Работай и выживай: кто зарабатывает в Ростове меньше всех

15 ноября 2019, 12:58
Несмотря на то, что средняя зарплата все время растет, в Ростове остаются должности, на которых люди зарабатывают неприлично мало. До 20 тысяч в месяц получают многие учителя, медсестры, воспитатели, секретари и офис-менеджеры, продавцы, уборщики.

Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, почему работникам платят совсем немного и что с этим делать.

Кому и сколько предлагают

По итогам восьми месяцев 2019 года, средний размер оплаты труда в Ростовской области составил 32 419,3 рубля. Это больше, чем за такое же время в предыдущем году, на 8,3%.

Корреспондент RostovGazeta изучил вакансии на популярном сайте по поиску работы и выяснил, кому в Ростове предлагают самые маленькие зарплаты.

В коммерческом секторе зарплаты стартуют с минимальных чуть больше 11 тысяч рублей в месяц, такие выплаты предлагают уборщикам (на полный и неполный дни). В две языковые школы хотят нанять администраторов офиса за 10-20 тысяч рублей. От 17 тысяч в месяц планируют платить продавцам, от 15 — офис-менеджерам и секретарям.

В бюджетной сфере маленькие зарплаты предлагают все тем же уборщикам поликлиник, детсадов, парков и воспитателям — от 11 тысяч в месяц, судебным секретарям — 12-20 тысяч (при этом обязательно высшее юридическое образование), учителям — предложения стартуют с восьми тысяч на руки, медсестерам — от 15-18 тысяч рублей, врачам — от 18-20 тысяч, поварам — от 12.

Примечательно, что в Центре занятости населения Ростова — в месте, где безработные должны находить подходящие вакансии — платят тоже немного. Центр планирует найти инспектора на полный рабочий день за зарплату в 14-16.8 тысяч рублей в месяц до вычета налогов. Кроме этого, будущий работник должен иметь высшее образование по специальности «Социальная работа», «Педагогика», «Психология», «Социология» или «Филология». Указана выплата ежеквартальной премии, однако ее размер не уточняется.

Что в реальности: зарплата небольшая, но начальство отбирает и ее

Понятно, что объявления — всего лишь предложения, на которые соискатели могут не соглашаться. Поэтому корреспондент RostovGazeta поинтересовался у нескольких работников, сколько они получают и как живут на эти деньги.

Ростовская учительница с трехлетним стажем рассказала, что многое зависит от руководства школы. «Сначала в ростовском лицее № * я получала 15 тысяч рублей в месяц. У директора была официальная зарплата 105 тысяч», — сообщила она. Собеседница добавила, что существует так называемый распил должности: на девушку должны были оформить должность лаборанта, потому что она проводила лабораторные в классах. «Так как я была молодым преподавателем и не знала всех этих тонкостей, то мою ставку оформили на завуча, которая вообще далека от этого. И мои деньги, 5-6 тысяч, получала она», — рассказала учительница.

Сейчас девушка отрабатывает в другой школе то же количество уроков, ее зарплата — 30 тысяч рублей до вычета налогов, то есть фактически около 26 тысяч. «Эта сумма состоит из часов (у меня две ставки), классного руководства, зарплаты лаборанта, материальной ответственности за кабинет, плюс я курирую проект, получаю деньги за выслугу лет. Среднюю зарплату в 32.4 тысячи учитель может заработать, если повесит на себя много нагрузки: две -три ставки, классное руководство и так далее. Учителя часто берутся за уборку кабинета, получается, устраиваются на должность уборщицы после уроков», — добавила собеседница. Учительница сообщила, что ей приходится искать и проводить дополнительные занятия, давать индивидуальные уроки, потому что зарплаты не хватает даже на самое необходимое. «На ипотеку и проезд до школы трачу в месяц 19 тысяч. Плюс коммуналка, еда, одежда», — пояснила она.

