водитель категории Е (фура или "КАМАЗ" с прицепом) с поездками в Магадан. Или инженер без вредных привычек с опытом работы в пожарной организации и тремя высшими образованиями, одно из которых с подтвержденным сертификатом охраны труда.

Многие так делают?

Не скажу, что много, но такие бывают. Когда мы стали общаться с этими организациями, и вышли на более высокий уровень, они перестали выдвигать такие требования.

Тем не менее, эти организации людей с инвалидностью не берут. Мы звоним работодателю и говорим, что есть такой гражданин. Организация соглашается, мы присылаем человека. И потом он приходит с отметкой, что не соответствует требованиям работодателя. Это может продолжаться бесконечно.

Вопрос еще в том, что инвалиды не хотят работать. Каждый человек, прежде чем пойти работать, посчитает, выгодно это ему или нет. Человек, у которого есть группа инвалидности, получает пенсию примерно восемь тысяч. Приходит в службу занятости и получает минимальное пособие – 850 рублей. Муниципальное управление социальной защиты населения ему доплачивает до прожиточного минимума, плюс он получает субсидии на оплату коммунальных услуг и где-то неофициально опять подрабатывает.

Если он устраивается на работу официально и, допустим, получает официальную зарплату десять тысяч, то он теряет доплату до прожиточного минимума, 850 рублей от центра, субсидии, потому что среднедушевой доход выше прожиточного минимума. В итоге получается, что ему надо работать?

Они бы и пошли работать, но это невыгодно.

Как много людей получает серую зарплату в Ростове?

На мой взгляд, серую зарплату в Ростове получают 90% людей, которые работают в коммерческих организациях.

Вообще, это можно отследить. Люди же живут на какие-то деньги, но при этом у них есть долги. Например, алиментщики покупают квартиры и машины, но стоят на учете в службе занятости и платят своим детям 25% от пособия по безработице.

Встречались ли случаи получения пособия обманным путем?

За пять лет единичные случаи по ошибке. Например, у повара были друзья, которые приехали из-за границы и попросили его открыть ИП. Он открыл, друзья все платили, налоговая его не беспокоила. Ему понадобилось стать на учет, он простоял какое-то время, получал пособие. Официально вышел на работу на один день: был заказ, потому что в Ростов приезжал кто-то из знаменитостей, их нужно было накормить.

Полиция периодически делает нам запросы, просит предоставить списки безработных граждан. Мы в очередной раз предоставили, и они выяснили, что у человека не закрыто ИП. В итоге мы посчитали, что у него был долг около 50 тысяч. Он вернул, все мирно решилось.

Какие специалисты не нужны в городе? Какие нужны?

Юристов, экономистов, бухгалтеров больше всего приходит и они быстрее всего устраиваются.

Больше всего не хватает рабочих специальностей. Найти хорошего уборщика и официанта гораздо сложнее, чем ведущего специалиста. Ведь люди идут работать уборщицами неохотно. Как правило, это асоциальный контингент.

Сторожа и вахтеры – те вакансии, которые разбирают достаточно быстро. Это связано с графиком работы: они успевают подрабатывать еще где-то.

#Интервью
Подпишитесь