RostovGazeta пыталась разобраться, как этот курс изучают в школах и зачем его начали преподавать школьникам среднего звена.
Выбор без выбора
C сентября 2012 года во всех субъектах России был введен обязательный курс «Основы религиозных культур и светской этики», он предложен к изучению в четвертом классе с начала учебного года. Курс включает в себя шесть модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Родители (законные представители) могут выбрать, какой модуль будет изучать их ребенок.
«Мы предлагаем разные варианты, но объясняем, что наша школа, например, не занимается преподаванием основ буддизма. Мы можем предоставить возможность изучать этот модуль в другом месте. Но для этого нужно ездить куда-то, это неудобно. Поэтому в основном родители склоняются к тому, чтобы выбрать основы православия», — рассказала учительница начальных классов школы № 83 Екатерина Пичковская. Кроме того, по ее словам, люди узнают, какие темы будут подниматься, на курсе и прекрасно соглашаются. «Мы не заставляем молиться, как некоторые думают. Но некоторые выбирают основы светской этики, этот курс тоже преподают у нас в школе. У меня 24 человека в классе. Из них православие выбрали 23, один — основы светской этики», — сообщила Пичковская. По ее словам, тех, кто выбирает светскую этику, объединяют в одну группу со всех классов. Она отметила, что школе помогают представители церкви, которые приходят на уроки, отвечают на вопросы в случае необходимости.
Представитель еврейской общины не сталкивался с проблемами, которые могут возникнуть при выборе модуля «Основы еврейской культуры». Как и с самим преподаванием этого модуля. «У нас есть школа еврейская, там этот вопрос не поднимается. А вот о преподавании в общеобразовательных школах наслышан, но пока с этой проблематикой не сталкивался. Наверное, те люди, которые разрабатывали методические пособия, адаптировали его под детское восприятие. При наличии методических материалов любой психолог вполне способен преподавать этот курс», — сообщил председатель Ростовской еврейской общины Михаил Потапов. Он считает важным, чтобы дети имели мало-мальское представление об основах традиционных религий России. «Чем больше ребенок знает о том или ином направлении, тем меньше возникает в будущем вопросов и каких-то неправильных домыслов», — заключил собеседник.
Предмет
Согласно письму Минобрнауки 2016 года, в средней школе должны ввести курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Этот предмет должен продолжать «Основы религиозных культур и светской этики», поэтому его рекомендовали вводить с пятого класса. Курс должны преподавать 64 часа за два учебных года, чтобы выставить оценку в аттестат, следует из письма. Как сообщил корреспонденту RostovGazeta источник, знакомый с ситуацией, оценки по предмету выставят выпускникам девятых классов уже через два года. При этом, по его словам, остается неясным, в каких именно классах будут его преподавать.
«У нас за счет регионального компонента вводится этот предмет», — сообщила учитель русского языка и литературы школы № 44 Мария Крикунова. Она пояснила, что региональный компонент — это время, которое уходит на те занятия, которые выберет руководство школы. «Основную программу с установленным количеством часов на математику, русский и другие предметы никто не трогает», — добавила она. При этом учительница отметила, что если раньше эти часы могли уйти на другие предметы, то сейчас вместо них изучают «Основы культур».
Учебники для предмета могут быть выбраны из федерального перечня, так в анонсе одного из них сказано: «Материал дает возможность расширить и систематизировать знания школьников о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны». То есть в курсе изучаются сразу все основные религии России.
Нет смысла
«Можно все вводить, но сначала надо у людей спросить. Вот как люди решат — так и делать. Но у них в последнее время, к сожалению ничего не спрашивают. Образование уже так накрутили. Есть вещи, которые необходимо знать: математика, русский, физика, химия, биология, литература. Остальное должна давать семья. Не лезьте в душу человеку», — считает руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Ростовской области Евгений Бессонов. По его словам, государство в первую очередь должно заботиться о зарплатах граждан, лечении и и отдыхе, а не отвлекать людей вводом уроков об основах религий.
Психолог Александр Галицкий считает, что уроки религии в школе — плохая идея. «В младших классах, конечно, дети более восприимчивы, на их мнение еще можно влиять, какие-то основы закладывать. Средняя школа практически полностью нивелирует влияние: именно здесь начинается пресловутый переходный возраст. Уже сформировано критическое мышление, подросток начинает активно противопоставлять себя миру взрослых, у него закрепляются убеждения, увлечения, интересы», — отметил специалист.
По его словам, у школьников средней школы будет не так много мотивации к изучению нового предмета. «Он не важен для поступления в ВУЗы или другие учебные заведения. Изучение его для представителей какой-либо конфессии будет также бесполезным, так как они, вполне вероятно, по многим вопросам будут осведомлены, им не нужен отдельный предмет», — пояснил Галицкий.
Можно только догадываться, что будет, когда школьников в рамках одного класса начнут разделять по религиозным убеждениям, заметил специалист. «Школьное время — время самоидентификации. Выделение отличительных признаков среди школьных групп — очередной повод для травли. Ее могут и сами учителя провоцировать, как и оказывать психологическое давление», — рассказал психолог. Он привел в пример историю из личного опыта: в ростовской школе учитель МХК выдала тест. «Среди вопросов был следующий: „Верите ли вы в бога?“. Если ученик отвечал „Нет“, то это считалось неверным ответом, оценка снижалась», — добавил Галицкий.
По его мнению, большая часть воспитания лежит на родителях. «В 6-7 лет, когда ребенок идет в школу, он уже сформирован. У него есть свое мнение, мысли, убеждения. Они — отражение семейных ценностей. Не нужно совершать насилие над детьми и заставлять их учить то, что им не хочется», — считает психолог.