Posted 4 апреля 2018, 14:26
Published 4 апреля 2018, 14:26
Modified 17 сентября 2022, 15:01
Updated 17 сентября 2022, 15:01
Заметно выросло и качество дорог – в рейтинге ОНФ регион за три года поднялся на 81 строчку, и по итогам 2017 года оказался на 44 месте среди крупных российских городов (четвертое место среди городов ЮФО)
Журналисты издания RostovGazeta попробовали разобраться, какие компании и как именно выигрывают конкурсы в этой отрасли, и кто на самом деле стоит за ними.
Как считали
На сайте госзакупок в топе десяти организаций-лидеров по распределению бюджетных средств по итогам 2017 года половина организаций связана с дорожной отраслью. При этом на этих заказчиков приходится больше половины из 34-миллиардного бюджета лидеров госзакупок.
В числе них - федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Азов" Федерального дорожного агентства" (7,9 миллиарда рублей), министерство транспорта Ростовской области (5,2 миллиарда), муниципальное казенное учреждение "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" (2,5 миллиарда).
Мы изучили их контракты стоимостью более 20 миллионов, и составили список компаний, которые их выигрывают. Эти фирмы мы внесли в рейтинг по суммарной стоимости выполненных госзаказов за 2017 год, исключая государственные организации и те, которые принадлежат государству.
Лидеры
Первые три места заняли "Донаэродорстрой", АО (общая сумма контрактов за 2017 год 10,5 миллиарда рублей), "Ростовавтомост", АО (шесть миллиардов) и "Ростовавтодорстрой," ООО (4,6 миллиарда), разница между стоимостью заказов первого и третьего больше, чем в два раза. Все компании получают крупные немногочисленные контракты у основных поставщиков, за счет чего и выходит внушительная сумма по итогам года.
И все они так или иначе связаны с государством. Лидер списка принадлежит экс-депутату Госдумы Алексею Кнышову. Владельцы второго "короля" Василий Панчихин и Владимир Домницкий входят в коллегию и общественный совет при региональном министерстве транспорта. И у него же фирма выигрывает контакты. В структуре третьей по объему заказов компании - директор Владислав Максименко. Он раньше работал на госорганизацию.
"СМУ-Дондорстрой" (четвертое место), единственная фирма, которая конкурировала с "королем" за четыре крупных госконтракта на М-4 "Дон". Все конкурсы, к слову проиграла. В списке лидеров компания оказалась, потому что выиграла один контракт на М-4, в котором не участвовал "король", содержание участка в Новгороде и два контракта на ремонт и содержание дороги М-7 около Волгограда.
На фирму-подрядчика были нарекания из-за не расчищенных дорог в Новгородской области, о чем сообщали СМИ. В суде свои претензии высказали несколько организаций, в частности ростовское отделение "Автодора" за то, что фирма не устранила найденные дефекты.
Несколько фирм "футболят" между одними и теми же людьми. "Ростовское ДСУ", ООО (пятое место) и "Таганрогское ДСУ", ООО (девятое место) связывают близкие отношения. Владелец таганрогской компании Антон Осокин является бывшим директором "Ростовского ДСУ". Руководитель ростовской фирмы Андрей Дацков - бывший директор таганрогской организации. В конкурсах на одни и те же госзаказы компании не участвуют.
При этом связи между компаниями не ограничиваются двумя фирмами. Нынешней совладелице "Таганрогского ДСУ" Ларисе Куц принадлежит часть лидера "Ростовавтодорстрой", ООО. То есть на сегодняшний день у Куц находится значительная часть бизнеса ремонта дорожного полотна. Раньше Ольга Митрохина владела "Таганрогским ДСУ", сегодня ей принадлежит "Тацинское ДСУ", ООО (шестое место). Можно сказать, что "Таганрогское ДСУ" является "точкой роста" для бизнесменов в этой сфере.
В списке оказались представители семейного бизнеса. "МОП Комплекс 1", ООО владеют Роберт Владимирович Ли и Сергей Робертович Ли. В 2017 году Ли заключил госконтракты на дорожную разметку и как индивидуальный предприниматель, общая сумма - почти 22 миллиона. Условно его можно назвать "королем разметки и знаков". Сергей Ли владеет еще одной дорожной фирмой "Сфера", та получила госконтракты на обустройство развязок, пешеходных переходов, содержание дорог.
Параллельно игроки занимаются сопутствующей ремонту дорог деятельностью. Так ООО "Дорстрой" (восьмое место в рейтинге) выполняет строительные отделочные работы, ООО "Доральянс" (десятое место) выращивает овец и коз, лошадей, ослов, мулов и продает их шкуры.