Бывшая медсестра одной из больниц рассказала, что зарплаты в этой сфере индивидуальны, но ставка медсестры по региону — 6 600. «Я совмещала с учебой в медвузе до начала 2019, работала на ставку ночным дежурным около года. То есть в зависимости от количества дней, наличия или отсутствия праздников, которые являются выходными, высчитывается количество часов на ставку, в среднем 160-180 часов в месяц (около 40 часов в неделю, то есть норма работы на полный день — RostovGazeta). Я во время работы дежурила ночью через сутки, на выходных сутками. В итоге моя зарплата была — 12 тысяч рублей», — сообщила собеседница. Она рассказала, что ей хватало этих денег на проезд и на обеды. «Я могла с нее откладывать немного, потому что мне помогали родители, и продукты в дом покупала не я», — добавила собеседница.

По ее словам, существуют также надбавки к зарплате. «Но непонятно, откуда они пляшут. Это то ли выручка больницы делится на всех, то ли стимулирующие какие-то. Они каждый месяц разные, но мне эти выплаты почти год не платили. Их получали все, кроме меня и еще одной студентки. Мы начали возмущаться, когда узнали. Нам ответили, что мы устроены по совместительству. Хотя у нас не было другой работы, мы работали наравне с остальными медсестрами», — поделилась девушка. Она пояснила, что после разговоров с начальством выплаты увеличили, медсестра стала получать в районе 20-25 тысяч в месяц. «Неплохо так-то мне недоплачивали в течение года», — добавила она.

В целом, по словам девушки, медсестры в регионе должны зарабатывать в районе 20-25 тысяч, но в некоторых сферах эта сумма может быть больше. «Среднюю зарплату по региону (32.4 тысячи рублей) тоже зарабатывают, но женщины для этого пашут на трех работах и не живут дома», — заключила собеседница.

Ранее другая медсестра рассказала корреспонденту RostovGazeta, что работая 40 часов в неделю, получает в месяц 16-18 тысяч. При этом, по словам сотрудницы больницы, иногда доплаты убирают либо по личным причинам, либо массово. Например, как утверждает девушка, когда в здании поставили новый лифт, ее зарплата резко сократилась до девяти тысяч рублей за месяц.

Бюджетная сфера: увеличить зарплаты в разы

Депутат Заксобрания Ростовской области и руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Косинов полагает, что сначала нужно разобраться с тем, кто бедный, кто богатый. «Если человек получает льготы как малообеспеченный и живет в трехэтажном особняке, то к нему должны постучаться и спросить, откуда у него деньги. А тех, кто получает 15 тысяч рублей, нужно освободить от всех налогов», — пояснил он. Депутат предложил обязать платить подоходный налог людей с зарплатой в 30 тысяч. «Для жителей, получающих выше 150-200 тысяч рублей, должна быть прогрессивная шкала налогообложения. Зарабатываешь 200 тысяч — платишь 35% налога, получаешь 500 — отдаешь 50%, а при зарплате в два миллиона — 70%. Я это сказал на вскидку, конечно, точнее нужно считать. Все об этом говорят, но никто ничего делать не хочет», — заключил Косинов.

По словам депутата, стоит увеличить выплаты бюджетникам. «Те анекдоты, которые рассказывают — о том, что у нас нет денег в государственном бюджете… У нас денег больше, чем когда бы то ни было. Поэтому сейчас нужно сделать первый, самый малый, шаг — учителям врачам, работникам культуры, повысить заработную плату в разы. Учителя должны получать 65-70 тысяч, врачи — 75-80 тысяч», — считает Косинов. Он полагает, что надо уходить от маленьких окладов и увеличения выплат за счет надбавок.

