Цена веры: на чем зарабатывает церковь в Ростове

25 июля 2018, 12:46
Рыночная экономика не обошла стороной и религию. Все мы привыкли, что входя в православный храм, нужно купить свечи, крестики, молитвенники и иконы. Свои расценки получили обедни и таинства.

За 27 лет, пролетевших с момента развала атеистического СССР, церковь превратилась в мощнейшую структуру, оценить финансовое состояние которой не под силу, наверное, никому, в виду того, что данные об имуществе РПЦ, ее доходах и расходах нигде не разглашаются.

Структура священной корпорации

Структурно Русская православная церковь состоит из множества юридических лиц, объединенных едиными нормами канонического права. Эти юридические лица могут быть разных типов: синодальные отделы, епархии, монастыри, приходы, семинарии, издательства, гимназии, православные детские дома и так далее. Все они связаны с Московской патриархией и зарегистрированы как религиозные организации. Каждая из порядка 300 епархий имеет свой бюджет.

При этом каждый из приходов отчисляет какую-то часть своих поступлений в епархию за счет пожертвований на крещение, венчание, освящение машин, квартир и других предметов. Епархии, в свою очередь, передают долю от этой суммы в патриархию. "Священник обязан выплачивать эти ежемесячные взносы, в противном случае, он может лишиться прихода", - отмечает сотрудник одной из ростовских церквей, пожелавший остаться не названным. Как отметил протоиерей РПЦ Всеволод Чаплин в интервью RostovGazeta, взнос - это не какая-то определенная и установленная сумма. "Здесь все зависит уже от совести епископа и его окружения. Я знаю случаи, когда это 5-10%, и другие примеры, когда сумма, требуемая с прихода, превышает все его возможные поступления", - сообщил он.

Так, в приходе православного Храма Введения во храм Пресвятой Богородицы, расположенном в Ростове-на-Дону по улице Лелюшенко, 17, пожаловались, что продолжающуюся стройку храма пытается закончить уже четвертый батюшка. Но, как и другие, приход вынужден передавать часть доходов епархии, при этом не получая ничего взамен.

Согласно документам Ростовской епархии, которые есть в распоряжении RostovGazeta, в ее структуру входит 318 отдельных юридических лиц, которые представлены, в основном, разбросанными по региону храмами. Сами храмы или подконтрольные организации иногда создают свои благотворительные фонды. Никто не отчитывается о полученных доходах и расходах, но иногда эти организации становятся участниками судебных разбирательств. Суды, в основном, касаются отказов властей передать в собственность имущество церкви, либо долгов по обязательным платежам.

У большинства юридических лиц, имеющих отношение к Ростовской епархии, в качестве совладельцев числятся порядка 10 человек, в том числе мелкие бизнесмены и члены их семей, местные чиновники. Большие храмы могут иметь в числе совладельцев представителей крупного бизнеса из других регионов. Все эти люди регистрируются в качестве совладельцев конкретного храма один раз в момент его создания. Можно предположить, что речь идет о меценатах, вложивших больше остальных прихожан в создание храма.

На тебе, боже

По словам Всеволода Чаплина, в целом денежные поступления приходов складываются из пожертвований за совершение таинств и треб. "Вторая часть доходов, основная – свечи, но это не товар, а овеществленная молитва, поэтому свеча может и ничего не стоить. Она, конечно, на сегодняшний день почти везде имеет стоимость, но это даже не цена, а ориентировочная стоимость пожертвования. Все остальное, к сожалению, стремится к нулю. Поступления от книг в последние 10 лет также очень сократились. Я работаю в центре Москвы, книги у нас покупают на 12 тысяч в месяц, хотя их предлагается много", - пояснил он в интервью информационному агентству.