Крупные поставщики часто выигрывают контракты без конкурса. Причем компаниям не запрещают участвовать, просто мало кто подает заявки. Вероятно, рынок дорог в регионе игроки уже поделили между собой.
Скандалы
Закупки в сфере дорог являются одними из самых скандальных, у Федеральной антимонопольной службы Ростовской области часто возникают претензии по этому поводу.
Администрация Тарасовского района в мае 2017 года во время аукциона на реконструкцию дороги опубликовала документы, которые противоречат друг другу. Еще одна местная администрация в сентябре 2016 года объявила тендер в Егорлыкском районе с просьбой описать характеристики щебня, гравия и песка, что могло помешать участию в аукционе "неугодным" фирмам.
В 2014 году в скандалах фигурировало имя одного из нынешних "королей госзакупок". Федеральное управление автомобильных дорог "Северный Кавказ" допустило к конкурсу на ремонт дороги Волгоград - Каменск-Шахтинский - граница с Украиной участников с очевидными нарушениями. В том числе, победителя аукциона — ООО "Тацинское ДСУ". Это в то время как заявки других компаний, исполнивших требования инструкций, были необоснованно отклонены. Тогда результаты аукциона были аннулированы, и контракт получил другой "король" - "Таганрогское ДСУ".
С "королями" произошел один крупный скандал в 2012 году. Во время аукциона на ремонт дорог, проведенного Министерством транспорта Ростовской области 11 компаний заключили устное соглашение, чтобы поддержать максимальную цену контракта. Тогда нарушение признал региональный арбитражный суд, ответственные компании понесли наказание. Сейчас пять из них - ООО "Дорстрой", ООО "Ростовавтодорстрой", ОАО "ДРСУ", ООО "Ростовское ДСУ", ОАО "Донаэродорстрой" - вошли в топ-10 крупнейших поставщиков для госзаказов по Ростовской области.
У большинства "королей" есть целый ряд нарушений, в основном, связанных с трудом работников: разлитые опасные вещества на полу гаражей, не оформленные должным образом специалисты. Популярны нарушения в работе: отказ от устранения дефектов, нерасчищенные дороги. Есть и эксклюзивы. Например, главный король "Донаэродорстрой" нарушил нормы выбросов вредных веществ в атмосферу.
Как сообщил представитель регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Ростовской области, в 2015 году активист организации Сергей Левченко совместно со специалистами лаборатории Ростовского государственного строительного университета вырубал асфальт для исследований свойств и состава асфальтобетонной смеси на соответствие нормативам. "В ходе мониторингов было проверено более тысячи километров дорог Ростовской области. По результатам проведенных экспертиз основная часть бракованных участков пришлась на дороги города Ростова-на-Дону", - отметил представитель фронта. По его словам, Левченко после этого угрожали, а потом в отношении него возбудили уголовное дело. Тогда активисты ОНФ запустили проект "Дорожная инспекция/Карта убитых дорог", все желающие теперь сами отмечают "убитые" участки дорог, сообщил специалист. "Сейчас таких участков на карте ОНФ отмечено 865. Наши эксперты выезжают на место, после чего отправляют все необходимые запросы в муниципалитеты. В 2017 году было отправлено больше 100 таких запросов, а за три месяца 2018 года – 37 запросов", - привел данные представитель.
Полный рейтинг компаний
1. Донаэродорстрой, АО (Сумма заказов за 2017 год - 10 532 960 721 рублей).
За год компания сотрудничала всего с несколькими организациями, заключая крупные сделки. Среди фаворитов - "Росавтодор", министерство транспорта Ростовской области, РЖДСТРОЙ, АО. "Донаэродорстрой" за 2017 год выиграл право на ремонт шести участков М-4 "Дон", строительство участка "Северного обхода" Ростова, строительство железнодорожной линии на ветке Журавка-Миллерово. Николай Имедашвили, Владимир Кирсанов, Алексей Кнышов являются совладельцами фирмы. Они же входят в совет директоров группы компаний "Дон", в которую включена "Донаэродорстрой". Группа обладает крупными производственными базами, заводами и техникой для строительства разного профиля. Это гигант на рынке ремонта дорог, который сотрудничает с "Газпромом", РАО "РЖД" и "Росавтодором".
Имедашвили - бизнесмен, Кирсанов - член Общественной палаты Ростовской области, Кнышев - бывший депутат Государственной думы РФ.
2. Ростовавтомост, АО (Сумма заказов за 2017 год - 6 012 832 317 рублей).
