Posted 20 июня 2019, 15:00
Published 20 июня 2019, 15:00
Modified 17 сентября 2022, 16:10
Updated 17 сентября 2022, 16:10
Именно по нему и вычислили убийцу: Роман Бурцев опрометчиво попросил у местной дачницы лопату, чтобы закопать жертву. Та его запомнила.
Историю педофила корреспонденту RostovGazeta рассказала психолог Ирен Штайн (ранее Штайн описывала историю Черноколготочника и Ленина).
Затащил девочку в подвал
О детстве Романа Бурцева известно немного. Согласно одним источникам, его родители были алкоголиками. Мальчик был тихим и застенчивым, постоянно слышал пьяную ругань, его необоснованно наказывали. Согласно другой версии, родители Ромы много работали и не уделяли его воспитанию должного внимания.
Как бы то ни было, на первое преступление Роман пошел в 13 лет. Он насильно затащил ровесницу в подвал и, угрожая, заставил раздеться. Услышав крики подростка, в подвал спустилась женщина-дворник. Она спасла девочку и позвонила в милицию. Рому поставили на учет, но следующие восемь лет он не привлекал внимания правоохранителей.
Бурцев закончил ПТУ и отправился в армию. Затем устроился на машиностроительный завод электросварщиком.
«Порочная» жена
Роман женился и разочаровался в своей избраннице. Оказалось, что он грезил девственностью своей супруги, но его надежды не оправдались. Тогда Бурцев начал знакомиться с девушками значительно младше себя. Однако и они не могли удовлетворить его фантазии, потому что тоже были не девственными, якобы «порчеными». Тогда маньяк решил, что девственницами могут быть только маленькие девочки.
На самом деле, изначальной целью Романа была интимная близость с маленькими девочками. А «поиск девственности» — это защитный механизм психики. Вообще, психологическая версия педофилии — застревание на собственном детстве из-за травмы, вследствие этого инфантильная сексуальность. О травмах Романа, которые могли повлечь расстройства, ничего неизвестно.
Бурцев понимал, что единственно возможный способ вступить в интимную связь с девочкой младшего школьного возраста — применить силу. Ведь ни одна и них не пойдет на это добровольно.
Какое-то время маньяка останавливало то, что изнасилование детей — серьезное преступление. Но, как известно, со временем интенсивность педофильного расстройства возрастает, мысли о преступлении становились навязчивее.
Закопал в мусоре
Сначала маньяку мешали свидетели. К тому же после Чикатило и Муханкина детей учили быть осторожными, не разговаривать с незнакомцами.
Первое убийство Бурцев совершил, когда ему было 22 года, на тот момент у маньяка был собственный ребенок девятимесячного возраста. В середине сентября он увидел двух играющих на свалке детей, это были Евгений и Олеся Чуриловы. Свидетелей вокруг не оказалось. Бурцев хотел изнасиловать семилетнюю девочку, но этому мог помешать ее 12-летний брат, который находился рядом. Поэтому Роман сначала избавился от мальчика: заманил в яму и несколько раз ударил по голове кулаком, а потом металлической пластиной. Затем педофил изнасиловал девочку и задушил. Тела жертв он зарыл в мусоре.
Через пять дней после пропажи детей начались масштабные поиски, было возбуждено уголовной дело. Роман испугался и затаился.
Так ли очевиден мотив убийства мальчика? Ведь Бурцев мог оставить попытки нападения, «забраковав» обоих жертв. Способ убийства мальчика и девочки в корне различен — убийство путем множественных ударов по голове имеет более агрессивную окраску, чем удушение. Возможно, агрессия Бурцева была направлена на 12-летнего себя.
Прошло десять месяцев, Бурцев пошел на новое преступление. Марина Алексеева, которой было 12 лет, искала котенка. К ней на мотоцикле подъехал Роман, предложил свою помощь. Педофил вывез ее за город, изнасиловал и задушил. Труп девочки он спрятал в камышах.
Спустя еще десять месяцев Бурцев силой увез девятилетнюю Аню Кулинкину на велосипеде. Маньяк совершил над ней развратные действия на берегу реки Северский Донец и задушил. Тело спрятал на промышленной свалке.
Через год он подкараулил у школы № 4 Каменска двенадцатилетнюю Иру Терновскую. Вывез ее на территорию кладбища, также изнасиловал и задушил.
Нашли по лопате
Следователи опрашивали пациентов психиатрических клиник, бывших заключенных, но это не принесло результатов. В число подозреваемых попал и Роман Бурцев (он был в базе из-за приставания к сверстнице). Однако на допросе педофил себя никак не выдал.
Спустя две недели после последнего убийства, он затащил Наталью Кирбабину в лесополосу, избил, изнасиловал, убил. Это убийство отличалось спонтанностью и большей агрессией (объясняется патосексуальной толерантностью — прогрессированием расстройства, при котором последующие эпизоды отличаются большей жестокостью). Преступник на этот раз не знал, где спрятать тело убитой. Он оставил его в кустах, доехал на велосипеде до ближайшего дачного участка. Там, встретив пожилую дачницу, Бурцев попросил одолжить лопату. Маньяк заверил, что забыл взять инструмент, чтобы вскопать грядки.
Бурцев вернулся к телу девочки, закопал его, а лопату выбросил неподалеку.
На следующий день полицейские нашли инструмент и тело подростка. Начали опрашивать жителей вблизи места преступления. Старушка, которая одолжила Бурцеву инструмент, рассказала о подозреваемом. Она назвала марку велосипеда и приметы преступника: плотного телосложения, ростом ниже среднего, со шрамом на лице (происхождение шрама неизвестно). Бурцева арестовали.
Смерть или лебедь
Сначала маньяк не планировал сознаваться в содеянном. Только после длительных бесед с известным психиатром Александром Бухановским он сдался. Его дело вели долго: доказательства каждого эпизода строились, в основном, на показаниях маньяка. А сами показания выуживались с помощью психологического воздействия. В итоге Бурцев сам указал, где спрятал тела остальных жертв: педофил обладал хорошей зрительной памятью.
Для Бурцева во всех эпизодах было характерно сокрытие тел. Не демонстративная выкладка или импульсивная свалка. Из этого, помимо очевидного мотива не попасться милиции, следует и то, что он явно не гордился своими преступлениями.
Роман Бурцев был признан судебной коллегией психиатров, в числе которых был Александр Бухановский, вменяемым. Кроме этого, психиатр выявил следующую патологию: Бурцев убивал, представляя себя в роли киношного злодея. Педофил черпал вдохновение из эротических фильмов и ужасов. Он переворачивал жертв на живот и зажимал ладонью рот и нос.
Здесь можно говорить о желании осуществления власти над жертвой, но вместе с тем о глубинной неуверенности в себе — когда жертва перевернута на живот, не требуется зрительного контакта. Ассоциация себя с киношным злодеем — попытка отделить преступления от себя — это сделал не я, а кто-то другой. Подобные фантазии наблюдались и у Чикатило — во время убийств тот представлял, что пытает пленного врага по приказу командира партизанского отряда.
Во время судебного разбирательства убийца умолял на коленях о помиловании и говорил: «Я хочу еще немного пожить, посмотреть на этот мир». Однако его приговорили к расстрелу. При этом в исполнение приговор не привели: в то время был введен мораторий. Сейчас маньяк находится в соликамской колонии «Белый лебедь».