Дамба преткновения: расчистить реку Темерник в Ростове мешают 800 гаражей

15 сентября 2019, 15:07
Почти пять месяцев прошло с тех пор, как подрядчик выиграл контракт на расчистку реки Темерник в Ростове-на-Дону, однако решительно приступить к выполнению обязательств он не может.

Всему виной 800 гаражей по ту сторону реки, точнее, дамба, по которой владельцы гаражей передвигаются. Что станет с контрактом почти на 300 миллионов рублей и можно ли обойтись без демонтажа дамбы, выясняла RostovGazeta.

Миллионный контракт

Темерник — малая равнинная река, протекающая по Ростовской области и являющаяся правым притоком реки Дон. Длина реки — 33 км, из них 18 км находится на территории г. Ростова-на-Дону. Ширина русла реки в среднем составляет 10 м, а глубина 0,3–0,8 м. Река Темерник является естественным приемником поверхностного стока с городской и прилегающей к городу территории, площадь которой составляет 293 км². В 2017 году на Темернике уже очистили 7,5 километров русла, сейчас власти приступили ко второй части реализации проекта.

В марте текущего года Министерство природных ресурсов Ростовской области в госзакупках объявило об аукционе на расчистку реки Темерник. Начальная сумма контракта — баснословная — почти 400 миллионов рублей. Претендентов на выполнение этой закупки было немного. В итоге, победила ростовская компания ЗАО «СМУ-Донаэродорстрой», предложив на 100 миллионов рублей меньше от начальной стоимости — 294 723 298, 00 рублей.

Согласно контракту, Темерник должны очистить в районе нового жилого микрорайона Суворовский до Низового водохранилища в Ворошиловском районе. Всего планируется расчистить 8,5 километров русла. Работы должны быть выполнены до декабря 2020 года. И подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Гарантия на расчистку русла Темерника — 60 месяцев.

В документах на сайте Госзакупки говорится: мероприятие по расчистке реки Темерник направлено на экологическое оздоровление русла и безопасный пропуск расчетных расходов весеннего половодья и дождевых паводков.

«Русло реки на участке производства работ заилено многолетними донными отложениями, заросло тростником, рогозом, кустарником, замусорено твердыми бытовыми отходами и крупногабаритными предметами. Территория, непосредственно прилегающая к реке, на многих участках заболочена», — сообщается в документах аукциона.

С учетом застройки на Темернике, проектом предусмотрены различные технологии работ на разных участках. Дно берега на протяжении 1584 метра будет укреплено матрацами «Рено»: сформирован профиль земляного русла экскаватором, закрепление дня щебнем, установлены трапы и стежни.

Работа предстоит гигантская, отсюда и сумма контракта. Итак, в этом году подрядчик должен был снести зеленые насаждения, расчистить русло от крупногабаритных предметов, а также демонтировать существующие сооружения, которые мешают расчистке Темерника, провести насаждения илофильтров на ручьях и провести необходимые укрепления. До октября 2020 году на реке будут проводиться только работы по сносу объектов.

Каждый этап работ строго контролируется, финансово, в том числе. Из областного бюджета выделены на эти цели 233 миллиона рублей, еще 61 миллион рублей — финансирует федеральное правительство.

Кто мешает

А мешает выполнению крупного госконтракта по расчистке реки Темерник владельцы гаражей. Построенная еще в 90-е самими ростовчанами дамба является единственным выездом в город для владельцев 800 гаражей из кооператива «Родник». Чтобы приступить к очистке русла Темерника, необходимо демонтировать это сооружение. Владельцы гаражей в шоке, власти ищут другой выход из сложившейся ситуации, а подрядчик теряет время. Ведь с момента подписания контракта прошло уже пять месяцев, работы выполняются очень медленно. Вместе с тем, срок контракта строго задокументирован, и срыв заказа грозит многомиллионными компенсациями.

Теперь чиновники договариваются с владельцами гаражей, чтобы максимально «безболезненно» для всех решить эту непростую задачу. Проблема еще в том, что у дамбы нет официального хозяина, от нее, как от огня, отмахиваются городские и районные власти. Слишком дорого обходится ее содержание, из-за чего эпопея с признанием собственника дамбы тянется годами.

