Posted 10 мая 2019, 07:37

Published 10 мая 2019, 07:37

Modified 17 сентября 2022, 16:02

Updated 17 сентября 2022, 16:02

«Аэрофлот» сделал пиар на соболезнованиях близким жертв в Шереметьево

10 мая 2019, 07:37
Фото: Инстаграм
Эксперты пытаются понять, что могло послужить причиной гибели четырех десятков людей в Шереметьево, просчеты в конструкции SSJ-100 или непрофессионализм пилотов,

Людей продолжает волновать трагедия в Шереметьево, что стало причиной трагедии.

По словам заслуженного летчика-испытателя, Героя России Александра Гарнаева, система подготовки летчиков в стране давно утеряна. Несколько лет в летных учебных заведениях будущих пилотов учат танцам, физкультуре и нажимать на кнопки тренажеров. В какой-то момент в России был утерян пласт авиации среднего и малого класса, весь пласт частных учебных заведений и на этом фоне полностью деградировали государственные учебные заведения. Поэтому в трагедии в Шереметьево стоит винить государство, где нет четкой системы подготовки летчиков гражданской авиации, а «Аэрофлот» просто авиакомпания, которая работает в этих условиях.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников отметил, что зачастую в крупных авиакатастрофах не бывает основной причины и нельзя говорить, что раньше лётчиков готовили лучше, а сегодня хуже. Раньше летчиков обучали на других самолетах, но тогда и техника была другой, мир с тех пор изменился.

«Изменились взаимоотношения между тем, что мы называем человеческими способностями и цифровыми технологиями», — поясняет эксперт. Даже экипажи уже сократились с пяти до двух летчиков. Он рассказал, что по сути летчик работает 5-7 минут, остальное делает техника, но иногда она отказывает и тогда человек оказывается один на один с огромной машиной, которой нужно управлять вручную, вспоминать все, чему учили много лет назад на тренажерах и что он много лет не делал. Американские пилоты в этом случае ищут проблему в программах, пытаются их устранить, но в США уже и не учат сажать большие самолеты, там готовят по сути операторов. Но людям не стоит полностью полагаться на автоматику. Произошла нештатная ситуация, но самолет не вышел из строя, он смог вернуться в аэропорт и даже сел на полосу. Постников уверен, в трагедии виноват «Аэрофлот», а вовсе не разработчики SSJ-100.

О недостатках в программах подготовки летчиков отметил и заслуженный летчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев. Он пояснил, что многие линейные вещи будущим лётчикам необходимо показывать не на тренажерах, а на настоящем самолете.

Сами летчики отвечать за уровень собственной подготовки не могут, средства на их подготовку выделяют авиакомпании, хотя Росавиация могла бы и сформировать требования к ней.

Бывший сотрудник ОКБ «Сухой», авиаконструктор Вадим Лукашевич рассказал, что пилоты действительно не готовы вести самолет в ручном режиме. Во время обучения они работают на тренажерах, и после того, как они начинают летать, переключаться на ручной режим им запрещено. «Поэтому хоть у командира самолета, потерпевшего аварию в аэропорту „Шереметьево“ формально есть 1,5 тысячи часов налета на этом типе самолета, но опыта полетов в ручном режиме фактически нет», — пояснил эксперт.

В целом в системе подготовки пилотов нет порядка, а в катастрофе в Шереметьево авиаконструктор считает виновными всех. В России даже нет своих тренажеров, их приходится заказывать за границей. И тренажера, способного имитировать внештатные ситуации на всех типах самолетов нет, а если и есть то только один. В «Аэрофлоте» около сотни экипажей, а тренажер один. Вадим Лукашевич, называет такую ситуацию больной и за это должен отвечать «Аэрофлот».

При этом крупнейшая в России авиакомпания тратит 800 миллионов рублей на имидж. Но сутки «Аэрофлот» не мог опубликовать список погибших.

Если взять, к примеру, Boing, то после катастрофы в Эфиопии, компания опубликовала соболезнование и заверила, что сделает самолет более безопасным, а также изменит методику обучения пилотов. И выполнила эти обещания. Эксперт уверен, «Аэрофлоту» тоже стоит сделать это.

Между тем «Аэрофлот», даже выражая соболезнования близким и родным погибших, не забывает о самопиаре. «Новые известия» уличили авиакомпанию в публикации явно состряпанных пиарщиками комментариев в социальных сетях. В них люди, якобы, выражают свои соболезнования, не забывая упомянуть о том, что «Аэрофлот» является «самой лучшей компанией».