При этом заработок каждого храма напрямую зависит от его месторасположения. "Понятно, что в центре города доход будет больше, но если церковь находится на окраине, а рядом живут состоятельные люди, то заработок там будет значительно выше, однако сейчас мы наблюдаем падение поступлений из-за ухудшающегося благосостояния людей, - сообщил Всеволод Чаплин. - У нас в храме, где я служу, становится больше людей, а значит больше крещений и венчаний. Мы замечаем, что доходы падают, так как некоторые люди остались без работы, да и ценность денег сейчас выросла. Если раньше для кого-то тысячные купюры ничего не значили, то сейчас большинство россиян считают каждый рубль".

При этом, как стало известно из беседы с протоиереем, львиная доля пожертвований уходит вовсе не на текущую жизнь прихода, а на ремонтные работы или гуманитарные проекты. "На поддержание храма в надлежащем состоянии, на зарплату никакие спонсоры ничего не дают. Поступления от инвесторов идут на строительство крупных объектов. Нам приходится униженно обивать пороги, так как власти выделяют маленькие субсидии, которые чаще всего распределяются среди избранных и определяются лично патриархом", - отметил Чаплин.

Кстати, на что конкретно тратятся приходами денежные средства, полученные за счет пожертвований, неизвестно. Эта информация находится за семью печатями. Приведем для примера Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. На сайте храма можно найти полную информацию по добровольным пожертвованиям на реставрацию кафедрального собора. Согласно сводной ведомости на конец апреля 2018 года, на счет благотворительной организации, которая ведет сбор денежных средств, поступило более 705,5 миллиона рублей. В перечне контрагентов можно найти такие крупные региональные организации, как "Агросоюз "Юг Руси", "Каменскавтодор", "ДРСУ-Дон" и другие. Однако в разделе "О расходовании средств" на сайте собора с 2013 года ведутся профилактические работы. А данные о состоянии соборного комплекса обновлялись в последний раз в ноябре 2012 года.

В раздел "Сестричество во имя преподобномученицы Елисаветы Романовой", который действует при кафедральном соборе, опубликована подробная информация о расходовании 111,8 тысячи рублей пожертвований, но только за январь и февраль 2015 года.

"Система не закрыта, ей просто отчитываться не перед кем, - пояснил в интервью RostovGazeta пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский. - Понимаете, вы до сих пор не можете избавиться от взгляда на церковь, как на государственную структуру, которая должна отчитываться, о каждой копейке пожертвований тут же писать в газетах. Это совершенно не государственный аппарат. Церковь живет на добровольные пожертвования и осуществляет на эти пожертвования свои проекты и служения. Как правило, подобные вопросы и такой вот жар интереса возникает у людей, которые никакого отношения не имеют к церкви. Они в церковь не ходят, не считают себя частью этого организма, не участвуют в ее социальных, волонтерских проектах, богослужениях, а заходят в храм, в лучшем случае, два раза в жизни, когда крестился и когда помер. Именно эти люди начинают на стульях прыгать и лишать себя ночного покоя, пытаясь понять, какие же там у церкви доходы. Какая вам разница, вы никакого отношения не имеете к этой общественной организации".

Крестины по карману

В ходе расследования корреспондентам RostovGazeta удалось выяснить, что цены на определенные обряды и на таинства во всех храмах устанавливаются митрополитом (сорокоуст - 300 рублей, полугодовое поминание - 600 рублей, годовое - 1200 рублей — прим. ред.).

"Есть установленные пожертвования митрополитом, например, за записки или за сорокоуст, но это не тариф, так как отчисления идут в епархию на помощь другим храмам. Допустим, с разных храмов определенные пожертвования идут на реконструкцию церкви. Вот сейчас в Ростове собирают на ремонт часовни, которая недавно сгорела в парке Собино. Деньги идут не только на реконструкцию, но и на охранника, который там сидит, это все с наших денег", - рассказала женщина, работающая в церковной лавке при храме.

Каждая церковь не останавливается на этом и устанавливает свои собственные расценки. Работница церковной лавки очень удивилась, когда узнала о существовании установленных ценников на такую процедуру, как освящение квартиры, автомобиля. "Я до того, как здесь стала работать, приходила сюда и просила батюшку, чтобы он освятил квартиру. Он деньги никакие за это не взял, я уже по собственной инициативе купила ему фрукты", - рассказала она.