«Изначально эта дамба использовалась, как пожарный выезд. Потом ее разрыли и поставили трубы, по ней ходили машины. Всего на той стороне от дамбы расположено 787 гаражей, а также там действуют промышленные предприятия. Когда создавали проект по расчистке Темерника, никто не задумывался о том, что она является единственным выездом для нас. Дамбу никто не собирался восстанавливать. Но после совещания с министерством природных ресурсов начали искать пути выхода. Решили, а что если не разрушать дамбу, а промыть его под сильным напором воды специальными устройствами? И этот вопрос будет сейчас решаться, мы на это согласны», — комментирует ситуацию председатель гаражного кооператива «Родник» Владимир Морозов.

Работы, если их согласуют, могут проводить с 9 утра до шести часов вечера. В это время будет закрыта дамба.

В случае, если промыть дамбу не получится технически, владельцы гаражного кооператива предлагают разместить здесь трубы большого диаметра, которые никак не помешают пропуску воды. Этот момент также сейчас глубоко изучают специалисты.

«Для начала нужно определиться с балансосодержателем, чтобы решить, что делать с дамбой на Темернике. Решить вопрос не так просто, дамба сейчас в удручающем состоянии. Когда-то там свалился КамАЗ с щебнем, из-за чего и забита сейчас пропускная способность воды. Необходимо определиться, будет ли пропускная способность воды, после того, как мы гидрантами промоем в этом году эти забитые водопропускные сооружения на этой дамбе. Подрядчики за свой счет берутся провести эти работы», — говорит заместитель министра природных ресурсов и экологии Ростовской области Наталья Ковтун.

После успешного проведения этой процедуры городские власти должны решить вопрос и взять на баланс гидротехнические сооружение.

По словам Ковтун, чиновники находятся в настоящий момент в тесной связи с владельцами гаражного кооператива, она лично постоянно встречается с представителями предприятий, чтобы прийти к единому мнению.

Сейчас Заказчик аукциона — Министерство природных ресурсов Ростовской области — пытается доказать и объяснить, почему принято решение поменять проектное решение — вместо демонтажа — расчистка дамбы. Расчистка именно этой части русла определит, по мнению Ковтун, в целом состояние реки Темерник и ее экологической реабилитации.

«Эта сумма, которая выделена на расчистку Темерника — не большая. Мы же не просто расчистим реку, но и создадим место отдыха для ростовчан. Однако мы услышали очень много негатива, люди кричат о том, что мы деньги уже украли, этот проект никому не нужен… Очень печально и обидно слышать такое, ведь мы действительно с душой относимся к этой теме. Сейчас надо немного потерпеть людям, но потом будет красота для всех», — говорит Ковтун.

Есть варианты

Директор новочеркасского Института безопасности гидротехнических сооружений, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Виктор Волосухин говорит о том, что ликвидация гидротехнического сооружения должна проводиться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и приказом Ростехнадзора «Об утверждении порядка подготовки, представления и учета предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, на территории которых находится гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен».

«Вначале Ростехнадзором проводится комиссионное обследование ГТС и его территории. Если решение о ликвидации принято и утверждено, то разрабатывается проектная документация по требованиям постановления Правительства РФ, которая в последующем проходит государственную экспертизу и обсуждение в муниципальном образовании с участием заинтересованных лиц», — комментирует Виктор Волосухин.

По словам профессора, демонтировать дамбу на Темернике никто не имеет права без определения собственника — хозяина гидротехнического сооружения.

«Должен быть также разработан проект по демонтажу объекта, который пройдет экспертизу и обсуждение с населением. Дамбу можно очистить без демонтажа, с использованием современных методик. Существуют геотубы, даже российского производства, они вполне доступны и имеют высокие характеристики. Зачем использовать „дедовские“ технологии, если есть вполне современные технологии, которые могут решить эту задачу», — считает Виктор Волосухин.

Снос дамбы через Темерник может вызвать протесты, считает директор Ростовской региональной общественной организации «Экоправо» Ирина Черкашина. По словам специалиста, необходимо провести инженерно-экологические изыскания для двух альтернативных вариантов: снести дамбу или не снести.

«А если не снести, то что делать, если снести, то что будет. Нужно учитывать, что возможны социальные протесты со стороны владельцев гаражей в кооперативе. Там живут не простые люди, а с амбициями. Они специально это место искали. Есть такое положение, что если очень нужно государству, как это было во время Олимпиады, земли изымаются в пользу государства», — считает Ирина Черкашина.

Читайте также: очистка Темерника может затормозиться из-за бесхозного ГТС на Комарова

#Аналитика
Подпишитесь