Компания вышла в число первых из-за двух крупных контрактов с управлением федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства на 5,7 миллиарда. Оба заказа включали целый набор участков дорог: Р-217 "Кавказ", М-29 "Кавказ", М-4 "Дон", строительство развязки в Майкопе. По Ростовской области фирма выиграла ремонт моста через Малую Каменку и путепровода через СКЖД у компании АЗОВ, ФКУ УПРДОР. И еще ремонт тройки мостов и путепроводов не дороже 77 миллионов, например, мост Стачки. Качество работ "Ростовавтомоста" периодически вызывает вопросы. Так, в ноябре 2017 года СМИ писали о том, что на мосту в Курганинске компания забыла сделать водоотвод, отчего мост превратился в каток. В компании регулярно находят нарушения, за год фирму дважды обвинили в нарушении требований промышленной безопасности и один раз в том, что на полу помещения разлиты опасные вещества.
3. Ростовавтодорстрой, ООО (Сумма заказов за 2017 год - 4 642 058 267 рублей)
Почти весь фонд заказов сформировал один четырехмиллиардный контракт с "Управлением федеральных автомобильных дорог "Азов" Федерального дорожного агентства" на участки М-21, А-260. Компания сотрудничала с Дирекцией по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону": содержала дороги в Ростове, обустраивала левобережную зону, ремонтировала мосты и улицы. Контракты выигрывала у других игроков из списка королей.
Фирмой владеют три человека. Леонид Джанлатян - совладелец, еще нескольких фирм, которые занимаются ремонтом дорог: ООО "Усис", ООО "Домос", "Магистраль-юг", также "Югвзрывпром", которая продавала взрывчатку и заключала госконтракты. Лариса Куц владеет частью другого короля - "Таганрогского ДСУ" и несколькими более мелкими фирмами в этой сфере, в том числе - "Усис".
Компания - объект нескольких судебных исков из-за задолженностей и просьб признать недействительными договоры с ней.
4. СМУ-Дондорстрой, АО (Сумма заказов за 2017 год - 2 516 021 087 рублей)
В суде свои претензии высказали несколько организаций, в частности ростовское отделение "Автодора" за то, что фирма не устранила найденные дефекты. "Дорожно-строительное управление №3", "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород" "Центр аварийного реагирования города Кстово", из-за долгов, а Пенсионный фонд из-за неполных и (или) недостоверных сведений.
5. Ростовское ДСУ, ООО (Сумма заказов за 2017 год - 1 647 584 273 рублей)
В январе 2018 года обанкротившееся ЗАО "Номбус" продало дебиторскую задолженность к Ростовскому ДСУ, сумма и покупатель не уточняется. В феврале "Ростовавтодор" подал иск о взыскании ущерба, пока к компании объявлено требований по неисполненным обязательствам на сумму 34 миллиона.
6. Тацинское ДСУ, ООО (Сумма заказов за 2017 год - 1 422 331 921 рублей)
"Комдорстрой", МУ, подал целый ряд исков из-за долгов и нарушения договоров, а департамент коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания Волгограда обвинил фирму в невыполнение условий контракта.
7. МОП Комплекс 1, ООО (Сумма заказов за 2017 год - 748 365 050 рублей)
Победы в конкурсах давались компании легко: в заказах управления конкурентов не было, в заказе регионального министерства на разметку тоже. Фирма в своей основе семейная: ей владеют Роберт и Сергей Ли. Раньше Роберт Ли управлял "Самик Ростов компани лимитед", и у него была торговая компания "Сеул", зарегистрированная в Республике Коми, фирма ликвидирована.
8. Дорстрой, ООО (Сумма заказов - 743 257 324 рублей)
Компания получает госконтракты с 2014 года, годовые суммы колебались от 258 миллионов рублей до 1,1 миллиарда. И в 2017 году ей не повезло - "Дорстрой" не заключил контрактов с региональным правительством, и сумма за год уменьшилась. Тем не менее "Дорстрой" выиграл несколько крупных контрактов, будучи единственным участником конкурса. Например, взял заказ на капитальный ремонт дороги А-260 "Волгоград - Каменск-Шахтинский - граница с Украиной" за 301 миллион.
9. Таганрогское ДСУ, ООО (Сумма заказов - 665 104 198 рублей)
Фирма выигрывает большинство тендеров, как и ее более доходные конкуренты, без конкурса.
10. "Доральянс", ООО (Сумма заказов – 572 808 561 рублей)
Компания зарегистрирована в Калмыкии. Основной вид деятельности связан с эксплуатацией автомобильных дорог и автомагистралей. Среди не основных значатся разведение овец и коз, лошадей, ослов, мулов, лошаков и продажа их шкур. Многомиллионные контракты фирма заключает всего с одним заказчиком на ремонт дорог в Элисте.