В одном из храмов корреспонденту удалось увидеть объявление, в котором расписаны цены на отдельные обряды: освящение квартиры - 350 рублей, офиса – 700 рублей, автомобиля – 250 рублей, а индивидуальное крещение – четыре тысячи рублей. Но, как оказалось, цены на бумаге сильно отличаются от суммы, которую прихожанину придется заплатить на самом деле.

В храме корреспонденту дали визитку батюшки, который может провести обряд освящения квартиры, но заранее предупредили, что, возможно, придется заплатить больше. Священник на вопрос о том, сколько будет стоить данный обряд, ответил: "Сколько пожертвуете, столько и возьму". Как только он узнал о том, что звонившему стоимость уже известна, 350 рублей, заговорил по-другому: "Да, эта цена правильная, но действует она, если несколько человек заказывают этот обряд, тогда каждый из них скидывается по 350 рублей, а одному человеку это будет стоить две тысячи рублей", - сказал в разговоре священник.

Ответить на вопрос, почему такая большая сумма, священник не смог. "Ну вот так у нас установлено, можете найти номер другого батюшки, может у него меньше будет", - договорил он и положил трубку.

Интересно, что во многих храмах в Ростове можно встретить объявление о том, что, если у прихожанина нет денег на оплату совершения таинства, то он может пожертвовать ту сумму, которой располагает. Однако воспользоваться столь щедрым предложением могут не все. Так, корреспондент RostovGazeta поинтересовался в приходе Храма Казанской Божией Матери, возможно ли совершить таинство крещения бесплатно. Собеседник поинтересовался размером зарплаты просящего. В итоге выяснилось, что с зарплатой журналиста рассчитывать на проведение бесплатных обрядов в этом храме не приходится.

При этом стоимость проведения обрядов в каждом приходе своя. Если за освящение дома где-то просят заплатить символические 500 рублей, то в приходе православного Храма Введения во храм Пресвятой Богородицы интересуются площадью и этажностью дома. Если у дома два этажа, то доплатить за услуги придется уже две тысячи рублей. В приходе сообщили, что параметры дома напрямую влияют на цену услуги. То же касается и автомобилей, расценки растут в зависимости от марки автомобиля.

"На эти деньги, которые собирают по прейскуранту, как вы говорите, живет община. Вы же не хотите приходить в храм, где грязный пол, нечищеные подсвечники, протекает крыша, разваливается крыльцо. Необходимость общинного хозяйства устанавливают определенные цены, а не прихоти батюшки", - говорит Петровский, отмечая, что ни один священник не откажет человеку, находящемуся в тяжелейшей жизненной ситуации.

Крест на бизнесе

Однако благосостояние православной церкви держится не только на помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы. Есть у РПЦ и свой бизнес. Впрочем, доходы от этих предприятий также нигде не афишируются. Вероятно, таким образом РПЦ старается не провоцировать лишний интерес у верующих и общественности, чтобы избежать ненужных дискуссий о методах зарабатывания и расходования средств.

Это предположение подтвердил и Всеволод Чаплин. "Проблема непрозрачности финансовой составляющей церкви постоянно поднимается. Мне это абсолютно непонятно, никакого нравственного оправдания в этой закрытости не вижу, ведь церковь не коммерческая компания. Но аргументов от тех, кто против этого, нет никаких. Все на уровне плохого анекдота: допустим, кто-то скажет, что мы слишком богатые или слишком бедные. Всем и так понятно, что церковь не владеет миллионами. Мы беднеем, но стыдиться этого не надо. У нас есть рычаги гораздо серьезнее, это власть и более серьезный капитал, чем деньги их влияние высших структур", - сказал Чаплин.

Скорее всего, сам Чаплин миллионами, действительно, не владеет. Однако если говорить за всю систему РПЦ, то еще в начале 2000-х издание "Коммерсант. Деньги" опубликовало интервью архиепископа Климента, который рассказал, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ. Кстати, это была последняя информация от представителей РПЦ о финансовой структуре своей организации. Структура доходов Ростовской епархии может отличаться, названные параметры должны были поменяться за почти 20 лет, но в целом можно сформировать представление о доходах церкви.

