По словам авторов журналистского исследования, частная компания, маскируясь под государственную структуру, попросту манипулирует покупателями благодаря результатам своих проверок.
Так, более двух лет назад Арбитражный суд Москвы решил, что организации "Росконтроль" необходимо изменить название. Использовать полные или сокращенные наименования органов власти, субъектов страны («Рос», «Мос», «Гос» и другие) организации имеют право только после согласования Министерства юстиции РФ.
"Росконтроль" такого разрешения не получал, но придумал, как обойти это требование. Юридическое лицо было переименовано в "Агентство рк-медиа". А наименование "Росконтроль" носит сетевое издание, которое было учреждено агентством. То есть исследования качества товаров организует и проводит одна организация, а другая только публикует их результаты. Однако СМИ не вникают в такие тонкости, распространяя новость как об исследованиях "Росконтроля".
Но по мнению Роспотребнадзора имя компании - это только часть проблемы.
Из письма Роспотребназора следует, что организация "Росконтроль" манипулирует мнением потребителей, из-за чего постоянно является участником судебных разбирательств с производителями. Более того госорганизация предупредила журналистов о недопустимости формулировать мнение по производителя у потребителя на основании данных проверок "Росконтроля".
"Организация трактует само понятие фальсификата в противоречии с российским законодательством, а по протоколам испытаний невозможно установить, где и в каких условиях отбирались пробы", - цитирует "Комсомолка" письмо Роспотребнадзора.
Как проводит свои исследования учрежденная Минпромтрогом организация Роскачество? В различных магазинах эксперты покупают несколько десятков одинаковых товаров одного производителя, проверка проводится в нескольких лабораториях, и только на основании этих результатов подводятся итоги.
"Росконтроль" просто закупает в одном магазине несколько упаковок товара, например, сметаны, и отправляет в одну лабораторию, исходя из результатов этой пробы готовит исследование.
Даже в лаборатории технохимического контроля Института молочной промышленности, которая проводила исследования для "Росконтроля" к результатам исследований организации относятся с большой осторожностью.
По словам завлаборатории, организация не предоставляла данных о партии и поставках.
Сами производители по-разному реагируют на результаты исследований.
Пресс-секретарь Coca-Cola Владимир Кравцов рассказал, что вода Bonaqua попала в черный список исследования, а потом выяснилось, что во время анализа воду перелили в какую-то другую тару, а это недопустимо. Но компания старается не реагировать на такие провокации "Росконтроля".
Организация уже проиграла суды таким компаниям как "Сады Придонья", "Дикси", "Королевская вода", Gulliver (детская одежда).
Кроме того, известно, что "Росконтроль" предлагает производителям платные проверки качества.
В Coca-Cola рассказали, что газировка кола попала в зеленый список товаров, после чего производителю предложилии спользовать на этикетке знак качества "Росконтроля", но для этого необходимо регулярно оплачивать исследования.
А по словам гендиректора кондитерской фабрики "Победа" Ольги Муравьевой, "Росконтроль" прислал письмо с предложением заключить договор о платном контроле за качеством. Однако цену согласились назвать только после проведения исследования. Производитель отказался.
Как отметил глава "Росконтроля" Вадим Гитлин, Роспотребнадзор реагирует на результаты исследований организации, но его не устраивает интерпретация результатов, когда на небольшой выборке делаются выводы о состоянии целой отрасли.
"А подтвердить качество продукции можно только лабораторно. Если вы что-либо производите, то будьте добры подтверждать качество и безопасность своей продукции, как того требует закон, и это стоит денег, и оплачивает их заявитель. Нам заказывают проведение проверок разные организации. В ближайшее время мы планируем расширить сравнительные испытания продукции для потребителей и ввести систему платной подписки. Всем же интересно узнать реальное качество того, что мы с вами покупаем, какие товары хорошие, а какие нет", - рассказал Гилин.
р2