Почему Ростовская область сможет кормить органическими продуктами полмира

11 сентября 2019, 09:23
В России, как и во всем мире, растет спрос на органическую продукцию. Сейчас доля импортных продуктов этого сегмента достигает 85%. RostovGazeta разбиралась, удастся ли Ростовской области в ближайшем будущем уйти от зарубежных товаров и обеспечивать такой продукцией себя и мир.

Чистая область

«Глобальный тренд, связанный с ростом спроса на органическую продукцию постепенно набирает обороты. Это устойчивый и долгосрочный тренд. Чем богаче становится население земли, тем чаще отдает предпочтение здоровому питанию, в рацион которого как раз и входит органическая продукция, и это несмотря на то, что такое продовольствие в 2-3 дороже обычного», — рассказал председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания Ростовской области Игорь Бураков.

По его словам, это новый важный тренд даже не с точки зрения развития экономики, продовольственной индустрии, сколько с точки зрения решения демографических проблем, увеличения продолжительности жизни. «Люди платят более высокую цену за органические продукты, взамен получая более крепкое здоровье, лучшее самочувствие, то есть на самом деле это ещё и окупаемые инвестиции, поскольку благодаря здоровому питанию человек фактически экономит на лекарствах, медицинских услугах. Многие люди этим сегодня активно интересуются и перестраивают свои рационы в пользу более дорогих, но экологически чистых и полезных продуктов», — рассказал Бураков. При этом он оговаривается, что не все органические продукты полезнее тех, которые произведены с использованием современных технологий. «Например, различные питьевые йогурты — продукт во многом искусственный, и при этом полезнее сырого молока от коровы. Или очищенное на заводе с помощью современных технологий подсолнечное масло принесёт организму гораздо больше пользы, чем просто выдавленное из подсолнечника. Производители в этом хорошо разбираются, покупатели тоже становятся всё более осведомленными», — добавил собеседник.

По словам Буракова, в России в целом и в Ростовской области в частности есть большой потенциал в производстве органической продукции. «Мы обладаем уникальными ресурсами для этого: чистой землей и водой, которые так важны для сельского хозяйства», — пояснил собеседник. Он отметил, что длительный период отечественному сельскому хозяйству не хватало средств, крестьяне экономили на удобрениях, но сейчас это обернулось плюсом. К моменту, когда российское сельское хозяйство из отстающей отрасли превратилось в успешную, в один из локомотивов российской экономики, агрономические технологии стали более щадящими для экологии. К новому технологическому порядку, отечественны агропромышленный комплекс подошёл в хорошей экологической форме, с точки зрения чистоты сельхозугодий и воды. «А, например, в Китае около 33% сельхозземель сильно загрязнены, продукция, выращенная на них, вредна для человека», — добавил собеседник. — «В России огромные площади экологически чистых сельхозугодий, плюс наша страна вместе с Бразилией лидирует в мире по запасам пресной воды». «Поэтому у нас органическую продукцию можно производить в больших количествах и с наименьшими издержками», — добавил он. Бураков рассказал, что на глобальном рынке даже на произведенное обычным индустриальным способом российское продовольствие, большой спрос, потому что оно считается достаточно экологически чистыми.

«Роль Ростовской области заключается не только в том, чтобы обеспечить качественным экологичным продовольствием население нашего региона, миссия донского региона на продовольственном рынке куда более глобальная. Ростовская область кормит всю Россию, Европу, Ближний Восток, Северную Африку. Через нас идет до 40% российского продовольственного экспорта. То есть сфера производства продуктов питания — наша историческая специализация», — считает собеседник. Бураков отметил, что в регионе есть огромный потенциал, который в значительной степени используется уже сегодня. «Если мы, например, посмотрим мировую десятку ведущих производителей или игроков продуктовой индустрии, то увидим, что половина из них уже реализовала или реализует свои проекты в Ростовской области», — добавил председатель комитета по экономической политике донского парламента.

По словам Буракова, совсем небольшое количество видов продовольствия нецелесообразно производить в Ростовской области. «Мы точно не станем чемпионами по выращиванию апельсинов, и лучше с этим не связываться. Разве что поменяется климат радикально. Зато традиционные овощи, продукция животноводства, зерновые, и многие другие продукты питания Ростовская область может не только успешно производить, но и обоснованно претендует на лидерские позиции в их производстве», — заключил собеседник.

Как поддержать органику

Согласно данным Euromonitor International, российский рынок натуральных и фермерских продуктов питания в 2018 году достиг 483 миллиардов рублей. Доля органики составила менее двух процентов. В стране продано всего девять тысяч тонн сертифицированных экологически чистых овощей и фруктов, мёда, , молока и мяса. Причём 85% этого объёма привезено из-за границы.

В следующем году в России вступит в силу закон «Об органической продукции». Он определит понятие «Органический продукт» и правила его использования.

«Тот, кто реализует, он же никому не кричит, что это органическая. Потому что его никто не спрашивает об этом. Когда он узнает, что надо подтвердить и сказать, что это выращенное мясо, молоко, овощи, фрукты и так далее, что это продукт без всяких химических добавок, — наверное, тогда другой процент будет, потому что об этом начнут говорить и заявлять, что они на самом деле реализуют», — считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Фермер Юрий Панченко занимается производством органического козьего молока в Ростовской области. «Безусловно, производителям поможет этот законопроект, потому что покупателей сейчас трудно сориентировать. В рекламе и на упаковке все стараются использовать слово „эко“, „био“ и прочее. Но как такое можно писать на пастеризованном молоке с месячным сроком хранения?», — говорит фермер.

Он считает, что существует много нюансов, которые нужно выдержать. «В первую очередь, сертификация не должна быть формальной, когда ее просто покупают за деньги. Второе — постоянный контроль продукции. Чтобы производители не могли послать на анализ одну партию, а фактически производить продукты с другими характеристиками», — сообщил он. Третьим нюансом он назвал контроль сырья. «Можно соблюдать все стандарты производства, но если сырье содержит какие-то антибиотики, то такую продукцию, наверное, нельзя считать органической. Например, эко-хлеб без добавления разрыхлителей и прочего, но из пшеницы, выращенной на пестицидах», — заметил Панченко.

Часто производство органической продукции — семейный бизнес. Торгово-промышленная палата России предложила правительству сделать семью законной основой бизнеса, также ТПП предлагает ввести семейный патент — для микропредприятий, численностью до 15 человек.

Президент ТПП Сергей Катырин в патент вписывает члены семьи, которые в нём участвуют. «Сдаётся по типу как сейчас самозанятые: режим там четыре или шесть процентов, в зависимости от того, кому он реализует свои услуги, платят. Или это плата за патент по виду деятельности по количеству членов семьи», — пояснил он.

Катырин добавил, что для производства органической продукции есть инструменты поддержки. «Они применимы к семейному бизнесу: и к микропредприятиям, и к семейным предприятиям, которые будут большего масштаба, и не подпадают под патент. Все инструментарии, которых в нашей стране уже очень много организовано, они будут работать в том числе и на семейный бизнес», — добавил президент ТПП.

На данный момент 80 процентов органической продукции в России покупают в Москве, десятую часть — в Санкт-Петербурге. Но доля столиц снижается в пользу других больших городов страны. Потенциал рынка, по оценкам Минсельхоза, — 360 миллиардов рублей в год, и при идеальных условиях развития отрасли, этот показатель можно достичь уже к 2025 году.

#Аналитика
Подпишитесь