При храмах создаются пошивочные мастерские, паломнические центры, действуют церковные лавки. Они никак не регистрируются. По крайней мере, ни по одному из таких предприятий при храмах найти информацию не удалось. Например, согласно официальному сайту при том же Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, действует пошивочная мастерская "Донская ризница". В группе "ВКонтакте" был опубликован прейскурант на готовые изделия. Так, стоимость архиерейского облачения составляет от 28 тысяч рублей, иерейского - от 10 тысяч, диаконовского - от четырех тысяч рублей. Однако, нет никакой информации о зарегистрированной по данному адресу мастерской.

То же касается и паломнического центра. В храмах распространяют календарь паломнических поездок и их стоимость. На праздник Успения Святой Богородицы в Печоры стоимость поездки составляет 7,5 тысячи рублей. Поездка по храмам Архыза с посещением Минеральных Вод - 4,6 тысячи рублей, на остров Валаам - Соловки - 24 тысячи рублей.

Единственной зарегистрированной по адресу улица Станиславского, 58 оказалась ООО "Реставрационно-строительная фирма "Купола". До декабря 2014 года 24% доли в компании владела Ростовская епархия. Организация была основана в 2008 году и ее основным видом деятельности является строительство жилых и нежилых зданий. По данным системы СПАРК, совладельцами компании в равной мере являются настоятель Кафедрального собора Рождения Пресвятой Богородицы Артем Кузьмин и Петр Колобаев, который также является соучредителем прихода иконы Божией матери Донская, расположенного в Ростове-на-Дону на улице Международной.

В 2016 году реставрационно-строительная фирма "Купола" заключила три контракта на общую сумму более 17 миллионов рублей. Так, в июне 2016 года фирма подписала контракт стоимостью 12,15 миллиона рублей на выполнение работ по ремонту фасада административного здания филиала ПАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго", расположенного по адресу Ростов-на-Дону, улица Большая Садовая, 49 (литер А) (Реставрация объекта культурного наследия). В октябре компания получила два контракта на пять миллионов от МКУ "Городское хозяйственное управление Ростова-на-Дону" на ремонт 14 кабинетов в здании городской администрации по адресу Ростов-на-Дону, улица Большая Садовая, 47.

А в мае 2018 года Арбитражный суд Ростовской области взыскал с ООО "Реставрационно-строительная фирма "Купола" 146,76 тысячи рублей в пользу ПАО "МРСК Юга" в качестве неустойки по договору, заключенному в августе 2017 года.

По итогам 2016 года, выручка компании от продажи составила почти 78 миллионов рублей, увеличившись за год на 42 миллиона. Чистая прибыль компании за указанный период превысила семь миллионов рублей, тогда как 2015 год "Купола" завершили с убытком в 140 тысяч рублей.

Реституция по-ростовски

Подписанный в 2010 году экс-президентом РФ Дмитрием Медведевым закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" дал право РЦП безвозмездно получать в собственность или пользование здания церквей, монастырей и другие объекты. Грубо говоря, согласно этому документу, церковь может претендовать на любое здание, к которому когда-либо имела отношение, что вызывает множество споров.

В общей сложности, согласно отчету за 2017 год, опубликованному на сайте областного правительства с 2012 года, приняты распоряжения о рассмотрении заявлений от Федерации еврейских общин России, потребовавшей передать в собственность ранее принадлежавшее ей здание Кожвендиспансера, Ростовской-на-Дону епархии РПЦ о передаче здания "Ростовского государственного театра кукол имени В. С. Былкова" и о четырех объектах недвижимого имущества Атаманского подворья Старочеркасского историко-архитектурного музей-заповедника. Оба этих заявления епархии вызвали широкий общественный резонанс.