Депутат Заксобрания Ростовской области и руководитель фракции ЛДПР Евгений Федяев сообщил, что в государственной сфере есть огромная пропасть между зарплатами руководителей, так называемых топ-менеджеров, и рядовых сотрудников. «Если руководитель получает 200 тысяч рублей в месяц, то сотрудник — до 20 тысяч, разница в 10-15 раз. Еще есть премии, отпускные и так далее, после которых пропасть еще больше увеличивается. Вспомните давнюю ситуацию с „Почтой России“, когда руководитель купил квартиру стоимостью в один миллиард рублей, получил премию 95 миллионов. В это же время рядовой почтальон получает 9-13 тысяч. Если сопоставим эти суммы, то это ни в какие ворота не лезет», — рассказал депутат. Он добавил, что это касается государственных организаций и корпораций с госучастием. «Эта пропасть между зарплатами порождает дисбаланс в обществе или, по крайней мере, его увеличивает», — добавил он.

Коммерческий сектор: жадность и налоги

Евгений Федяев заметил, что если говорить о частном секторе, то, с одной стороны, существует жадность работодателя, а с другой — налоговая нагрузка, которая ложится на плечи предпринимателей. «Ведь не секрет, что предприниматель, принимая на работу сотрудника за 30 тысяч, может платить около 40% от этой суммы всевозможных отчислений. Это приводит к серым схемам выплаты зарплаты, к тому, что зарплата занижается. Все это связано с не очень грамотной налоговой политикой нашего государства», — полагает депутат. Он рассказал, что в сентябре проводилось огромное количество круглых столов, комитетов Заксобрания Ростовской области. «Приглашались предприниматели, обсуждались вопросы предоставления льгот и субсидий. Они в один голос говорят, что им не нужны меры соцподдержки, они просят ослабить налоговое бремя. Сейчас предприниматели платят львиную долю доходов в бюджет, мы это пытаемся компенсировать лизингом, субсидиями и прочим, но поверьте, оно того не стоит», — рассказал Федяев. Он пояснил, что в итоге «не очень грамотная налоговая политика» сказывается на простых людях: предприниматели вынуждены платить работникам минимальную зарплату. «Ведь не все бизнесмены миллионеры и миллиардеры», — добавил собеседник. Депутат сообщил, что существует возможность снизить налоговые ставки для предпринимателей, что повлечет экономический рост. «Но вместо этого мы усиливаем давление на бизнес», — заключил он.

Депутат Заксобрания региона Сергей Косинов отметил, что нельзя точно сказать, сколько платят в коммерческом секторе, потому что одна треть коммерсантов — в тени. «У нас никто не хочет или не умеет с этим ничего делать. Нонсенс: предприятие работает на полную катушку, а зарплаты у работников по 12-13 тысяч. Такого же не бывает. Всем этим надо заниматься», — добавил он. Косинов считает, что за неуплату налогов должна быть жесткая ответственность. «В любой уважающей себя стране это одно из самых наказуемых уголовных дел. И сроки там внушительные. Заниматься этим делом должна отдельная структура, где будут работать экономисты. Специалисты, которые знают, что такое экономика, бизнес, и понимают схемы неуплаты налогов: где можно увести, а где нельзя. А не отдел налоговый Министерства внутренних дел, который совершенно не соображает в этом», — предложил Косинов. Он рассказал, что раньше пытались создать налоговую полицию, эта идея была не лучшей, как раз потому что людей туда привлекали из полиции и других структур.

Кроме этого, Косинов полагает, что нужно развивать экономику, тогда будут и налоговые поступления, и страховые. «Никто экономикой сегодня заниматься не хочет. Мы отправляем тучу денег в „Фонд будущих поколений“, „Фонд национальной безопасности“ и другие. А какое будущее? Когда оно наступит? Инвестиции должны быть не только частными (и для них нужно создавать инфраструктуру), но и государственными», — следует из его слов. По мнению депутата, экономику надо поддерживать, строить заводы. «Если мы думаем, что создаем в городе Зверево в этом году предприятие на 15 рабочих мест, и оно что-то решит, то это не так. Мы с 90-х годов думаем, что частный бизнес разовьет производство, но ничего не происходит», — заключил собеседник.

#Аналитика
Подпишитесь