Так, заявление главы Донской митрополии о передаче Ростовской епархии перестроенного здания греческой Благовещенской церкви в соответствии с Федеральным законом №327-ФЗ, поступило в областное Минимущество осенью 2013 года. Епархия заявила о своих правах на здание театра, исходя из того, что оно было построено на фундаменте старой греческой церкви. Спустя буквально месяц региональные власти включили здание театра в план передачи имущества религиозным организациям. До 1 июля 2018 года министерство культуры Ростовской области совместно с городской администрацией Ростова-на-Дону должно было решить вопрос о выделении земельного участка под строительство нового здания Театра кукол. Однако на сегодняшний день никаких сведений об этом обнаружить не удалось.

Впрочем, в апреле 2018 года Ростовское отделение Всероссийского общества охраны памятников и культуры (ВООПиК) сообщило в СМИ, что направило в адрес региональных властей письмо с просьбой пересмотреть решение о передаче здания Ростовского театра кукол Русской православной церкви. По словам председателя организации Александра Кожина, члены общества обнаружили в архивах документы, которые указывают на то, что РПЦ не имеет никакого отношения к зданию, оно было собственностью греческой церкви. В документах, датированных 1921 годом, сказано, что эллинская община просила не применять к имуществу "другого государства революционных правил реквизирования".

Также горячие споры разгорелись вокруг Старочеркасского музея. Решение Минимущества о передаче его объектов в собственность РПЦ вызвало негодование общественности, под многочисленными петициями, письмами и обращениями было собрано тысячи подписей. Среди противников процедуры отметились работники музеев и деятели культуры не только из Ростовской области, но и других регионов, в том числе президент Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Как отмечал председатель ВООПИиК Александр Кожин, в 2010 году РПЦ было передано 12 объектов Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника, включая Воскресенский войсковой собор, домовую церковь и Преображенскую ратницкую церковь. В том же году, по данным Кожина, РПЦ получила и дом торговых казаков Жученковых в станице Старочеркасской, никогда ей ранее не принадлежавший, под предлогом, что монахам негде перезимовать. Теперь этот объект является резиденцией митрополита. В здании провели ремонт, внутрь никого не пускают, и даже историки не знают, что на самом деле осталось от дома, представляющего собой историческую ценность. В итоге эти здания перестали быть частью музея и относятся к монастырю. Это отрицательно сказалось на доступности объектов культурного наследия для туристов.

В октябре 2016 года Арбитражный суд Ростовской области частично удовлетворил иск Старочеркасского музея-заповедника о признании незаконными распоряжений регионального областного Минимущества. Согласно решению арбитража, музею удалось отстоять три из четырех объектов. В декабре 2016 года 15 апелляционный суд, а в апреле 2017 года Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, оставили в силе решение первой инстанции. Процедура передачи Ростовской епархии здания фондохранилища музея должна быть завершена в сентябре 2021 года. В настоящее время областным министерством культуры была разработана проектно-сметная документация на строительство нового здания фондохранилища Старочеркасского музея-заповедника. В 2018 году на эти цели в бюджете региона было заложено более 2,39 миллиона рублей, а до 2020 года предусмотрено свыше 72,35 миллиона рублей.

Если вспомнить, в конце 80-90-х годов в Ростовской области епархии были переданы ранее не принадлежавшие церкви летние кинотеатры и большие участки земли. "Это были пустые муниципальные земли, как, например, часть сквера Дружбы, эти объекты не имели никакого отношения к церкви, - поясняет Александр Кожин. - Но сейчас, начиная с 2010 года, РПЦ начала отбирать все, что когда-либо имело к ней хоть малейшее отношение. В настоящее время нам точно неизвестно, сколько объектов находится в собственности епархии. Для того, чтобы понять это, нужно проделать колоссальную работу. Но тогда станет ясно, может пора, например, забрать у церкви здание училища на улице Московской в Ростове, которое стоит брошенное уже почти полвека. При прежнем главе ростовской администрации Сергее Горбане было выделено 26 участков муниципальной земли под строительство храмов, чтобы они чуть ли не в шаговой доступности были. Сегодня я вижу, что некоторые из этих участков огорожены забором, но что происходит за ним, неизвестно".

#Аналитика
Подпишитесь